Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере оборота гражданского, служебного, боевого, ручного стрелкового и холодного оружия

Введение

Незаконный оборот оружия – это самый серьезный факт, который влияет на то, что ухудшается криминальная обстановка, начинает расти преступность и терроризм в стране.

В ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружие» регулируются особенности оборота оружия, а также правоотношения, которые могут возникать в период гражданского, служебного оборота, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия[1]

На сегодняшний день, приобрести боевое оружие имеет право как физическое, так и юридическое лицо.

Частные и государственные организации, которые имеют лицензию, имеют право продавать боевое оружие, согласно законодательству. А также имеют право продавать и боеприпасы юридическим субъектам, если те имеют соответствующий документ (право на ношение оружия).

Таким образом, борьба с незаконным оборотом оружия – это важная задача прокуратуры и контролирующих органов. Анализ практической правоприменительной деятельности в области оборота оружия говорит о том, что на данный момент времени отсутствует полная концепция прокурорского надзора, адекватной сложившейся ситуации в стране.

Под прокурорским надзором за исполнением законов понимается проведение проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения юридическими и физическими субъектами требований всех законов, которые действуют на территории Российской Федерации, и любого из них в каждом конкретном случае.

Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборота гражданского, служебного, боевого, ручного стрелкового и холодного оружия

Главная задача прокурора - детальная проверка применения законодательства об обороте оружия, и здесь прокурору предоставляются все информационно-аналитические данные.

Во время проведения проверки применения законодательства об обороте оружии, учитываются различные источники информации:[2]

- анализируются результаты материалов ранее проведенных прокурорских проверок;

- проводится анализ материалов и решений руководства в правоохранительных институтах власти;

- проводится анализ статистики правонарушений;

- анализ устных и письменных заявлений и жалоб от граждан;

- анализируются уголовные, гражданские, арбитражные и административные дела.

Во время того, как проводится прокурорская проверка, прокурор может получить всю интересующую его информацию при анализе таких документов, как:

- нормативно-правовые акты;

- записи проверок ведомственных служб;

-анализ служебных обязанностей сотрудников;

- материал о лицензиях;

- информация о том, какие меры были приняты руководством, после найденных нарушений в работе учреждения, во время ранее проведенных проверок прокуратурой.

Так же, прокурор может получить информацию из таких документов: лицензии; книг регистрации заявлений, обращения, выдачи лицензии и разрешения; планов - схем о том, как размещается выставка –продажа оружия и боеприпасов; протокола заседания комиссии о проведении проверок персонала, которые имеют право носить огнестрельное оружие и определенные средства; журнал по учету учета стрельбы; книгу учета по продажам оружия и боеприпасов; книгу учета по перевозке оружия и боеприпасов; инвентаризационную опись; опись номерного учета; сличительную ведомость о результатах в инвентаризации оружия и боеприпасов и т.д.

Прокурор, также получает сведения из результатов, ранее проведенных актов-проверок, контролирующих служб, а также и во время контроля над тем, как органы дознания исполняют свой служебный долг, не нарушают ли нормативно-правовые нормы в период предварительного расследования (например, незаконный оборот оружия и боеприпасов к нему).

При анализе материала об преступных деяниях, их прекращении и приостановлении, прокурор может находить различные нарушения, которые касаются законодательства о лицензиях.

Органы внутренних дел в РФ являются, главной контролирующей и лицензирующей структурой, которая регулирует оборот оружия. Они разрабатывают и различные меры, противодействия незаконному обороту оружия и боеприпасов, и это помогает более эффективно контролировать оборот оружия в стране.

Органы внутренних дел, также предупреждают различные нарушения, со стороны юридических лиц, у которых имеется лицензия на определенную деятельность.

Нарушения могут касаться, если:[3]

- помещение оборудовано не соответственно нормам, которые необходимы для хранения оружия и боеприпасов ;

- не соблюдены требования, которые касаются транспортировки оружия и боеприпасов;

- не ведется опись оружия и патронов, которые должны храниться в сейфе, не учитывается персональное оружие и патроны охраны, книга по выдачи оружия и патронов ведется нерегулярным образом;

- учреждение не проводит огневую подготовку;

- не соблюдается единое правило о безопасности при взрывных работах, когда поступает и используется взрывной материал;

- если учреждение имеет особые режимные объекты, то недостатком может быть то, что нет пломбы на складе огнестрельного оружия и боеприпасов, а также не соблюдаются правила во время проведенных взрывных работ, не соблюдается техника безопасности;

- не учитываются при регистрации взрывчатые вещества во время того, как они выдаются подрывным службам, не ведется журнала их «прихода»; не соблюдаются правила по сохранению взрывчатых веществ, небрежно ведется книга о выдачи оружия и патронов для охраны.

Также, органы внутренних дел выявляют нарушения, которые допускают сами граждане, т.е. являются владельцами оружия.

Также органы внутренних дел при организации работы по борьбе с организованной преступностью в данном направлении действуют самостоятельно, поэтому нет должного обмена оперативными сведениями, а это не дает возможности в конечном итоге быстро находить каналы незаконного оборота оружия и боеприпасов, выявлять субъектов, которые причастны к данному преступному деянию.

В большинстве случаях, во время добровольной сдачи гражданами оружия источник его приобретения не выявляется, запрос о принадлежности оружия в ИЦ ГУВД не направляется.

Так, прокурор, при осуществлении надзора за исполнением правовых норм в службах лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, обращает внимание на то, как происходит соблюдение правил по выдаче данными учреждениями лицензий и (или) разрешений, так как количество выданных органами внутренних дел лицензий и разрешений очень возросло.

В контрольной деятельности органов внутренних дел на сегодняшний день, прокуратора выявляет большое количество нарушений законодательства: небрежно ведется учет оружия и патронов; ненадлежащим образом исполняются обязанности контроля над оборотом гражданского и служебного оружия и боевых запасов; недостаточно ведется контроль над недостатками, которые были выявлены во время проверок среди частных охранных организациях[4].

Во время проверок в подразделениях частной детективной и охранной деятельности прокурор обращает внимание на то, как соблюдается Федеральный Закон «Об оружие».

Во время проверки исполнения Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[5] прокурор обращает внимание на то:

- имеют ли частные детективы документы, которые дают право на выдачу лицензии (ст. 6);

- есть ли информация о соответственной подготовке детективов и охранников (ст. 15);

- периодически ли проходят частные детективы и охранники проверку пригодности к действиям в условиях, которые связаны с использованием специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 16).

Исходя из требований законодательства в период надзора, прокурор также должен обратить внимание на вопросы, которые касающиеся контроля территориальных органов внутренних дел за юридическими субъектами, осуществляющие производство оружия:

- была ли проведена проверка в организациях - производителях оружия по соблюдению лицензиатами лицензионных требований и условий производства;

- составлялись исходя из проверок акты (протоколы), где бы указывались конкретные нарушения;

- вносились ли предписания, о необходимости устранения нарушений, что были выявлены в процессе производства оружия, указан ли срок исполнения данного предписания;

- осматривается ли периодически места хранения и торговли оружием и боевыми припасами;

- были ли запросы со стороны органов внутренних дел документов и их копии, письменная или устная информация, которые необходимы для проведения контрольных действий;

- проводится ли проверка представленных лицензиатом документов и пр.

Согласно с Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 460[6] органы внутренних дел должны осуществлять контроль над целевым применением оружия, которое было получено во временное безвозмездное пользование Центральным банком, Сберегательным банком РФ, Главным центром специальной связи Министерства РФ по связи и информатизации, их территориальными подразделениями и пр.

Поэтому в период прокурорского надзора прокурору необходимо выявить такие вопросы, которые касаются, каким образом, органы внутренних дел осуществляют контроль над юридическими субъектами и с особыми уставными задачами и их территориальными подразделениями:

- учитываются ли денежные средства, которые связаны с приобретением, транспортировкой, хранением, ремонтом и техническим обслуживанием боевого ручного стрелкового оружия, возмещаемые организациям согласно договору, заключенному между Министерством внутренних дел РФ и организациями;

- учитывается ли боевое оружие оружия, которое было приобретено у юридических субъектов (производителей), а также, техническая непригодность для дальнейшего применения, сданного организациями в органы внутренних дел по месту его учета или в вышестоящие органы внутренних дел, переданного боевого оружия юридическим субъектами с особыми уставными задачами;

- учитывается ли приобретенное и проданное гражданское и служебное оружие, а также перечисленные за него финансы.

Прокурор необходимо учитывать то, что боевое ручное стрелковое оружие юридическим субъектам, которые имеют особые уставные задачи, выдано во временное пользование и числится на балансе Министерства внутренних дел, а гражданское и служебное оружие данные юридические субъекты имеют право продавать.

Многие юридические субъекты имеют право на приобретение служебного оружия.

Так, исходя из ФЗ от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи»[7] учреждения федеральной почтовой связи имеют право иметь служебное оружие, которое необходимо для исполнения своих обязанностей, сохранности объектов почтовой связи, денежных средств, в порядке, что предусмотрен в российском законодательстве для юридических субъектов с особыми уставными задачами.

Согласно с пунктом 1.3 Положения о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему лицензирование производства оружия включает меры, которые связаны с выдачей лицензий, переоформления документов, что подтверждают наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и пр.[8] [6]

Субъектами лицензирования считаются юридические особы, которые независимо от их организационно-правовых форм имеют право осуществлять или намерены заниматься производством гражданского и (или) служебного оружия, запасных к нему частей, боеприпасов и составных частей.

Выдачей, переоформлением и продлением сроков действия лицензии занимается Федеральное агентство по промышленности по согласованию с Министерством внутренних дел РФ, согласно письменному заявлению руководства организации - соискателя лицензии.

Во время проверок прокурору необходимо учитывать, к какому лицензированию подлежит производство: гражданское оружие; служебное оружие; основные части огнестрельного оружия; составных частей патронов; пули для пневматического оружия; стрелы для метательного оружия. Юридические субъекты, исходя из. 1.8 Положения имеют право получить лицензию на производство оружия с исполнением всех работ по производству или определенных видов работ.

Контролируемыми считаются не только лицензирующие органы, но и все военизированные организации.

Контроль над оборотом оружия, что имеется на вооружении государственных военизированных учреждений, реализуется в порядке, который определен Правительством РФ.

В п. 34 Правил оборота боевого ручного стрелкового и другого оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных учреждений, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г.[9] , указывается, что контроль за оборотом оружия в государственных военизированных учреждениях должны осуществлять должностные субъекты государственных военизированных учреждений, в пределах своих компетенций.

Так, исходя из ФЗ «Об оружии» государственные военизированные учреждения имеют право на продажу и передачу имеющееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, который установлен Правительством РФ. А также продавать гражданское или служебное оружие и патроны к нему юридическим субъектам, которые имеют лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и боеприпасов (ст. 19).

Во время прокурорских проверок, прокурор обращает внимание на такие вопросы как: обеспечена ли безопасность производства, происходит ли контроль над производством, изготавливается ли боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, только для поставок государственным военизированным организациям; не выпускаются ли детали, которые относят к основным частям огнестрельного оружия и т.д.

Заключение

Необходимо отметить, что в прокурорском надзоре, по исполнению законодательства, к сожалению, не учитываются особенности самого объекта контроля, не происходит охват всех сторон оборота оружия, а во многих регионах России прокурорский надзор практически не проводится, что негативным образом влияет на законность в обществе.

Так необходимо указать на то, что в Федеральном законе, нет конкретного понятия о боевом ручном стрелковом оружии. Поэтому оно не попадает под действие законодательства.

Поэтому, прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере оборота оружия должен носить предупредительный и упреждающий характер. Здесь, необходимо проводить анализ и прогнозирование, Прокурор должен отслеживать и правоприменительную практику, учитывать как отрицательный, так и положительный опыт работы прокуратуры и контролирующих институтов власти.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред от 03.08 2018 года)//СПС КонсультантПлюс[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 №176-ФЗ(ред от 02.03 2016 года)//СПС КонсультантПлюс[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1)//СПС КонсультантПлюс

4. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 № 460 (ред. от 26.06.2018) «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием»)//СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 (ред. от 26.07.2018) «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» )//СПС КонсультантПлюс[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Постановление Правительства РФ от 28.08.2012 № 865 (ред. от 18.01.2018) «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия»)//СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

7. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2018.-478с.

8. Прокурорский надзор : учебник / под ред. А.Я. Сухарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. - 480 с.

[1]Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред от 03.08 2018 года)//СПС КонсультантПлюс[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

[2] Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2018.-С.170

[3] Прокурорский надзор : учебник / под ред. А.Я. Сухарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. – С.150

[4] Прокурорский надзор : учебник / под ред. А.Я. Сухарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. – С.108

[5] Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1)//СПС КонсультантПлюс[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

[6] Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 № 460 (ред. от 26.06.2018) «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием»)//СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

[7] Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 №176-ФЗ(ред от 02.03 2016 года)//СПС КонсультантПлюс[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

[8] Постановление Правительства РФ от 28.08.2012 № 865 (ред. от 18.01.2018) «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия»)//СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

[9] Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 (ред. от 26.07.2018) «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» )//СПС КонсультантПлюс[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru