Правовая основа международного сотрудничества органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства
Современный мир, находящийся в состоянии глобализации и цифровизации, характеризуется распространением преступности на международном уровне.
Вследствие развития технологий, некоторые преступления стали более сложными и вызывают некоторые трудности при их расследовании. В связи с этим возникла необходимость в установлении международного сотрудничества с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и обмена опытом с зарубежными странами. Такое взаимодействие позволило бы развивать правоохранительную деятельность внутри государства.
Основным органом, ответственным за международное сотрудничество в Российской Федерации, является Прокуратура. Этот независимый орган взаимодействует со всеми ветвями власти и выполняет свои функции во многих областях общественной жизни [4, с. 231-232]. Ее правовой основой являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 и другие федеральные законы.
Федеральный закон определяет полномочия, организацию и порядок деятельности Прокуратуры РФ в соответствии со статьей 129 Конституции РФ. Статья 129 Конституции РФ, в свою очередь, отсылает к федеральному закону в части определения полномочий, организации и порядка деятельности Прокуратуры РФ в сфере участия в международном сотрудничестве. Пункты «к» и «о» статьи 71 Конституции РФ устанавливают, что международные отношения и международные договоры РФ находятся в ведении РФ [1].
На территории РФ действуют принципы и нормы международного права, которые включены в ее правовую систему согласно ст. 15 Конституции РФ. Если законом предусмотрены определенные правила, а международным договором - другие, то применяются правила международного договора.
В случае противоречия между международным договором и Конституцией РФ, преимущество отдается Конституции, так как она обладает высшей юридической силой и применяется на всей территории РФ.
Документы, которые регламентируют международное сотрудничество, классифицируются следующим образом:
- договоры, конвенции, стандарты, соглашения на мировом уровне (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания);
- документы, которые регламентируют сотрудничество на региональном уровне (Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 г.);
- документы, которые регламентируют сотрудничество двух и более сторон (Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации от 8 октября 1992 г.).
- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;
- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.
Реализация международного сотрудничества с партнерами из иностранных государств, в рамках многосторонних и двусторонних межведомственных соглашений, возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Генеральная прокуратура РФ активно работает над укреплением правовой основы межведомственного сотрудничества.
Генеральная прокуратура РФ является компетентным органом по вопросам применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, находящихся под решением суда. В рамках международных договоров и российского законодательства она также занимается выдачей и оказанием правовой помощи в уголовных делах, а также принятием и передачей лиц, страдающих психическими расстройствами [6, c. 57-59].
К основным международным договорам для России в данной области остносятся [5]:
Важное место в международной деятельности прокуратуры РФ отводится национальному законодательству. Так, кроме Конституции РФ, сферу международного сотрудничества прокуратуры РФ регулирует ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [3], Уголовно-процессуальный кодекс РФ [2], иные федеральные законы, а также приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ.
Также действует «Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (утв. Генпрокуратурой России от 26.09.2022), на основании которого производятся организационно-правовых мероприятия в рамках сотрудничества, а также оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления [6, c. 57-59].
К формам международного сотрудничества Прокуратуры РФ относятся следующие (рисунок 1).
Рисунок 1 - Формы международного сотрудничества Прокуратуры РФ
В условиях санкций, международное сотрудничество прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства играет особую роль. Санкции, которые налагаются одной страной на другую, оказывают значительное влияние на международный правопорядок и приводят к сложностям в проведении уголовного расследования. В связи с этим, эффективное международное сотрудничество становится необходимостью для успешной борьбы против транснациональной преступности.
Санкции являются одним из инструментов международной политики, направленных на наказание или изменение поведения определенной страны или режима. Они могут приниматься как отдельной страной, так и группой стран или международными организациями. В результате таких действий, возникают определенные ограничения для экономического и политического взаимодействия со странами, подвергнутыми санкциям. Однако, несмотря на эти ограничения, прокуроры разных стран продолжают осуществлять обмен информацией и доказательствами по уголовным делам. Международное сотрудничество в сфере уголовного правосудия остается необходимым для борьбы с транснациональной преступностью, такой как коррупция, наркоторговля, терроризм и другие.
Для эффективной работы в таких условиях необходимы механизмы и инструменты, позволяющие обеспечить обмен информацией и доказательствами между странами.
Один из таких механизмов - это использование существующих международных договоров о правовой помощи, которые предусматривают процедуры для передачи информации и материалов в уголовных делах. Прокуратуры стран-участниц этих договоров могут обратиться к своим коллегам за помощью и получить необходимые данные для расследования преступлений.
Другим инструментом является активное использование системы Интерпола. Прокуратурам доступны базы данных о преступниках, которые содержат информацию о лицах, подозреваемых или разыскиваемых по уголовным делам. Сотрудничество через Интерпол позволяет быстро получать актуальную информацию о преступниках и обмениваться оперативными данными.
Также, прокуратуры могут использовать совместные расследования и операции с другими странами. Для поддержания эффективных связей и обмена информацией необходимо разработать рекомендации и перспективы развития данного сотрудничества.
Во-первых, важно создать механизмы для обмена информацией между прокурорскими органами различных стран. Это может быть осуществлено через установление специализированных отделов или агентств, которые будут заниматься координацией работы по обмену оперативной информацией о преступлениях, лицах, участвующих в них и используемых методах.
Во-вторых, следует активно использовать международные юридические инструменты, такие как экстрадиция и правовая помощь. Это позволит более эффективно проводить расследование и преследование лиц, находящихся за границей, но являющихся членами организованных преступных группировок или участниками транснациональных преступлений.
В-третьих, разработка и реализация совместных операций и программ между прокурорскими органами различных стран позволит повысить эффективность борьбы с транснациональной преступностью.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №N 31, ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - ст. 4921.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995. - № 47. - ст. 4472.
- Бикметов И.Ф. Международное сотрудничество Прокуратуры Российской Федерации / И.Ф. Бикметов // Молодой ученый. - 2022. - № 52 (447). - С. 231-232. - URL: https://moluch.ru/archive/447/98324/. - (дата обращения: 05.11.2023).
- Международное сотрудничество // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. – URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/ international-cooperation. - (дата обращения: 05.11.2023).
- Соломаха С.В. Правовая основа международного сотрудничества органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства // Актуальные исследования. - 2021. - №3 (30). - С. 57-59. - URL: https://apni.ru/article/1811-pravovaya-osnova-mezhdunarodnogo-sotrudniches. – (05.11.2023).