Принятие устава о гражданском судопроизводстве

Законодательство, регулирующее вопросы подготовки дела к судебному разбирательству начало развиваться еще с времен, когда действовало еще римское частное право. Уже Законом 12 таблиц были возложены на спорящие стороны обязанности выполнения процессуальных действий по подготовке дела, а именно с подачи сторонами иска и до непосредственного проведения слушания по делу. Например, ответчик имел право отправить вместо себя так называемого «поручителя» на подготовку дела, который нес ответственность за явку ответчика на судебное заседание в назначаемый судом срок. Еще можно в качестве примера привести такое подготовительное действие как, «вызов сторон к претору до проведения судебного разбирательства». Через некоторое время отечественное российское право переняло некоторые положения римского частного права, которые регулировали разрешение гражданско-правовых споров.

В 1864 году был принят устав о гражданском судопроизводстве. Согласно этому уставу весь гражданский процесс основывался на состязательности сторон, на них же возлагалась обязанность по доказыванию фактических материалов дела, обосновывающих их требования, для эффективного дальнейшего рассмотрения дела, по существу. В нормах данного Устава было закреплено, что суд ни при каких обстоятельствах не должен сам собирать доказательств, а при разрешении дела должен рассматривать только такие доказательства, которые были суду представлены самими «тяжущимися».

Процессуалист Малышев К.И. также придерживался в свое время такого же мнения: «Действия суда в процессе зависят от требований сторон, от их инициативы, и спорные отношения сторон обсуждаются по тем только фактам, которые сообщены суду тяжущимися».

Однако процессуалисты дореволюционного отечественного права утверждали, что суд в гражданском процессе не является его пассивным участником процессуальной борьбы сторон, как утверждал один из них, что «Суд не должен иметь деспотического, инквизиционного характера, но в то же время он не должен быть слаб и бездеятелен, потому что слабый суд был бы покровителем всякого рода злоупотреблений в гражданском обороте»[1]. По их словам, нормы, предусмотренные Уставом, отнесли судью в роли помощника и советника для сторон, активным участником по собиранию доказательственного материала, обосновывающих и подтверждающих требования истца, но не в роли самостоятельного участника процесса. Данное правило являлось обязанностью суда.

В первоначальной редакции Устава гражданского судопроизводства были закреплены нормы, согласно которым должна проводиться предварительная письменная подготовка, которая выражалась в обмене состязательными документами, между спорящими сторонами, проведение которого зависело исключительно от воли сторон. Значение данной подготовки дела заключалась в обеспечении быстроты рассмотрения и разрешения дела, предотвращении недобросовестного затягивания сторонами процесса, сосредоточению суда в рассмотрении и разрешении дела в одном судебном заседании.

[1] Малышев К. Курс гражданского судопроизводства. Т.1. Изд-е 2-е. С-Пб; 1876 г.