Пресса – четвертая власть
В середине 19 века Оноре де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью» (первые три, как уже говорилось ранее законодательная, исполнительная и судебная), в связи с тем, что именно пресса может оказывать влияние на три обозначенных власти. Печатное слово имеет огромную силу, не даром есть поговорка, что словом можно воскресить и словом же можно убить, а если взять печатное слово, то его власть становится в разы выше.
Основания для такого утверждения были и до того, и неоднократно – после, потому что «четвертая власть» неоднократно оказывала самое серьезное воздействие на первые три ветви. Приведем примеры данного утверждения:
- В 1972 году журналисты «Вашингтон пост»" Боб Вудворд и Карл Бернстайн начали расследование «Уотергейтского дела», что привело к отставке президента США Роберта Никсона.
- В 1977 году разоблачение журналистом газеты «Маарив» Даном Маргалитом наличия у жены главы правительства Леи Рабин валютного счета, что в то время было запрещено законом, привело к отставке Ицхака Рабина, досрочным парламентским выборам и, в конечном счете, к приходу к власти правительства «Ликуда».
Во многих странах журналисты приходят в политику, и занимают в ней ключевые посты. Именно журналисты с их часто непримиримостью и дотошностью к новостям, с их любознательностью и самообразованием имеют шансы занять в политике не последнее место. Однако, взаимовлияние СМИ и власти - процесс двусторонний. В последнее время СМИ стали важнейшим инструментом реализации политических стратегий на информационном рынке. Это более ярко проявляется в государствах, где власть или другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и фактически навязывать общественности определенные стереотипы власти, при этом такое навязывание стало не новшеством 21 века, такое навязывание было неотъемлемой частью 20 века из которого к нам пришла уверенность, что если какая-либо новость опубликована в прессе, то ей надо верить, ведь адуитории даже не приходит в голову, что может быть опубликована непроверенная информация. В свете последних публикаций и событий показательным является пример газеты «Комерсантъ», руководство которого было вынуждено покинуть свои посты в связи с публикацией непроверенной информации по поводу отставки В. Матвиенко.
Пресса, это ключевой инструмент формирования общественного мнения, который давно уже используется в политике. Но на сегодняшний день бизнес также активно задействует прессу, т.к. прямая реклама стала очень «навязчивой» и как следствие малоэффективной. Для формирования лояльности к бренду, для формирования потребительского доверия одной рекламы мало, необходимо, чтобы потребители проявили заинтересованность и самостоятельно сделали выбор и тогда на помощь приходят СМИ, которые раньше достаточно успешно использовались для проведения предвыборных кампаний.
Сегодня пресса не теряет свое значение «четвертой власти», несмотря на то, что возвращаются к своему первоначальному предназначению, быть источником информации.