Принципы служебной деятельности
Принципы государственной службы современной России вытекают из основополагающих постулатов демократического правового социального федеративного светского государства. Понятно, что без прочного, устойчивого и высокопрофессионального аппарата, без хорошо организованной и авторитетной государственной службы такое государство существовать не может.
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) закреплены основные принципы построения, функционирования, а также политического, правового, организационного и материально-финансового обеспечения государственной службы Российской Федерации. Это принципы:
РЕКЛАМА
Вам нужен доход от траффика вашего интернет соединения? Зарегистрировался на телефон или другой гаджет и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB
- федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- законности;
- приоритетности прав и свобод человека и гражданина, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равного доступа граждан к государственной службе;
- единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
- открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализма и компетентности государственных служащих;
- защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и частных физических и юридических лиц.
Эти принципы составляют фундамент современной государственной службы, гарантируют ее целостность, устойчивость, рациональность, высокую функциональную эффективность. Их реализация - достаточно надежная основа высокоэффективного функционирования системы государственного управления и оптимальной «конфигурации» участия государственных служащих в управленческом процессе.
Принцип федерализма
Принцип федерализма, который призван обеспечивать единство государственной службы в системном смысле и соблюдение закрепленного в Конституции разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственного управления федерального и регионального уровня. Сущность данного принципа состоит в том, что государственная служба выступает в качестве системы должностей, которые учреждаются единой системой органов государственной власти. По отношению к государственной службе федерализм рассматривается в нормативном, организационном, финансовом и функциональном аспекте. Сущность нормативного аспекта федерализма государственной службы состоит в конституционных и законодательных разграничениях компетенций государственной службы федерального и регионального уровня. Сущность организационного аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма при организации государственной службы, ее делении на федеральную и региональную. Сущность финансового аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма в отношении ресурсного обеспечения государственной службы за счет бюджетов соответствующего уровня. Сущность функционального аспекта государственной службы состоит в самостоятельности ее действий при решении вопросов кадрового обеспечения и иных вопросов функциональной значимости.
Принцип законности
Принцип законности, подразумевающий полное регулирование порядка несения государственной службы федеральным законодательством, а также региональными нормативными актами. Кроме того, данный принцип подразумевает соответствие всех нормативных актов Конституции России и федеральным законам, регулирующим государственную службу.
Принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека
Принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека, выражающийся в непосредственном действии этих свобод и прав, обязательности их соблюдения, признания и защиты. В контексте государственной службы свободы и права гражданина и человека выступают в качестве определяющего смысла, содержания и области применения законодательства. Установлен запрет на дискриминацию граждан со стороны лиц, несущих государственную службу, по любым признакам. И тот же запрет действует в отношении дискриминации государственных служащих.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе
Принцип равенства доступности государственной службы для всех граждан России, подразумевающий возможность поступления на государственную службу любого дееспособного человека, обладающего соответствующими знаниями и опытом работы.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы
Принцип единства правовых и организационных основ гражданской службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации гражданской службы. Согласно ему основные требования являются едиными как для федеральной гражданской службы, так и для гражданской службы субъектов РФ и, соответственно, для деятельности гражданских служащих. Этот принцип обеспечивает независимость гражданской службы от структурных и иных перестроек в системе органов власти.
Единство основных требований осуществляется посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института гражданской службы. Например, в соответствии с группами государственных должностей гражданской службы установлены классные чины, в соответствии с которыми, в свою очередь, к претендентам предъявляются предусмотренные законом квалификационные требования. Кроме того, различные требования к государственным должностям гражданской службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов - в отношении гражданских служащих этих органов.
Принцип единства правовых и организационных основ гражданской службы обеспечивает гражданскому служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы
Принцип взаимосвязи гражданской и муниципальной службы изложен в ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Муниципальная служба - это профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению исполнения и исполнению полномочий органов местного самоуправления. Она осуществляется в соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". В законе о гражданской службе сказано, что взаимосвязь гражданской службы с муниципальной обеспечивается посредством:
- 1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы;
- 2) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовки и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
- 3) учета стажа муниципальной службы в стаже гражданской службы и стажа гражданской службы в стаже муниципальной службы;
- 4) соотносимость основных условий оплаты служебной деятельности и социальных гарантий;
- 5) соотносимость основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Принцип взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы пока проработан не достаточно полно. Он не обеспечен необходимыми нормативными правовыми документами ни со стороны государственного управления, ни муниципального. Руководители районного и регионального уровней государственного управления пытаются что-то сделать в этом направлении, но в основном эти инициативы пока далеки от требуемых решений. Федеральному Собранию необходимо продолжить работу по разработке данной проблемы.
Принцип открытости гражданской службы и ее доступности общественному контролю
Данный принцип тоже опирается на Конституцию (ч. 3 ст. 15), в которой сказано, что все законы, а следовательно, и законы о гражданской службе, подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, поэтому граждане вправе знать положение о гражданской службе. В средствах массовой информации должна освещаться практика деятельности этой государственной структуры, ее успехи и недостатки, материальное и другое обеспечение и т.д.
В настоящее время официальной публикацией нормативных актов считается первое опубликование их полного текста в "Российской газете" или журнале "Собрание законодательства Российский Федерации". При этом федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Именно благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за деятельностью гражданской службы.
Рассматриваемый принцип обеспечивает для граждан возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и гражданских служащих. Государственная гражданская служба должна организовываться и осуществляться в соответствии с принципом гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности гражданских служащих. Это благоприятно влияет на общественное мнение, под воздействием которого работа как всего государственного аппарата, так и гражданского служащего может улучшиться.
В законе впервые в нормативной форме закреплена обязанность гражданских служащих предоставлять населению соответствующую информацию. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем федеральный закон (ст. 15) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что гражданский служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому гражданская служба фактически основывается на сочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Добиться сочетания этих противоречивых требований не легко. Все будет зависеть от общего прогресса на пути достижения большей открытости и от того, в какой мере удастся совместить операциональные нужды гражданской службы со стремлением граждан к большей осведомленности.
По содержанию данный принцип обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой - потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач.
Принцип гласности с необходимостью выводит на факты коррупции в государственном аппарате, запрещенном законом совмещении некоторыми гражданскими служащими государственных и предпринимательских должностей, получении завышенных гонораров и т.д. В средствах массовой информации должны освещаться практика деятельности гражданских служащих, успехи и недостатки. Гражданская служба не должна под прикрытием заботы о сохранении "государственной тайны" скрывать свои ошибки и недостатки.
Вместе с тем совершенно недопустимы надуманные, огульные обвинения гражданских служащих в печати, но радио и телевидению, оскорбляющих достоинство многих работников гражданской службы. Этому в значительной степени сопутствует и тот факт, что в нашем законодательстве не проведена в должной мере дифференциация должностей гражданских служащих и должностей политических руководителей. Последние "прячутся" в нормативных документах за внешне индифферентными понятиями, такими как работающие на "государственных должностях", "представители нанимателя".
Взяточничество и вымогательство политической элиты в значительной мере переносятся па гражданских служащих. У нас, к сожалению, не проведено пока социологических исследований по выявлению первенства (приоритета) в коррупционных нарушениях этих двух частей государственной власти.
Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих
Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих отражает сущность гражданской службы как высокозначимой деятельности по обеспечению исполнения и исполнению полномочий государственных органов федеральных и субъектов Федерации. Профессионализм есть глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Подготовленный человек располагает комплексом специальных знаний и соответствующих умений, приобретенных в результате углубленного общего и специального опыта работы. Гражданскую службу следует считать такой профессией (лат. - специальность), которая имеет значение для всего государства и требует особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Исполнение функций государственного аппарата управления является основным родом занятий гражданского служащего.
Рассматриваемый принцип заключается в том, что гражданские служащие, во-первых, исполняют должностные обязанности на постоянной основе и получают за это денежное содержание; во-вторых, постоянно готовы к сложным заданиям и возможности улучшения своих профессиональных качеств; и в-третьих, должны быть компетентными специалистами, умеющими осуществлять свои полномочия. Эти требования определяют не только формирование и практическую деятельность гражданских служащих, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.
Однако наличие в нашей стране управленческого кризиса, низкого профессионального уровня гражданской службы - от принятия государственно-управленческих решений до социального контроля и оценки результатов - во многом сказывается и на недостаточном развитии профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих.
Профессиональное развитие современных гражданских служащих как условие реализации намеченных реформ является важнейшим фактором эффективной работы всего государственного аппарата, способствует выработки у него должной компетентности.
В настоящее время в России перед гражданскими служащими поставлена задача по переходу к управлению на основе "собственной компетенции". Это предполагает, в первую очередь, необходимость четкого установления и безусловного соблюдения точно определенных служебных функций работника, которые никем больше не могут и не должны выполняться. Для реализации принципа собственной компетенции необходимо добиваться четкого разграничения сфер (сегментов) деятельности каждого гражданского служащего в системе данного государственного органа. Служебные функции одного работника не должны дублировать или как-то перекрещиваться с функциями другого.
Практика государственного управления показывает, что между профессионализмом и компетентностью существует тесная взаимосвязь, что позволяет объединить их и рассматривать в единстве. Профессионализм, постоянные занятия управленческой деятельностью стимулируют гражданских служащих приобретать и накапливать соответствующие знания и навыки. При недостаточном внимании к этой проблеме у служащих ослабляются стимулы к повышению уровня профессионализма и компетентности.
Принцип защиты гражданских служащих
Принцип защиты гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Данный принцип говорит о том, что гражданские служащие находятся под защитой государства, его законов и правоохранительных органов. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то нормативными установлениями.
В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 52) под государственной защитой гражданского служащего и членов его семьи понимаются различные меры охраны от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке и па условиях, установленных федеральным законом. В нормативных документах пока мало внимания уделяется разработке форм ответственности руководителей за нарушение прав подчиненных, о применении к ним соответствующих санкций.
В последние годы меры защиты установлены и для отдельных категорий гражданских служащих. Например, Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в эту категорию были занесены должностные лица правоохранительных и контрольных органов.