Правовое регулирование наследственных правоотношений граждан зарубежных государств на территории России и российских граждан за рубежом

30 сентября 2021

Аннотация. Актуальность текущих противоречий и пробелов в регламентации наследственных отношений, обусловлена продолжительностью исторического существования наследования и наследственного права, напрямую взаимосвязанных с институтом семейно-брачных отношений. Представленное обстоятельство определяет комплексность их регулирования, а также принятие во внимание специфики каждого отдельного народа (нравственно-моральных особенностей, религий, сложившихся традиций, обычаев). В связи с этим возникают трудности выработки общих единых правил, используемых при принятии наследства. Настоящая статья посвящена рассмотрению специфики наследственных правоотношений, возникающих у отечественных и иностранных субъектов в РФ и за рубежом, а также анализу положений зарубежного законодательства, касающихся наследования в контексте международного частного права.

Ключевые слова: наследственные права, завещание, российские граждане, иностранные граждане.

РЕКЛАМА

Хотите майнить по 1,50 долл. в день? 

 ?Переходим по ссылке (https://hi.com/phil74

 ?Выбираем Телеграмм, проходим регистрацию (логин и тп, ничего сложного) 

 ❗️На одном из шагов потребуется ввести имя реферера ?? phil74 

  ✅ Для вывода нужно будет пройти верификацию


Анализируя правовое регулирование наследственных прав российских граждан, проживающих за границей или на территории РФ, так и иностранных граждан в Российской Федерации, можно подчеркнуть, что могут возникать за границей правовые отношения, если наследодателем является российский гражданин, живущий как за рубежом, так и на территории РФ. Вместе с тем, проблема анализа правовых значений в международном частном праве остается малоизученной специалистами в том числе и в сфере наследования.

Довольно по-разному определяется сам порядок наследования государством. Во многих случаях, согласно международному частному праву, наследование регламентируется по праву оккупации, т.е. движимое наследственное имущество переходит тому государству, к которому причислен гражданин в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит государству, на территории которой оно находится.

Во внутреннем праве России принята раздельная система определения наследственного закона: наследование движимого имущества регулируется правом страны по месту последнего места жительства наследодателя, а наследование недвижимости – правом страны по месту ее нахождения (п. 1 ст. 1224 ГК РФ).

В случае отсутствия международного договора, положениями которого устанавливается иное, представленная коллизионная норма подлежит применению и к наследованию по завещанию, и по закону (ab intestat).

Аккумулируемая практика свидетельствует о частых проблемах позитивной и негативной обратной отсылки, обуславливаемых различиями коллизионных привязок, которые применяются в разных государствах в процессе определения права, применимого к международному наследованию. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 90 Закона Швейцарии 1987 г. о международном частном праве, именно швейцарскому праву подчиняется наследование после субъекта, который проживал в Швейцарии на постоянной основе, независимо от вида и местонахождения такого имущества.

Согласно отечественной коллизионной норме (абз. 2 п. 1 ст. 1224 ГК РФ), в случае расположения недвижимого имущества на территории РФ, его наследование подчиняется положениям отечественного наследственного права [4]. Таким образом, очевиден конфликт, имеющие отрицательный и положительный характер в зависимости от места проживания наследодателя.

Так, в случае проживания наследодателя на территории Швейцарии и наличия у него недвижимого имущества в РФ, имеет место позитивный конфликт, при котором как швейцарский, так и российский правопорядок признают за собой компетенцию в регулировании такого наследования по существу. И, напротив, в случае проживания наследодателя в РФ и наличия у него недвижимости на территории Швейцарии, наблюдается взаимный отказ каждого из представленных правопорядков от соответствующей компетенции в пользу второго.

Наглядная реализация принципа равенства наследования по завещанию и закону демонстрируется в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, заключенного между РФ и Японией. Так, положения ст. 38 указанного Договора наделяют граждан, проживающих в РФ и Японии правом составления распоряжения, касающегося судьбы собственного имущества после их смерти, с учетом исполнения таких распоряжений в обоих государствах.

В соответствии со ст. 42 рассматриваемого документа, стороной, получающей распоряжение движимыми объектами наследования, выступает та, у которой на дату смерти наследодателя он числился гражданином.

В РФ присутствует согласование закрепленного правового статуса иностранных граждан и Конституции РФ. Так, согласно положениям Основного закона РФ, российские граждане, лица без гражданства и иностранные граждане равны перед законом и получают одинаковые гарантий защиты собственных прав. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, возможность исключения из данного правила обуславливается наличием в ратифицированных РФ международных договорах соответствующих положений.

Современное отечественное законодательство характеризуется функционированием ряда коллизионных привязок, в частности:

– право страны, в которой постоянно проживал наследодатель перед смертью (данная коллизионная привязка устанавливается ст. 1224 ГК РФ и является общей, используемой для определения отношений по наследованию). Определение способности наследодателя к составлению завещания и его отмене (включая вопросы завещания недвижимого имущества), формы составленного им завещания (либо акта отмены такового) производится именно по праву страны, в которой проживал завещатель в период его составления или отмены.

– право страны, в которой было составлено или отменено завещание (данная привязка определяет невозможность признания недействительными завещания или акта его отмена по причине несоблюдения формы в случае удовлетворения таковой требованиям, установленным правом места составления данного завещания или акта его отмены, либо предъявляемым отечественным правом требованиям.

– право страны, в которой находится наследственное имущество (данная привязка используется при решении вопросов наследования недвижимого имущества).

– право страны, в которой имущество было внесено в базу государственного реестра (данная привязка используется при решении вопросов наследования недвижимого имущества, внесенного в российский государственный реестр).

Итак, согласно п. 1 ст. 17 ГК РФ правоспособность граждан, которая устанавливается в соответствии с правилом личного закона, распространяется на всех граждан без исключения. Тем не менее, это не означает тождественность ее содержания, что обуславливается правом отдельного суверенного государства на регулирование поведения собственных граждан за границей, а также лиц, которые находятся на его территории [2, c. 37]. Иными словами, оказавшийся на территории другой страны гражданин будет подчиняться законам двух государств.

В РФ использование принципа следования национальному правовому режиму имеет место при установлении пределов правоспособности лиц без гражданства и иностранных граждан.

Закрепление принципа равенства присутствует и в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенном между РФ и Литовской Республикой. Так, ст. 41 указанного документа предусматривает равенство прав российских граждан и граждан Литвы в качестве наследников и наследодателей в ходе распоряжения собственным имуществом (как движимым, так и недвижимым). Аналогичное распространяется на порядок составления завещаний, особенности процедуры наследования по закону, вопросы сохранения и передачи имущества между гражданами двух стран при помощи дипломатических представителей, а равно при участии органов, которые специально уполномочены по вопросам наследования.

Кроме того, нам представляется значимым присоединение к принятой 01.08.1989 г. в Гааге Конвенции о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества. Важность обозначенного документа обуславливается установлением его положениями правил, используемых для преодоления коллизий законодательных норм различных стран в процессе регулирования международных наследственных дел. В частности, речь идет о применении принципа, предусматривающего подчинение наследования единому закону вне зависимости от конкретного вида имеющегося наследственного имущества. Для данных целей вводится отдельное понятие, а именно – основная резиденция. Помимо этого, наследодатель наделяется возможностью самостоятельного выбора права, подлежащего практическому применению для решения вопросов регулирования наследования, открывающегося после его смерти (professio juris). По нашему мнению, налицо безусловная позитивность такой унификации коллизионного регулирования наследования, поскольку ее результатом выступает использование материального права одного государства ко всему наследственному имуществу, что наиболее отвечает принципу универсальности наследования, а также презюмируемой воле, высказанной наследодателем. Одновременно следует подчеркнуть, что в случае присоединения нашей страны к Гаагской конвенции 1989 г., возникнет необходимость более частого использования отечественными органами и учреждениями положений иностранного права в ходе регулирования международного наследования.

Список использованной литературы

2. Саенко Д. Г., Кудрявцева Л. В. Защита и осуществление прав граждан РФ за рубежом. // Полиматс. 2019. №3. С. 70.

3. Суханов Е.А. Российское гражданское право. Т.1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Е.А. Суханов; отв.ред. Е.А. Суханов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Статут, 2019. – 985 с.

4. Шелухина А. А., Кудрявцева Л. В. Правовое регулирование наследования иностранных граждан в Российской Федерации и российских граждан за рубежом //Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов: в 9 ч. 2019.