Понятия и принципы федерализма в России

25 сентября 2021

Определение федеративного государства

Российская Федерация занимает большую площадь, поэтому управлять страной сложно. С принятием Конституции 12.12.93 г. РФ определена как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[1]. Россия уникальна и не похожа на остальные страны, такие, например, как Германия или США, поскольку имеет преимущества и недостатки.

20 лет принятия Конституции РФ изменили федерализм в РФ, но тема все же актуальна. Это напрямую касается особенностей российского федерализма и их влияния на политику РФ.

Для достижения цели необходимо:

  • дать определение федерализму,
  • определить конституциональные принципы РФ,
  • проследить процесс становления федерализма в России,
  • выявить особенности российского федерализма.

Федерализм - система правления, при которой управление осуществляется национальным правительством и автономными органами управления. Важно отметить, что центральным пунктом определения является двухуровневая структура правления[2].

Другой формой государственного устройства является унитаризм. Унитарное государство имеет только административно - территориальное деление.

Федеративное государство можно определить, как сложное государство, состоящее из субъектов федерации, таки как республики, штаты, провинции, земли. В РФ насчитывается 83 субъекта РФ. Выделяются республики, края, области, два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и Еврейская автономная область. Данные субъекты РФ не могут быть рассмотрены в качестве самостоятельных государств, так как они не обладают суверенитетом.

Что касается федеративного устройства РФ, то все ее особенности закреплены в Главе 3 Конституции РФ «Федеративное устройство».

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон[3].

Выбор именно федеративного устройства обусловлен множеством причин исторического, экономического, географического, геополитического, этно-национального, социокультурного и иного характера. Исторически Россия состояла из губерний, областей, отсюда в настоящее время мы имеем федерализм как форму государственного устройства.

С экономической и географической точки зрения, для РФ федерализм является наиболее выгодной формой государственного устройства, так как по площади РФ велика, как уже было сказано выше.

Таким образом, федерализм является сложным и многоаспектным понятием. С политической точки зрения федерализм - это одна из форм государственного территориального устройства, организации власти и управления. Федерализм - это также и форма решения вопроса о разграничении предметов ведения между федерацией как союзом и входящими в его состав государственными образованиями.

До 1917 г Россия была унитарным государством, но в 1918 году Россия встала на путь развития федерализма. Была предпринята попытка провозглашения федеративного устройства, провозглашенная Учредительным собранием в резолюции, принятой 6 января 1918 г. В этой резолюции говорилось о том, что Россия провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, которая будет объединять народы и области. Однако, Учредительное собрание было распущено, решения не приобрели какого-либо реального практического значения.

На III Всероссийском съезде советов в январе 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая закрепила новое государственное устройство для всей бывшей Российской империи. Она же стала одной из составных частей Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию.

C этого же момента начался процесс создания субъектов России по национальному или географическому признакам. На самом же деле границ для национального расселения не существовало, однако, были созданы такие АССР, как Татарская, Башкирская. Были созданы и автономные области, губернии. В которых были созданы административные органы по решению вопросов национальных меньшинств.

В итоге к 1923 году в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Процесс создания автономий продолжался после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР.

В 1922 г. был создан СССР, который представлял собой федеративное государство из равных субъектов с правом выхода из федерации. Тем не менее, к 1936 и 1937 годам государство стало унитарным, если мы будем рассматривать организацию государственной власти, были приняты Конституция СССР и Конституция РСФСР. В Конституции РСФСР от 1937 г. были перечислены 16 автономных республик и пять автономных областей.

Гарантии, закрепленные в Конституции РСФСР от 1937 г., не оказали никакого влияния на репрессивную политику правящей коммунистической партии. Были ликвидированы многие автономии, тысячи людей различных народов были подвержены депортациям. Данный этап продолжался до 90-x годов XX века, когда России перешла к новому этапу установления федерализма в стране.

Федерализм: понятие и конституционные принципы в РФ

Следующий этап происходит непосредственно во времена перестройки и глобальных реформ в стране. 90-е года обострили процессы конституционного развития России. В 1990-1991 года страны, которые входили в состав СССР, начали борьбу за независимость, провозглашая себя суверенными государствами. Часть республик стала требовать выхода из СССР.

На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении термина «автономный», поскольку республики приобрели новый конституционный статус «в составе РФ». Федеративный договор был принят 31 марта 1992 г. и был включен в Конституцию РСФСР. Договор был предупредительной мерой против распада РФ и подтверждал суверенитет в составе РФ, при этом края, области, Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами РФ. Конституция РФ от 1993 г. провозгласила 82 субъекта РФ по шести видам.

Следует отметить, что современная Конституция РФ не предусматривает право субъекта на односторонний выход из РФ.

Итак, формирование современного российского федерализма обусловлено также и историческими факторами. В советском государстве в основе лежал национально-территориальный принцип. Социалистическая федерация должна была строиться только по национально-территориальному принципу, а также сочетать в себе суверенитет федерации и ее субъектов, из чего существовало право выхода субъектов из федерации. Советский федерализм подразумевал принцип добровольности объединения субъектов, желающих войти в состав СССР, а также их последующего равноправия.

Что касается современной России, то ее национальная система территориальной организации по Конституции РФ 1993 г. хоть и пыталась придать своей старой структуре некую жесткость и неизменность границ между ее субъектами Федерации, она все же имела определенные новшества. Современная Россия стала государственно-территориальной федерацией.

Проблема наделения правового статуса субъектов РФ является в наши дни наиболее сложной. Она вызывает споры и дискуссии у различных политиков. Конечно, следует упомянуть особенность закрепления правового статуса всех субъектов России. Все статусы закреплены такими видами нормативно-правовых актов, как Конституция РФ и Конституция соответствующих республик, а для городов федерального значения, автономных округов, автономной области, областей и краев такими нормативно-правовыми актами будут являться Конституция РФ и устав соответствующих субъектов.

Следует отметить, что Конституция РФ закрепляет основные принципы, на которых основывается правовой статус субъектов РФ. Субъекты имеют свои основные законы и свое законодательство, для республик - это Конституция, а для всех же остальных субъектов - уставы.

Конституция РФ также устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами государственной власти. Такие разграничения указаны, прежде всего, в Конституции РФ, но они имеют место быть закреплены различными Федеративными и иными договорами.

Принцип равноправия всех субъектов, находящихся на территории России, закреплен в направлениях:

1) закрепление равноправия субъектов РФ во всех взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

2) закрепления равноправия субъектов РФ между собой.

Однако и здесь мы можем выделить некоторые спорные моменты. Некоторые политологи полагают, что второй принцип сомнителен, ведь субъекты будут уже не равны, так как они различны.

Конституция РФ также устанавливает основы государственной власти в различных субъектах России, которые включают в себя единство государствeнной власти. Государственная власть рассматривается как единое целое, но как и на государственном уровне, так и на уровне существования субъектов РФ будет реализован принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Одной из особенностей будет являться то, что согласно Конституции РФ, субъект вправе будет изменить свой статус при взаимном согласии данного субъекта и самой РФ. Возможно также изменение границ по взаимному согласию субъектов.

Федерализм в РФ можно рассматривать, как ассиметричный федерализм, ведь в России существуют различные виды в наименованиях субъектов, в перечне их признаков. Республики в РФ рассматриваются вообще как отдельные государства. Так, сравнивая с зарубежными странами, мы увидим там некую симметрию. Все субъекты в США называются штатами, а в Германии федеральными землями.

Так, республики в РФ будут иметь ряд отличий. Например, граждане той или иной республики могут иметь свое гражданство. Республики также могут утверждать свою государственную символику, почетные звания и государственные награды, что тоже является отличительной особенностью РФ.

Однако мы можем выделить и общие черты, характерные для всех субъектов РФ:

1) все субъекты РФ имеют свою территорию;

2) все субъекты имеют свою правовую систему;

3) все субъекты РФ имеют право на самостоятельное установление своей системы органов государственной власти.

Итак, в этой статье автор рассмотрел ряд правовых особенностей, характерных для субъектов РФ.

[1] Конституция РФ ст. 1.1

[2] «Словарь политических терминов. Политическая энциклопедия онлайн.» http://www.onlinedics.ru/slovar/pol/f/federalizm.html

[3] Конституция РФ ст. 72