Правоохранительная деятельность и моральные нормы
Правоохранительная деятельность, к примеру, учитывает такие нормы, как беспристрастность, нетерпимость к злу и борьбы с ним, справедливость, долг, ответственность и т.д. Они обладают особо ценностным, но все же рекомендательным значением и строгим образом соблюдаются при профессиональной моральной воспитанности. Однако нормы бывают узкопрофессиональными[1]. В качестве одного из таких видов можно привести нормы служебного этикета (порядка поведения) в ситуациях, когда сотрудник обращается к населению и наоборот, когда он принимает их, общается с гражданами и коллегами, руководителем и т.д. Другой вид представлен профессионально-деонтологическими нормами, которые однозначно определяют действия и поступки сотрудников. Оба этих вида регламентированы служебными документами – уставами, положениями о прохождении службы, директивами, наставлениями, инструкциями и т.п.
Воспитание личного состава осуществляется посредством:
1. Профессиональной служебной и физической подготовки.
2. Морально-психологической подготовки.
3. Общими собраниями коллектива.
4. Деятельностью общественных формирований.
5. Наставничеством.
6. Индивидуально-воспитательной работой.
7. Мероприятиями культурно-массового и спортивно-оздоровительного характера.
Компетентность сотрудников ОВД реализуется с помощью таких функций, как[2]:
1) информационно-коммуникативная. Данная функция связана с формированием необходимых принципов, которых сотрудник должен придерживаться в рамках взаимоотношений с другими людьми;
2) аналитико-конструктивная. Данная функция позволяет осваивать разные знания, необходимые для выполнения данной деятельности, способность к оцениванию обстановки и своевременному и эффективному принятию решений в процессе выполнения службы;
3) деятельностно-регулятивная функция предусматривает организацию выполнения управленческих решений. Данная функция состоит в обеспечение корректировке работы, в формировании социально-психологических и педагогических условий, необходимых для выполнения социально-ценностных функций в трудовом коллективе;
4) формирующе-развивающая. Данная функция заключается в активном воздействии на развитие у сотрудников ОВД социально-ценностных черт, моральных и нравственных качества;
5) профилактико-воспитывающая, выражающаяся в прогнозировании, ликвидации и предупреждении негативных проявлений поведения, педагогическом предупреждении отклоняющегося поведения, ликвидации и преодолении отрицательных личностных качеств характера сотрудника.
Таким образом, сотрудники ОВД должны овладеть знаниями и навыками педагогики и психологии.
Также мы можем отметить, что все рассмотренные функции связаны между собой, следовательно для их развития необходимо использовать комплексный подход.
Эксперимент должен был показать, насколько выполненная работа принесла ощутимые результаты, но при его проведении стало понятно, что одних результатов этого эксперимента недостаточно для оценки успешности выполненной работы. Поэтому для полноты полученных результатов использовали другие методы исследований. Это такие методы, как беседы с учащимися и преподавателями, опросы, вели непосредственное наблюдение за процессом обучения, изучали результаты обучения, анализировали деятельность обучаемых и так далее.
По результатам исследований было выяснено, что, несмотря на обучение многие из обучаемых так и не показали хороших результатов в деятельности, связанной с организаторскими способностями. Но как нам кажется, этого и следовало ожидать, так как учащийся являясь объектам образовательного процесса испытывает на себе его влияние и воздействие , и поэтому не может в полной мере проявить свои деятельностные навыки и умения.
Основным целью эксперимента является раскрытие значимости уровня референтности разных направлений деятельности, что в свою очередь поможет в процессе обучения повысить профессиональную компетенцию обучающихся в учебных учреждениях МВД России. Прежде чем проводить этот эксперимент, были проведены теоретические разработки в этой области, и была смоделирована модель обучаемого процесса.
В ходе эксперимента был проведен корреляционный анализ критериальной основы экспериментального изучения, и было выполнено ранговое шкалирование реальных уровней референтности в системе процесса формирования профессиональной компетентности обучающихся. Было отмечено, что в образовательный процесс во время проведения эксперимента были добавлены различные мероприятия, соответствующие реализации педагогической программы. В ходе эксперименте выяснилось, что наметилась динамика роста педагогических усилий почти сразу после начала проведения эксперимента, что является хорошей предпосылкой для того, чтобы достигнуть намеченных результатов эксперимента.
Как известно всем, сотрудники ОВД часто работают в крайне сложных ситуациях, когда перед ними стоят сложнейшие задачи, которые необходимо выполнить. Им приходится задерживать преступников, охранять и обеспечивать общественный порядок во время нестандартных ситуаций, применять оружие, и так далее.
Поэтому перед руководителем органа внутренних дел стоит немало проблем и задач, которые он должен решать в меру своей профессионально-педагогической компетентности. Эти проблемы и задачи связанны в основном с областью управления и педагогики, и к ним относятся решение следующих задач:
–организовывать службу и деятельность личного состава таким образом, чтобы, чтобы положительное социально-педагогическое влияние помогало росту его профессионального обучения, мобилизованности, воспитанности и развитости;
– учитывать и не допускать возникновения всех негативных факторов и обстоятельств деятельности и службы;
-- воспитывать и сплачивать коллектив, поддерживать в нем отношения взаимопомощи;
– превратить взаимоотношения между руководителями и их подчинёнными в разновидность педагогического взаимодействия;
– управлять личным составом, при этом поддерживать руководителей в оказании ими воспитывающего, развивающего и обучающего воздействия на подчинённых;
– содействовать в привлечении подчинённых в мероприятиях, которые помогают улучшить текущее положение дел в работе;
– добиваться того, чтобы все группы руководящего состава реализовали основные педагогические принципы, приёмы, методы и действия, которые осуществляют педагогическую функцию;
– учитывать педагогические качества личного состава во время работы с ним;
– поддерживать самовоспитание, саморазвитие, самообучение, самообразование сотрудников;
– обеспечить участие сотрудников правоохранительного органа в просвещении и воспитании граждан в правовом отношении;
– оказывать помощь тем органам, которые своей работой формируют правовую культуру жителей.
В ОВД сфера использования возможностей педагогики очень широкая, поскольку здесь значительна ценность образования, воспитания, развития и обучения личного состава, адекватности и грамотности педагогических воздействий сотрудников ОВД на людей. Педагогика – единственная наука, которая с давних пор и комплексно занимается важной проблемой воспитания, ставшей сейчас главной в работе с сотрудниками, в обеспечении свобод и прав граждан.
В целях проверки соблюдения дисциплины и законности сотрудников органов внутренних дел было выявлено, что проблемы связанны с этим не находят должного решения. Так, например, в 2016 г. согласно статистике нарушений служебной дисциплины по сравнению с прошлым годом увеличилось на 5,3%. И такая тенденция наблюдается в 52 коллективах органов внутренних дел, а это составляет 63,4%[3],[4],[5].
Перед проведением испытаний были определены цели их проведений. Эти цели заключались в том, чтобы понять какие меры, которые применяются для того, чтобы успешно сформировать профессиональную компетентность, более эффективны и для того, чтобы обосновать с научной точки зрения применение направлений педагогики в органах внутренних дел.
А уже затем после проведения экспериментов на основе полученных результат были разработаны и предложены практические рекомендации.
Сам эксперимент был разделён на 3- этапа: подготовительный, основной и завершающий. И каждый этап характеризовался тем, что на нем решались конкретные задачи, но в целом все эти задачи были взаимосвязаны и подчинены достижению одной цели. Для того чтобы оценить уровень эффективности формирования у учащихся профессиональной компетентности более точно, был принят интегративный критерий, с помощью которого можно было определить соотношение уровня фактического показателя и уровня показателя, который должен быть, чтобы осуществлять успешно профессиональную деятельность и успешно решать конкретные задачи. Помимо основного показателя исследованию подверглись и такие показатели, как организационно-деятельностный, мотивационный, результативный, содержательно-целевой. Также произвели разделение по признаку сформированности профессиональной компетентности, в результате этого определили четыре уровня такой сформированности: начальный, достаточный, высокий, средний. В эксперименте участвовали студенты Московского областного филиала Московского университета МВД России и Воронежского института МВД России. В силу того, что в эксперименте приняли участие студенты из разных вузов, то сразу же возникла мысль о том, что необходимо сравнить уровни сформированности разных групп умений и навыков в разрезе данных этих образовательных заведениях.
Поэтому для чистоты эксперимента в контрольной и в экспериментальной группах находилось по две учебные группы из образовательных заведений, в которых осуществлялся эксперимент.
В эксперименте участвовали студенты, которые стали учиться с 2018 года.
Основная стадия проходила непосредственно в процессе обучения, группы, которые были экспериментальные, они обучались по специальной программе с использования методов проблемно-деятельностного обучения. А контрольные группы учились по-прежнему, как и раньше.
Вся эта экспериментальная деятельность не выходила за рамки обучения, и все происходило в соответствии с учебным планом ведения образовательного процесса.
Поэтому никаких изменений в программу обучения не применяли. Но в процессе эксперимента улучшали методику обучения, оптимизировали содержания учебного материала, занимались индивидуальными подготовками. Затем, чтобы определить успешность используемых мер выбирали все требуемые показатели с разных стадий эксперимента и с разным уровнем участия.
И на основании этих показателей корректировали дальнейшую опытно-экспериментальную деятельность.
После проведения опытно-экспериментальной работы был произведён анализ этой работы. И на основании полученных результатов проведённого анализа пришли к следующему выводу, что система мер, которые были предложены для того, чтобы сформировать профессиональную компетентность на более высоком уровне, справилась с поставленной перед ней задачей.
Но необходимо отметить тот факт, что исследование показало, что одной сисями мер для того, чтобы решить проблемы с формированием профессиональной компетенции не достаточно.
Поэтому чтобы процесс формирования профессиональной компетенции был эффективнее, необходимо усилить личностно-социально-деятельностный подход ко всем составляющим элементам учебного процесса, а также необходимо, чтобы каждый обучающийся следовал общему замыслу достижения цели, то есть формированию профессиональной компетентности.
Таким образом, проведенный эксперимент показал, что он сумел своим осуществлением произвести положительные изменения в области формирования профессиональной компетентности обучающихся образовательных заведений МВД России. Решая задачи, которые были представлены целевой педагогической программой, студенты показали лучший уровень профессиональной компетентности.
А это в свою очередь поможет им стать профессионалами и обеспечит предпосылки к тому, чтобы успешность подготовки по собственному последующему служебному предназначению была на высоте. При анализе экспериментальной работы учитываются следующие обстоятельства:
1. организация деятельности преподавательского и руководящего состава по формированию профессиональной компетентности студентов образовательных заведений МВД России.
2. Результативность процесса обучения зависит от его особенностей, то есть это и разная степень подготовки преподавателей, и целевой заказ, и направление процесса обучения и так далее.
3. То, что изменилось к лучшему, необходимо считать итогом использования эксперимента.
4. Дальнейшее обучение учащихся, которые участвовали эксперименте, должно продолжаться в том же направлении, как и было во время проведения эксперимента. Если этого не произойдет, то вероятней всего произойдет снижение уровня обучения.
5. Степень сформированности профессиональной компетентности будет временной, если в дальнейшем не будут приняты меры по ее поддержке и дальнейшему развитию.
На основании вышесказанного можно прийти к следующим выводам о том, что увеличение успешности формирования профессиональной компетентности можно добиться несколькими путями. Один из этих путей это применение андрагогического подхода. Этот подход характеризуется следующими педагогическими условиями: курсант с позиции объекта становится на позицию субъекта процесса формирования компетентности; организация учебной работы курсантов проводится по этапам; дается психолого-педагогическая характеристика студентов; планируется процесс формирования педагогической и профессиональной компетентности студентов; педагог учитывает индивидуально-психологические черты курсантов; контролируется процесс формирования профессиональной компетентности и так далее.
Следующий путь - это путь инноваций, то есть необходимость добавить в образовательный процесс новые информационные технологии. А уже как использовать эти достижения науки - информационные технологии, каждый волен выбирать по-своему, это можно использовать для того, чтобы понять и изучить окружающий мир, а также можно использовать в процесс самовоспитания и самообразования и так далее.
Для того чтобы увеличить эффективность формирования профессиональной компетентности можно использовать методику взаимодействия разных участников педагогического процесса. Эта методика состоит из следующих направлений:
- оптимизировать содержание процесса взаимодействия обучаемых и преподавателя;
- улучшить стиль взаимодействия;
- организовать последовательность взаимодействия обучаемых и преподавателя;
- организовать совместную деятельность обучаемых и преподавателя;
- применять различные типы взаимодействия обучаемых и преподавателя; и так далее.
Именно патриотизм признан духовным и нравственным фундаментом, на котором формируются все профессионально важные качества личности сотрудников ОВД, в том числе преданность гражданам и избранной полицейской профессии[7].
Отрицательные тенденции в динамике и структуре преступности, в первую очередь в последние годы, снижение престижа службы в ОВД, попытка осуществления давления на работу таких органов, оказываемого со стороны разных общественных и политических движений, партий, союзов, формируют определённые предпосылки для дезориентации сотрудников, что способно привести к дальнейшему развитию в ОВД деформационных процессов, к появлению суицидов.
При этом совершаются ошибки в выборе тактики, в принятие решений. Возникают сложности в детерминации данного принуждения, а в экстремальных ситуациях сотрудники ОВД могут прибегать к злоупотреблению своих административных полномочий.
Деформации в свою очередь является результатом продолжительного, негативного воздействия условий и отличительных черт мышления. Отклоняющийся вариант поведения выражается в эгоистическом применении тех преимуществ и полномочий, какие предоставляют сотрудникам ОВД, в соответствие с их профессиональными обязанностями.
В таких условиях сотрудники правоохранительных органов склонны уклоняться от выполнения рискованных профессиональных обязанностей. Как правила деформация профессиональной деятельности сотрудника ОВД выражается в грубом, нетактичном моральном поведении.
Несколько лет нестабильности и кризиса, ломки формирующихся десятилетиями нравственных и правовых убеждений вызвали то, что многие сотрудники ОВД оказались дезориентированными.
Сотрудник ОВД оказался в системе «сверхдисциплины», в основе которой положен приказ, призванный для непреклонного выполнения. Приказ является обязательным к исполнению. Неисполнение же приказа почти лишает сотрудника ОВД его работы.
«Административно-приказное своеволие» и особое ведомственное правотворчество на практике часто подменяют сам правовой закон. Использование порочной практики в результате приводит к нарушению прав человека или всего общества.
Если же говорить именно о системе нравственного воспитания в ОВД, то здесь также необходимо отметить особую значимость таких понятий, как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство»[8]. Как правило, на данных понятиях строится самооценка сотрудника.
Правоохранительные органы составляют самостоятельную группу органов государства. У данных органов имеются четкие и важные профессиональные задачи – защита и охрана населения, восстановление нарушенного порядка и т.д. [59].
[1] Якушев И.В. Социально-правовая макрогрупповая психология: учеб. пособ. М., 2012.
[2]Разин, А.В. Этика: учебник / А.В. Разин. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012
[1]Кобзев, И.Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности: учеб. пособ. / И.Ю. Кобзев. – М.: ДГСК МВД России, 2015
[2] Ляпин А.И. Формирование профессионально-педагогической ком-петентности курсантов образовательных учреждений МВД России: авто-реф. дисс. … к.пед. н. М., 2010. 24 с
[3]Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/5i5i5
[4] Сердюк Н.В., Вахнина В.В., Носкова Л.Г., Хайрутдинова И.В. Формирование профессионально ориентированной коммуникации руководителя органа внутренних дел: учеб. пособ., М., 2010.
[5] Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности: проблемы и перспективы // Материалы межведомственной научно-практической конференции. М., 2008.