Предпроектный анализ строительства музейных комплексов

Мировой и российский опыт строительства музейных комплексов.

По мнению многих ученых первой основной причиной появления музея, является человеческая склонность к собирательству и коллекционированию, которое раньше было способом выживания человека, путем накопления и передачи культуры, методов, технологий следующему поколению. А так же архаическом обществе люди собирали и хранили предметы, которые не использовались в повседневной жизни. Таким образом музей, как социальный институт, существуют на протяжении уже двух тысячелетий. И входе своего развития он претерпевал определенные трансформации, менялись и расширялись его функции, возможности и назначение. Однако основное его назначение не изменилось, и скорее всего не изменится в ближайшем будущем. Сущность музеев – это сохранение, презентация и трансляция главных ценностей и достижений, в соответствии с представлениями своего времени. Развитие музеев можно разделить на несколько этапов: первый – это «Музей сокровищница», второй – «музей лаборатория», далее «классический музей» и, наконец, «современный музей». Современный музей представляет собой объединение всех предыдущих типологий в единый комплекс, это многофункциональное живое пространство, интегрированное в общественную жизнь города, со сложным взаимодействием между образовательными, научными, исследовательскими структурами, дискуссионными площадками, различными мастерскими, развлекательными функциями.

В связи с этим в последнее время наблюдается бум музейного строительства. И за рубежом, и в России возводятся новые музейные здания, расширяются и постепенно превращаются в многофункциональные комплексы старые.

При рассмотрении мирового опыта проектирования и строительства подобного типа объектов было изучено некоторое количество интересных нестандартных проектов, имеющих оригинальную архитектурную концепцию.

К такому виду сооружений можно отнести UCCA Dune Art Museum (Циньхуандао, Китай), представленный на рисунке 2, как пример глубокого почтения архитекторов к природе данной местности. Музей расположен под окружающими его дюнами, таким образом защищая уязвимую экосистему дюн, которая формировалась на протяжении тысяч лет. Благодаря такому решению эти песчаные дюны будут сохранены, а не выровнены, чтобы сохранить пространство для развития недвижимости с видом на океан. Покрытая песком крыша значительно снижает летнюю тепловую нагрузку на здание, а традиционные кондиционеры здесь заменены на специальные системы с низким потреблением энергии и тепловыми насосами с нулевыми выбросами. Общая площадь музея составляет около 1000 квадратных метров. Его структура состоит из 10 галерей, кафе и смотровой площадки с видом на море. Вход в музей представляет собой длинный темный туннель, который в самом конце неожиданно расширяется, и посетители попадают в самое большое из выставочных пространств. Из пещерных галерей можно подняться наверх по винтовой лестнице, которая ведет на

Рисунок 10

смотровую площадку.

Рисунок 11

Естественное освещение UCCA Dune Art Museum обеспечивает множество отверстий на крыше. Все они имеют различную форму и ориентацию. Через них посетители могут из-под земли наблюдать, как в течение дня меняется небо над музеем.

Центр современных искусств имени президента Франции Жоржа Помпиду построен в 1971-77 годах в исторической части Парижа. Индустриальный стиль хай-тек разительно отличает здание от окружающих его старинных домов. Авторы проекта, Ренцо Пиано и Речард Роджерс, задумали здание как многофункциональный комплекс, приспособленный для быстрой перепланировки. Центр, рассчитанный на большой поток посетителей, тщательно продуман с точки зрения безопасности. Комплекс четко разделен на 3 зоны: большая подземная часть, основное наземное сооружении со стальным каркасом и окружающая здание площадь, которая превращена в выставочную площадку музея и место выступления молодых актеров, музыкантов и художников. В здании размещаются залы музея современного искусства, библиотека, кинотеатр и художественные мастерские. Центр Помпиду и его оживленная площадь сегодня воспринимается

Рисунок 8 – Центр современных искусств имени президента Франции Жоржа Помпиду

как неотъемлемая часть культурной жизни Парижа.

Одна из самых недавних построек, Музей Exploratorium. Он входит в состав Культурного центра района Биньхай в Тяньцзине: его «каркас» и музей современного искусства спроектировали бюро GMP, туда же входят белоснежная библиотека MVRDV, центр исполнительских искусств и общественный центр (Hua Hui Architects из Шэньчжэня).

Рисунок 9 – Музей Exploratorium

Музей науки и техники получил фасад из алюминиевых перфорированных панелей медного цвета. Его облик также определяют усеченные конусы атриумов. Эти объемы и цвет – отсылка к индустриальному прошлому Тяньцзиня, в то время как его настоящее определяет экспозицию внутри. Так, в атриумах выставят к официальному открытию Exploratorium'а этой осенью космические ракеты и другую продукцию аэрокосмических производств: город – главный центр этой отрасли в КНР.

Конусы-атриумы обеспечивают интерьер естественным светом, кроме того, центральный, со спиральным пандусом, связывает все уровни и зоны музея (общая площадь – 33 000 м2). Архитекторы подчеркивают, что он в два раза больше музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Посетителям доступна и крыша, которая играет роль смотровой террасы. Конусы также по принципу солнечной вентиляции собирают теплый воздух, который летом можно вывести из здания, а зимой – направить обратно в помещения.

Среди Российских современных музейных комплексов можно отметить несколько.

Государственный музей-заповедник «Куликово поле» (даты 2010 — 2015 / 2014 — 2016, Место: Россия, Тульская область, общая площадь :5 000 м2, высота: 11,5) (Рисунок 13) Музей — кульминационная точка окружающего ландшафта. Тема движения в комплексе раскрыта через контрасты: холм с корпусами противопоставляются рельефу, а в интерьере линии освещения рассеиваются в зеркалах. Идею пути, эмоционального маршрута воина архитекторы ПНКБ «Архитектура и культурная политика» передают и в объеме, и в интерьерах музея. Для авторов было важно не отвлекать внимание посетителя от Куликова поля. Поэтому, с одной стороны, они решили «спрятать» здание в холм — чтобы зритель воспринимал его в контексте всей местности. С другой, предложили ему пройти сложный путь «меж двух огней», чтобы через элементы комплекса показать атмосферу места. В состав комплекса музея «Куликово поле» входят: здание музея с экспозиционным, выставочным и конференц-залами, административными помещениями и фонд с хранилищем, пять гостевх домов на территории воссозданной деревни Моховое, здание обслуживающего персонала, центр приёма и обслуживания посетителей с кафе, магазином и информационной зоной.

Рисунок 13

Подземный музей археологии Зарядья. ( даты-2016, место-Россия, Москва, функция-Культурный / Музей, Юрий Аввакумов ) Музей в Зарядье демонстрирует посетителям парка археологические древности, найденные во время раскопок на этой территории.(Рисунок 14)

Единственный зал музея, квадрат в плане площадью около 200 кв. метров, представлен как своего рода подземный археологический раскоп – темное пространство, освещенное несколькими лучами, пробивающими толщу земли. В свете лучей посетителю музея открывается т. н. «дневная поверхность» Зарядья, культурный слой, когда-то освещенный солнцем, а теперь скрытый в толще земной мантии. Три луча, три витрины – зенитных фонаря, имеющих выходы на поверхность парка, ориентированны на север, запад и юг. Главный экспонат музея – часть Китайгородской стены. Стены, и потолок музейного зала покрыты панелями темно-серого фибробетона и, как модулор, градуированы сеткой из старинных русских мер длины: сажени, аршина и вершка. Пол замощен плитами черного гранита размером 1 х 1 аршин, то есть 71,12 х 71,12см

.

Две стены зала – стеклянные. Первая – это прозрачный витраж между аванзалом и выставочным залом, представляющий музей как своего рода витрину для проходящих мимо, из парка на набережную. Вторая стена – из рирпроекционного стекла находится внутри зала – это панорамный экран, на который непрерывно проецируется фильм .

Музей рассчитан на посещение в круглогодичном режиме 24/7.Выставочный зал находится под постоянным видеонаблюдением, витрины снабжены системой сигнализации. Предусмотрен охранный пост. При отсутствии посетителей освещение зала автоматически снижается до дежурного минимума.

Рисунок 14

Здание музея в «Новом Иерусалиме». (даты-2012 — 2013 / 2013, место-Россия, Москва, Истринский район, с/п Лучинск ое, д. Никулино, функция-Культурный / Музей, площадь участка- 4.28 га, площадь застройки- 9 826,5 м2, площадь подземная-13 182 м2, общая площадь-27 790 м2, высота-12, этажность-2, строительный объем-150 000 м3) Задача у «Сити-арх» была нетривиальная: выделенный для строительства музея участок мало того, что одной границей всего на 300 метров удален от памятника архитектуры федерального значения – комплекса зданий Ново-Иерусалимского монастыря, так еще и другая его граница пересекает холмистые берега Истры. Пришлось учесть угрозу подтопления – и построить внутри обваловки дамбу высотой 4 метра. Так же как и подчиниться множеству других ограничений, прежде всего жестким ограничениям высоты, основанным на результатах визуально-ландшафтного анализа. На четырех гектарах требовалось разместить 28 000 м2 музейных площадей, поэтому часть выставочных площадей решено было поместить ниже уровня грунта.

Так и вышло, что, с одной стороны, здание находится выше грунтовых вод и возможного уровня речной волны, а с другой – вписано в ландшафт, превращено в искусственный холм высотой 12 метров. Корпуса музея, которые и составляют значительную часть холма, в буквальном смысле распластаны по его периметру. А внутрь незамкнутой трапеции вписан смысловой центр композиции – чаша с выставочными галереями вдоль стен и большой круглой площадью посередине. Чаша двора кажется образно-смысловой парой гигантского шатра над кувуклией, главного символа подмосковного Нового Иерусалима патриарха Никона – конус музейной площади повторяет ее «наоборот»: пустота вместо объема, уступ вместо выступа, но тот же круг-кольцо обхода вокруг и тот же тип композиции, вытянутой с востока на запад.

Пространственная картина включается в состав экспозиции музея, становится ее постоянной частью, «входит» снаружи внутрь – определенно удачная архитектурно-градостроительная идея, она напоминает и подчеркивает: вот он, монастырь, рядом.


Рисунок 15

1.4. Градостроительная ситуация

Музеи сегодня все чаще рассматриваются как инструмент решения экономических проблем города или целого региона, известны примеры, когда правильное расположение и проектирование музея оживляли безлюдные окрестности и становились центром притяжения для других культурных и коммерческих учреждений. Поэтому при создании такого рода объекта важно правильно определить место, где он будет находиться. Для создания музейного комплекса в Волгограде предлагается использовать преимущества размещения здания в структуре центральной части города рядом с набережной р. Волги (рисунок 1). Это обусловлено тем, что музеи являются ведущими объектами формирования градостроительного ансамбля. Размещение объекта в таком месте дает доступность комплекса для посетителей из разных районов, и гостей города.


Проектируемый земельный участок находится в Ворошиловском районе г.Волгограда по ул. Одесская, 2. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Волгограда участок принадлежит зоне Д 2-1 «Зона застройки объектами общественно-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда». (Рисунок 2)

Музей относится к культурным объектам, а значит входит в перечень основных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства. Параметры разрешенного строительства в соответствии с ПЗЗ Статья 29 п.5:

- максимальная общая площадь объектов капитального строительства нежилого назначения (за исключением объектов дошкольного, начального и среднего общего образования) на территории земельных участков - 10000 кв. м (ограничение не относится к объектам нежилого назначения, расположенным на территориях земельных участков, примыкающих к магистральным улицам общегородского значения);

- максимальная высота объектов капитального строительства – 75 м;

- выступы за красную линию частей зданий, строений, сооружений – балконов, эркеров, козырьков не допускаются более 2 м и ниже 3,5 м от уровня земли;

- максимальный процент застройки в границах земельного участка - 60%.

Рисунок 2 - Выкопировка из ПЗЗ г.Волгограда. Картографический фонд г.Волгограда. Участок для проектирования для наглядности выделе на карте черным контуром.

- согласно Таблице 1 статья 18 ПЗЗ г.Волгограда доля озелененных территорий для данного типа объекта не подлежит установлению.

1.5. Параметры участка

Площадка проектирования состоит из двух земельных участков, их общая площадь согласно публичной кадастровой карте (рисунок 3) составляет 18615 м2. Участок имеет прямоугольную форму. Рельеф участка спокойный не имеет уклонов. На участке на данный момент присутствует дренажные трубопроводы, но нет доступа к необходимым комплексам систем и коммуникаций, обеспечивающих полнофункциональную жизнедеятельность объекта (водоснабжение, канализация, электричество).

Рисунок 3 - Данные по земельному участку из публичной кадастровой карты

Территория для проектирования очень удачно расположена в структуре города, имея доступ ко всем районам; имеет небольшую удаленность от центрального вокзала и реч. порта.

Близкий доступ к автомобильной дороге обеспечивает транспортную и пешеходную доступность. Окружение объекта зеленой зоной позволит создать необходимые музею рекреационные пространства и расширить экспозиционные возможности сооружения, создав возможность устройства открытых выставок и наполнить место культурными событиями вне стен музея. Так же обилие зеленых насаждений является естественной защитой от шума и загрязнений, что повышает комфорт и экологичность сооружения.

Относительно близкое расположение остановок маршрутного транспорта позволяет создать транспортную связь со всеми частями города.

1.5.1. Существующее состояние территории

На данный момент на территории для проектирования нет объектов капитального строительства. Присутствуют некоторые элемент благоустройства: цементная дорожка, ведущая к набережной Волги и две самодельные спортивные площадки. На территории есть некоторое количество озеленения.

Таблица 1- Фотофиксация существующего состояния территории

Точка фотофиксации на карте

Фотография

1.5.2. Рельеф участка

Участок располагается на выровненном участке склона. Территория не имеет значительных перепадов высот рельефа. Анализ рельефа представлен на рисунке 4, высотные отметки являются абсолютными высотами и указаны относительно уровня моря. Максимальный перепад высот составляет 2,5м по продольному сечению участка. По горизонтальному сечению перепадов нет.

Рисунок 4- Схемы анализа рельефа

С С-З стороны от территории расположен крутой уклон с обильными зелеными насаждениями, с Ю-В бетонное берег укрепление с резким уклоном. С учетом рельефа местности в проекте планируется использовать природный ландшафт территории, организовать въезд с рокадной дороги.

Проект предусматривает выполнение требований, указанных в СП

59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для МГН». Согласно СП

«5.1.14 Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%)»; необходимо обеспечение и создание доступной среды для МГН во всех функциональных зонах объекта проектирования – на прилегающей территории, во входных зонах, в зонах целевого назначения, на путях перемещения (с учетом эвакуации), в санитарных узлах.

1.6. Транспортное обеспечение объекта

Проектируемый на данной территории музей будет обеспечиваться мощной инфраструктурой в структуре района и города. Территория прилегает к проектной пешеходной-транспортной улице общегородского значения; улицы местного значения (ул. Одесская, ул. Степана Разина). В радиусе 800 м имеется несколько остановок общественного транспорта (троллейбусы, автобусы и маршрутные такси) «Остановка Памятник Североморцам» во все районы города; в 800 м находится остановка «Остановка Фабрика Царица» и остановка скоростного трамвая «ТЮЗ», связывающая Ворошиловский, Центральный, Дзержинский и Советский районы. А так же нельзя исключать доступность со стороны воды, т.к. объект вплотную примыкает к реке. По волге мимо выбранного участка проходит маршрут водного транспорта (Рисунок 5).

В проекте планируется осуществлять подъезд к главному входу и подземной парковке со стороны набережной. Въезд на разгрузочно-погрузочной зоны для кафе и ресторона музея, а так же подъезд к техническим помещениям, в подземную парковку и разгрузочно-погрузочную зону для сложного сервиса комплекса, лабораторий и мастерских будет осуществляться находится со стороны ул. Одесская. На всей территории с учетом СП 4.13130.2013 [6] должны быть заложены пожарные проезды на необходимом расстоянии от здания и требуемой ширины.

Рисунок 5 – Схема расположения остановок общественного транспорта и территории проектирования (затемнена на схеме)

Выбранная территория имеет все предпосылки для проектирования музейного комплекса: активное строительство на ближних территориях, живописность местности, транспортная доступность, экономически выгодная территория.

1.7. Экологические характеристики существующей территории

Территория находится в водоохранной зоне, в связи с этим следует обеспечить охрану водных объектов от загрязнения и истощения. Обязательным следует предусмотреть наличие системы очистных сооружений. Подключение к ливневой канализации в водоохранной зоне или разработку собственной системы очистки стоков, в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Согласно статье 65 водного кодекса « Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории водоохранных зон» на таких территориях устанавливается специальный режим осуществления хоз. деятельности, с целью предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. На данной территории запрещается:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. [3]

Сейчас на территории нет никаких объектов капитального строительства, присутствует естественное озеленение в основном травяной покров, а так же имеется незначительное количество деревьев. Таким образом, создание на данной территории музейного комплекса с достаточным количеством озеленения, зон отдыха и досуга не повредит и благоприятно воздействует на экологического состояние микрорайона.

1.8. Климатические данные

Используемая проектная документация:

СП 131.13330.2012 «Строительная климатология» Актуализированная версия СНиП 23-01-99*.

- температура наиболее холодных суток tнхс = -26°С;

- температура наиболее холодной пятидневки tнxn = -22°С;

- абсолютная минимальная температура -35°С;

- среднесуточная амплитуда температуры воздуха наиболее холодного месяца, °С – 5,6°С

- абсолютная максимальная температура +43°С;

- среднемесячная относительная влажность воздуха наиболее холодного месяца 85%;

1.8. Инженерно-транспортная инфраструктура.

Состояние инженерно-транспортной инфраструктуры и системы общественного обслуживания – так как инженерные коммуникации подведены ко всем близлежащим территориям, поэтому прокладка коммуникаций к проектируемому объекту строительства и введение их в эксплуатацию не является затруднительным.

1.9. Инвестиционно-градостроительный потенциал территории Территория расположена в непосредственной близости к зоне Р1 (парки, скверы, сады, бульвары, набережные, пляжи), что создает благоприятную экологическую обстановку в микрорайоне. Так же развитая инфраструктура, транспортная сеть, высокий темп развития близлежащих архитектурно-планировочных объектов и удобное расположение участка в структуре микрорайона свидетельствуют о достаточно высоком инвестиционно-градостроительном потенциале, что так же создает все необходимые условия для проектирования спортивного комплекса зимних видов спорта