Понятия «драматургический конфликт», «драматургическая коллизия», типы конфликтов в драматургии
Драматургический конфликт – один из основных типов художественного конфликта. В отличие от столкновений людей, изображаемых в эпической литературе, драматургический конфликт имеет четко выраженные особенности. Драма показывает людей в поступках, в действиях, в которых проявляется острая борьба противостоящих сил при наиболее концентрированным выражении характеров и всего духовного склада героев. Непременным свойством характера в драме является его конфликтность – потенциальная способность к выдвижению и отстаиванию в борьбе своей жизненной позиции, своих устремлений. Эта способность возникает не из психологических истоков (твердости, решительности, убеждённости и т.д. – всем этим герой драмы может и не обладать), но именно из эстетических закономерностей драмы, где характер и конфликт предстают в единстве, в сплаве. [2]
Драматическая коллизия – это ситуация, предшествующая драматическому конфликту; нарушение равновесия.
Возникновение коллизии всегда требует от героя принятия индивидуальных решений, совершения определённых поступков. Коллизией являются такие изменения гармонического состояния, которое должно быть устранено. Коллизия содержит начало и предпосылки действия.
Сам термин введён в эстетику Гегелем, как синонимичный термин конфликта. [5]
Коллизия подразумевает исторический масштаб, глобальность, универсальность изображаемых противоречий, или определяет противоречия, скорее как момент внутренней структуры, как способ, чем как предмет художественного отображения.
Конфликт является движущей силой драматического произведения, основным средством раскрытия характера, проявления драматических противоречий. Конфликт возникает после совершения героем определённого поступка.
Конфликты в сценариях разделяются не только на роды, но и на виды внутри каждого рода.
Первая группа видов – конфликты внешние и конфликты внутренние.
Внешний конфликт – это конфликт, все стороны которого направлены на кконкретного человека.
Внутренний конфликт – это столкновение двух начал в душе одного героя. Так, например, в сценарии «Я боюсь», душу героя раздирает конфликт между долгом полицейского и страхом за свою жизнь.
Вторая видовая группа конфликтов – это конфликты открытые и конфликты скрытые. Внутренний и внешний конфликты могут быть как скрытым, так и открытым.
Конфликты открытые ясны с самого начала их зарождения. Скрытые же конфликты – те, где зритель долгое время не знает о существовании конфликта, пока он не открывается – как правило, внезапно.