Проблема адаптации иногородних студентов
Современное состояние системы образования высших учебных заведений определяет актуальность изучения проблемы адаптации иногородних студентов – первокурсников к условиям вузовского образования.
Сложившаяся на настоящий период обстановка на рынке труда требует от специалиста не только высоких профессиональных умений, но и способности своевременно и адекватно реагировать на происходящие изменения в профессиональной среде. Формирование подобных качеств происходит именно на начальном этапе обучения в вузе. Иногородние студенты – первокурсники являются особой категорий студентов.
<h1>РЕКЛАМА</h1>
<p>Вам нужен доход от траффика вашего интернет соединения? Зарегистрировался на телефон или другой гаджет и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. <a href="https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB">https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB</a> </p>
<hr>
В настоящее время изучение особенностей адаптации иногородних студентов вызвано стабильной тенденцией увеличения их числа среди обучающихся вузов. Абитуриенты из провинции поступают в университеты областных центров, а старшеклассники областных 55 центров становятся студентами крупнейших российских вузов. Таким образом, наблюдается значительная образовательная миграция населения, что делает проблему адаптации иногородних студентов особенно актуальной для современной системы образования.
Вузовская адаптация — процесс, во – первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во – вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы деятельности, общения, самосознания [4, с. 65].
Проблемы адаптации студентов в вузе исследовали О.Н. Казакова, Г.П. Кузина, Ю.В. Стафеева, Т.И. Каткова, и др. Например, Г.П. Кузина изучала, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой рассматривался процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). Однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация иногородних студентов в условиях современного вузовского образования [5, с. 83]. Исследователи выделяют три формы адаптации студентов – первокурсников к условиям вуза:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно – информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов – первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [7].
Каждый этап студенческой жизни и учебы иногородних студентов - первокурсников имеет свои трудности. Первокурсники, уехав из родного населенного пункта, сталкиваются с тем, что теперь они самостоятельно должны создавать условия для своего благополучного проживания. Перед ними стоит задача научиться жить самостоятельно, разумно распоряжаться деньгами.
В случае, если родители не могут обеспечить их необходимой суммой денег – многие вынуждены пойти на работу и совмещать ее с учебой, что может привести к затруднительным последствиям. Существует риск того, что студент будет больше уделять внимания работе и забросит учебу, и его ожидаемое светлое будущее будет потеряно. Все вышеперечисленное может оказаться непосильным для студента, который буквально несколько месяцев назад был школьником под заботой родителей, которые решали эти не простые проблемы.
Сложность адаптации для иногородних первокурсников при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в необходимости правильного решения по поводу профессионального самоопределения, но и в смене своего привычного социального окружения [1, с. 45]. Оказавшись в новой социальной группе перед иногородними студентами открывается множество соблазнов, которые могут быстро изменить его жизненную позицию и свернут его с выбранного пути профессионального определения. На этом этапе важно привлечь 56 студента в систему дополнительного образования ВУЗа, что в свою очередь также позволит выделить способности и возможно студента в какой – либо сфере деятельности.
Процесс адаптации учащихся в новом коллективе зависит от психологического климата студенческой группы, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя первокурсник во время занятий и в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами. На данном этапе большая работа ложится на преподавательский состав ВУЗа, куратора группы, а также психолога образовательного учреждения. Параллельно с учебным процессом необходимо способствовать сплочению вновь образовавшегося коллектива [4, с. 67]. По мнению многих ученых адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [5, с. 87].
Таким образом, для более успешного периода адаптации иногородних студентов первого курса, на наш взгляд, в условиях вузовского образования необходимо:
1. На этапе разработки учебного плана необходимо взять во внимание трудности адаптации иногородних первокурсников;
2. В план воспитательной работы включить использование адаптационных тренингов на сплочение, умение работать в команде, умение сказать «Нет»;
3. Дополнить учебный план курсом «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, а также методах и формах получения образования;
4. Повысить роль куратора в адаптации иногородних студентов к условиям вузовского образования;
5. Активно содействовать привлечению иногородних студентов - первокурсников к социально - культурной жизни вуза и разновидностям дополнительного образования;
6. Вести совместную работу с отделом по делам несовершеннолетних с целью профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.