Проблема формирования представлений об архитектуре у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Актуальность формирования процесса восприятия указана в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС
ДО), где рекомендовано «развитие восприятия осуществлять в разнообразных
видах деятельности: в процессе освоения окружающего мира, игровой,
музыкальной, изобразительной, конструирования из разных материалов и др.» [33].
По ФГОС ДО знакомство младших дошкольников с художественно-
эстетической деятельностью включает: «развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства» [33].
Дадим определение понятию «архитектура». Архитектура - это «искусство и
наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность
зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и
деятельности человека» [17].
Архитектура – это искусство создавать здания, сооружения по законам
красоты. Главный принцип в архитектуре: прочность, красота, польза. Архитектуру
называют строительным искусством, связанным с воплощением творческого
замысла. [4]
В архитектуре выделяют такие средства выразительности как: пластика
объемов; композиция - симметричная, асимметричная; масштабность - крупные
и мелкие объемы; ритм - вертикальный, горизонтальный; пропорциональность;
фактура; цвет поверхности; освещенность - свет, тень [11].
Существует три основных вида архитектуры:
- архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые,
общественные и промышленные здания;
- ландшафтная архитектура садово-паркового комплекса;
- градостроительство — проектирование новых комплексов восстановление
старых.
Человек всю свою жизнь окружен объектами архитектуры, которая создается
для того, чтобы нести пользу и удовлетворять потребности людей. Свойствами
архитектуры являются прочность, соответствие целевому назначению, удобство.
Архитектура имеет сходства с другими видами изобразительного искусства,
такими как скульптура, живопись и графика. Они схожи в том, что человек для
восприятия объемно-пространственных и пластических форм задействует зрение.
Архитектура отличается от основных видов изобразительной деятельности тем, что
она является той самой объёмно-пространственной формой, которая не изображает
объекты и явления, а архитектура и есть частица действительности.
В архитектуре объединены функционально-материальная и идейно-
художественная основы, в этом ее особенность как вида искусства. Архитектор А.
Веснин отмечал, что основной признак архитектуры – превращение общественно
полезной функции объекта в художественную, образную. Объём является
отличительной особенностью скульптуры, цвет – живописи, создание реального
пространства – главная особенность архитектуры. Создание пространства и объема
сооружений происходит за счет конструктивных форм – покрытия, несущих опор,
ограждений, которые выполняются с использованием различных материалов.
Художественно-выразительная система форм создает композицию объекта
архитектуры. Она включает в себя и объем и пространство сооружения, которые
связаны между собой, так как форма зависит от пространства и за их счет
формируется объемно-пространственная структура. Ее создание также определяют
ритм, симметрия, соотношения частей и целого и другие художественные средства,
и приемы – цвет, объем и фактура. Последние участвуют в организации формы
здания, цвет отвечает за эмоциональное звучание, а фактура, как средство
выразительности, создает игру света и тени.
Архитектура обладает силуэтом, а для ее восприятия необходимо понимание
связи с окружающей средой, особенностей местоположения. Идейно-
художественный архитектурный образ создается, объединяя в себе все виды
пластического искусства.
Все виды изобразительного искусства различных исторических периодов
несут в себе его характерные черты, стиль и особенности, а в архитектуре это
проявляется особенно ярко. Современная архитектура обладает большими
художественно- выразительными особенностями за счет появившегося
разнообразия используемых материалов. [12]
В современных образовательных программах для дошкольников,
утвержденных Федеральным государственным стандартом, показан интерес
к эстетическому развитию ребенка, как средству формирования развития личности
дошкольника. В образовательной области «Художественно — эстетическое
развитие» выделен раздел — знакомство дошкольников с архитектурой.
Рассмотрим особенности восприятия архитектуры детьми старшего дошкольного
возраста. [21]
Процесс отражения свойств воздействия на органы чувств предметов и
явлений называется восприятием А процесс формирования целостного восприятия,
понимания прекрасного в действительности и в искусстве — это восприятие
художественное.
Ребенок при восприятии архитектуры сильнее погружается в социально-
историческое содержание, изучение потребностей и художественных вкусов
общества, так как сооружения архитектуры удовлетворяют тем самым
потребностям. В этом основное отличие восприятия архитектуры от других видов
искусства.
Дети в среднем дошкольном возрасте имеют достаточно упрощенные
представления о свойствах объектов архитектуры, в частности об особенностях
конструкций и средствах художественной выразительности. Дошкольники
практически ничего не знают о профессии архитектора. В процессе восприятия
архитектурных сооружений дошкольники испытывают трудности в том, чтобы
проанализировать объёмную композицию, а для этого необходимы
сформированные навыки определения геометрических форм, чтобы оценить форму
основной части здания, величину, а также развитое воображение для анализа
соотношения целого и частей.
Восприятие архитектурных образов соединяет ощущение, восприятие,
представление с эмоцией, мыслью и этим делает мысль наглядной, переживание
конкретными. Главная задача, которую решает воспитатель, при рассматривании
образцов архитектуры, состоит в том, чтобы научить детей видеть и вдумываться.
Дети дошкольного возраста заимствуют и принимают понимание и оценки
искусства архитектуры от взрослого.
Знакомство с архитектурой используется в образовательной области
«Художественно — эстетическое развитие» для решения одной из основных
задач — приобщение к искусству. Архитектура рассматривается как народное
и профессиональное искусство, дошкольники приобщаются к нему через
ознакомление с лучшими образцами. Также происходит формирование умения
понимать содержание произведений искусства, элементарных преставлений
о видах, стилях, средствах выразительности, предназначении.
В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения
до школы» знакомство с архитектурой начинается в средней группе (4-5 лет).
Дошкольники учатся различать жанры и виды искусства, в том числе здания
и сооружения. При знакомстве с архитектурой у дошкольников формируются
представления о том, что детский сад, дом и другие здания — это архитектурные
сооружения. В данном возрасте дошкольники только узнают, что бывают разная
форма, высота, длина, количество окон, этажей и подъездов у домов и зданий.
Дошкольники проявляют интерес к архитектурным сооружениям, которые
расположены рядом с детским садом или домом.
При знакомстве с архитектурой необходимо привлечение внимания детей к
поиску сходств и различий архитектурных объектов, отмечать стремление к
самостоятельным наблюдениям. Задача воспитателя помочь дошкольникам
закрепить умение замечать различия зданий и сооружений одинаковой формы. А
также необходимо поощрение со стороны воспитателей стремления детей среднего
дошкольного возраста к изображению в рисунках, аппликациях реальные
или сказочные строения.
По мнению Д.С. Салария «процесс усвоения материала по архитектуре
связан с выработкой эстетического отношения к действительности,
формированием потребности к художественной деятельности и формированием
художественного вкуса» [33].
Э.Ф. Абдрахимова отмечает, что «учитывая особенности архитектуры как
вида изобразительного искусства, процесс ознакомления дошкольников с ней
позволяет решать в комплексе задачи познавательного, эстетического,
нравственного, художественно-творческого, патриотического воспитания».
«Архитектурные произведения обогащают опыт эмоционально-эстетического
восприятия и повышают интерес детей к архитектуре, к культурно-историческим
ценностям». Архитектурное искусство имеет значительный потенциал, который
можно направить на путь воспитания и развития, способствует развитию
познавательных интересов, которые дают возможность детям расширить опыт
впечатлений от окружающей действительности.
К.В. Борчанинова отмечает, что «при восприятии архитектуры впечатление
от архитектурного произведения, формируется из ряда ощущений. Сюда входит
ощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной
собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которая познается
мышечными усилиями при перемещении внутри здания или вокруг» [16].
Теоретические и методические аспекты знакомства детей дошкольного
возраста с произведениями изобразительного искусства (куда относят искусство
архитектуры) в ДОО раскрыты в исследованиях Т.Н. Дороновой, Т.Г. Казаковой,
Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Н.Б. Халезовой, Р.М. Чумичовой и др. Данные
авторы отмечают, что, начиная со старшего дошкольного возраста, можно
организовывать специальную образовательную работу по целенаправленному
ознакомлению с архитектурой как видом изобразительного искусства. В некотором
смысле знакомство с архитектурой осуществляется уже в раннем детстве, так как
первый вид архитектуры, с которым сталкиваются дети – это жилые постройки,
дома, в которых живут. При этом дети замечают не только утилитарную функцию
архитектуры, но и эстетическую. [5]
Архитектура оказывает эстетическое влияние на человека. Она определяется
как система зданий и сооружений, образующая предметно-пространственную
среду жизни социума, как специфического вида искусства, которое соединяет
утилитарные и эстетические функции.
Согласно С.Ю. Барышниковой ознакомление с архитектурными
произведениями положительно влияет на «развитие художественного восприятия,
осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию
устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические образы» [11].
В.А. Шпильчак утверждает что «усвоение материала по тематике
архитектуре взаимосвязано с формированием эстетического отношения к
реальности, потребности к художественной деятельности и развитием
художественного вкуса». Он обозначил принципы систематизации материала по
ознакомлению с архитектурой: «представление архитектурного наследия родного
края; учет возрастных особенностей детей; сочетание теоретической и
практической деятельности в ходе изучения архитектуры» [21].
Существуют определённые принципы отбора содержания знаний об
архитектуре. По мнению С.Ю. Бологовой это – «доступность содержания; учет
теоретических положений эстетики и искусствознания; включение в содержание
знаний краеведческого материала» [4].
Противоречие состоит в том, что при определённой разработанности вопроса
отсутствует общепринятая, единая программа посвященная ознакомлению детей
дошкольного возраста с архитектурой. В связи с этим и разработка методов
ознакомления с архитектурой продолжает оставаться фрагментарно
представленной.
С.Ю. Бологовой рекомендуется систему работы по ознакомлению детей с
произведениями архитектуры включить темы, которые будут способствовать
формированию художественного вкуса: «1) Первоначальные знания об
архитектуре. 2) Знания об архитектуре, как виде искусства. 3) Мир искусств в мире
архитектуры. 4) Архитектура в мире других искусств» [4].
В работе с детьми С.Ю. Бологова рекомендует использовать такие
применять методы как: «беседа; экскурсия; наблюдение; игра; рассказ;
фотографий, показ слайдов, иллюстраций и т.д.» [4].
При сравнении с процессом восприятия у взрослых, восприятие у детей
имеет некоторые превосходства. Специфика процесс детского восприятия детей
в том, что «слабо развитое абстрактно-логическое мышление влияет на то, что
недоступно логике восприятия и благодаря этому ребенок свободно, по своей воле
оперирует ассоциативными связями, что дает возможность порождать иной,
новый креативный образ, при этом обладая значительно меньшим объёмом знаний
и зрительных впечатлений, чем взрослый» [16].
Еще одну специфическую черту детского восприятия Л. С. Выготский назвал
«внутренняя страстность». «Повышенная эмоциональность ребенка
«разукрашивает» зрительные впечатления, что является неотъемлемым условием
развития художественного восприятия, восприятие насыщенно эмоционально,
целостно, в связи с тем, что ребенку необходимо осознать переживания, вкладывая
глубокое личное отношение к окружающему миру» [8].
Архитектура служит одним из средств, ориентированных на развитие
восприятия видов искусств детьми, так как характеризуется целостностью,
наглядностью, статичностью, предметностью. «Внимание детей преимущественно
направлено на яркие элементы сооружений и зданий, или декоративные
украшения». Особенностью восприятия архитектуры является «углубленное и
более широкое изучение социальных явлений, потому что смысловая
характеристика сооружений и исторических построек часто выражает жизненные
потребности и предпочтения всей социальной группы, вводит ребенка в социально-
историческое пространство ушедшей эпохи».
Л.Л. Лашкова отмечает, что «традиционно приобщение к архитектуре
начинается в старшем дошкольном возрасте, так как в этом возрасте возможно
формирование элементарных представлений о многообразии архитектуры, о
профессии архитектора, знакомство с отдельными произведениями архитектуры
(достопримечательностями ближайшего окружения)».
Особенности знакомства детей с архитектурой состоят в следующем. Л.Л.
Лашкова отмечает: «в связи с тем, что это пространственное искусство, и
архитектурные образы могут быть полноценно восприняты только
непосредственно, когда становится возможным перемещение в пространстве,
осмотр зданий с разных точек зрения, сравнение сооружений между собой, также
требуется понять назначение здания, его организацию внутри, стать или
представить себя участником той деятельности, для которой оно предназначено»
[18].
В соответствии с исследованиями Н.П. Сакулиной, начальным способом
восприятия предмета у дошкольников является обследование предмета, на базе
этого складываются некие представления. Такие представления служат основой
художественного изображения. Но так как «одних представлений о форме,
пропорциях, цвете недостаточно для художественной творческой работы, то
важным моментом в рисовании ребенка становятся умения выразить свои
представления в графическом виде, скомпоновать пространство листа,
использовать необходимые для представленного предмета линии, штриховки» [21].
Зрительное восприятие при ознакомлении с архитектурой является
доминирующим. Наблюдение – форма восприятия. При этом наблюдение
происходит не пассивно, а активно, как зритель, участник процесса, который
анализирует информацию.
Н.В. Федина отмечает, что процесс восприятия архитектуры
дошкольниками включает три этапа:
1) эмоционально-целостное восприятие, детальное изучение произведений
архитектуры;
2) осмысление на уровне обобщения (эстетические оценки и элементарные
суждения);
3) творческое и целостное восприятие произведения искусства (отражение в
продуктивной деятельности, в рассказах).
Таким образом, в связи с тем, что архитектура - это пространственное
искусство, это обуславливает, то, что образы архитектурных объектов могут в
полной мере быть восприняты только непосредственно. Архитектура может быть
одним из доступных для восприятия детьми видов искусств. Это связно с тем, что
она характеризуется наглядностью, предметностью, статичностью, целостностью,
современностью. Традиционно приобщение к архитектуре проводится с детьми
старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте возможно развитие
элементарных представлений о многообразии и особенностях архитектуры.
Усвоение предлагаемого материала взаимосвязано с развитием эстетического
восприятия мира, развитием художественного вкуса. При этом внимание детей
преимущественно направлено на яркие, выраженные элементы зданий, или
декоративных украшений.