Проблема незаконного предпринимательства

Трудно не согласиться с тем, что сегодня проблема незаконного предпринимательства непрерывно сопровождает общественные отношения, возникающие в области предпринимательской деятельности, поэтому носит актуальный характер. В соответствии с российским законодательством осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации может быть квалифицировано как административное правонарушение или как уголовное преступление.

Ранее нами уже отмечалось, что «абсолютное большинство научных работ, посвященных юридической ответственности за незаконное предпринимательство, связаны с характеристикой состава преступления, в то время как положения законодательства об административной ответственности за это же деяние либо упоминаются вскользь, либо не затрагиваются вообще» [1, с. 212]. Этот вывод не утратил своей актуальности и сегодня, что обусловливает наш интерес к выбранной теме.

Административное наказание за незаконное предпринимательство предусмотрено частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Санкция данной нормы предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. При этом размер данной санкции оставался неизменным с момента принятия Кодекса, то есть на протяжении последних семнадцати лет.

На наш взгляд, ввиду социально-экономических изменений, произошедших в стране за указанное время, сегодня мера административной ответственности за незаконное предпринимательство в абсолютном большинстве случаев не является действенной, что не позволяет выполнить задачи законодательства об административных правонарушениях, указанные в статье 1.2 КоАП РФ, главным образом в части предупреждения рассматриваемого административного правонарушения. Наше предположение основано на следующих обстоятельствах.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) обязывает зарегистрированных в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и организации ежегодно уплачивать страховые взносы (ст. 419 НК РФ). В 2019 году минимальная величина данных взносов по общим правилам составляет:

- для индивидуального предпринимателя, работающего без привлечения наёмного труда 36 238 руб. (п. 1 ст. 430 НК РФ);

- для организации 30 процентов от суммы выплат работникам (п. 2 ст. 425 НК РФ). При этом, в соответствии со статьёй 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который с 1 января 2019 г. равен 11 280 руб. в месяц7. Таким образом, минимальная годовая сумма выплат на одного работника составляет 135 360 руб. (11 280 х 12), сумма страховых взносов будет равна 40 608 руб. (135 360 х 0,3). В части случаев НК РФ предусматривает уменьшение процентной ставки, но нельзя сказать, что данная мера меняет картину в целом.

Важным является то, что НК РФ не ставит обязанность уплаты страховых взносов в зависимость от получения дохода в предпринимательской деятельности и от осуществления какой-либо деловой активности вообще. Момент возникновения этой обязанности обусловлен лишь фактом внесения в соответствующий государственный реестр записи о создании юридического лица или о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Максимальный размер административного штрафа, установленный частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет 2000 руб. Однако проведенный нами анализ постановлений о назначении административного наказания по делам о незаконном предпринимательстве, рассмотренным в 2017 и 2018 годах судами 29 субъектов Российской Федерации, показал, что в 72 процентах случаев к правонарушителям была применена минимально возможная санкция в виде административного штрафа 500 руб., в 21 проценте случаев размер штрафа составил от 501 руб. до 1000 руб. и только в 7 процентах случаев сумма штрафа варьировалась от 1001 руб. до 2000 руб. (проанализировано 100 постановлений о назначении административного наказания).

Как видно, в абсолютном большинстве случаев суды ограничиваются минимальным размером санкции, несопоставимым с размером финансовых обязательств, возникающих при государственной регистрации предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, мы склонны согласиться с мнением, что административный штраф, установленный частью 1 статьи 14.1 Кодекса, незначителен и не является сдерживающим фактором для правонарушителей8. На наш взгляд, величина данной санкции нуждается в пересмотре и должна быть увеличена.

На текущий момент данная проблема не остаётся незамеченной законодателем. В 2018 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации было внесено, как минимум, два проекта федеральных законов, предусматривающих ужесточение административного наказания за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ. Однако стоит отметить, что сегодня нет единого мнения о возможном размере административного штрафа за незаконное предпринимательство, а это может затруднить принятие хотя бы одного из законопроектов.

Так, по мнению авторов проекта федерального закона № 414542-7, сумма административного штрафа за рассматриваемое нами правонарушение должна составлять от 3000 руб. до 5000 руб.9 Согласно проекту федерального закона № 550695-7 размер данной санкции должен варьироваться от 5000 руб. до 10 000 руб. при выявлении соответствующего правонарушения впервые и от 20 000 руб. до 30 000 руб. при повторном правонаруше-нии10. При этом мы считаем, что ни тот, ни другой законопроект в отдельности не является оптимальным с точки зрения соблюдения интересов общества и государства, наиболее целесообразно будет создать из них некий симбиоз. Такая точка зрения обусловлена следующими причинами.

Во-первых, нельзя забывать, что перед законодательством об административных правонарушениях не стоит задачи пополнения бюджетов бюджетной системы страны, поэтому применение жестких финансовых санкций, предусмотренных законопроектом № 550695-7 за привлечение к административной ответственности впервые, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, к которым, как правило, относятся материально необеспеченные граждане, будет излишним.

Во-вторых, по неофициальным данным суммарный рост инфляции с декабря 2001 года (принятие КоАП РФ) по январь 2019 года составляет около 350 процентов11. Таким образом, сумма административного штрафа, первоначально установленная частью 1 статьи 14.1 Кодекса в размере от 500 руб. до 2000 руб., с учётом инфляции за прошедшие годы должна составлять от 2250 руб. до 9000 руб.

Вместе с тем даже при таких штрафных санкциях оставаться в «тени» всё так же «дешевле», чем уплачивать обязательные страховые взносы. Чтобы

7 О минимальном размере оплаты труда : федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8 Пояснительная записка к проекту федерального закона № 414542-7 «О внесении изменений в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/414542-7 (дата обращения: 25.01.2019).

9 Проект федерального закона № 414542-7 «О вне-

сении изменений в статью 14.1 Кодекса Российской Фе-

дерации об административных правонарушениях». URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/414542-7 (дата обращения: 27.01.2019).

10 Проект федерального закона № 550695-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица». URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/550695-7 (дата обращения: 27.01.2019).

11 Инфляционные калькуляторы. URL: %'%глг.уровень-

инфляции.рф/инфляционные_калькуляторы.aspx (дата обращения: 31.01.2019); Калькулятор инфляции и динамика цен между 2 датами. URL: www.fxtop.com.ru/infla-tion-calculator.php (дата обращения: 31.01.2019).

общая сумма уплаченного административного штрафа была сопоставима с суммой ежегодных взносов, лицо должно быть привлечено к ответственности от 4 до 16 раз за один год, что, как мы понимаем, почти невозможно. В связи с этим положения законопроекта № 550695-7 в части установления санкции в виде административного штрафа в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб., при повторном привлечении лица к административной ответственности за незаконное предпринимательство, представляются нам вполне обоснованными.

Отметим, что КоАП РФ предусматривает возможность прекращения дела об административном правонарушении на этапе его рассмотрения при объявлении устного замечания ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения (п. 2 ч. 1.1. ст. 29.9, ст. 2.9 Кодекса). По общему правилу данная норма применима ко всем административным правонарушениям, в том числе к случаям незаконного предприниматель-ства12. Таким образом, необходимость применения санкции части 1 статьи 14.1 Кодекса должна оцениваться судом с учётом всех обстоятельств конкретного дела.

В связи с указанным предлагаемое нами увеличение размера административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации не коснется лиц,

чьи действия, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Мы полагаем, что предлагаемый нами нижний предел административного штрафа за незаконное предпринимательство (2250 руб.) не столь незначителен, чем действующий сейчас и способен «простимулировать» сознательных граждан легализовать свою деятельность или прекратить заниматься ей вовсе. Также в случае реализации наших предложений максимальный размер данного штрафа, назначаемый за повторное правонарушение (30 000 руб.), будет сопоставим с суммой обязательных страховых взносов зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности. Именно такие меры, на наш взгляд, будут содействовать выполнению задач законодательства об административных правонарушениях, установленных статьёй 1.2 КоАП РФ.