Психологические проблемы социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы
Психологические проблемы социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы
У подростков имеются определённые психологические проблемы в сфере социального взаимодействия.
Зимняя И.А. выделяет следующие главные сферы коммуникативных затруднений у подростков: возрастная, деятельностная, индивидуально-психологическая, этнокультурная, статусно-позиционно-ролевая, а также сфера межличностных отношений [28].
Возрастная сфера возникает в установленной возрастной группе, в рамках которой ребёнок до школы предпочитает общение со взрослыми, до наступления подросткового возраста – со сверстниками, после окончания школы – со взрослыми.
Сфера индивидуально-психологических трудностей является той сферой, в которой основной причиной трудностей общения выступает индивидуально-психологическая специфика коммуникативных партнеров.
Статусно-позиционно-ролевая сфера обусловлена целым рядом причин, таких, как семейное воспитание, статус учебного учреждения, социальный статус семьи и самого ребёнка и пр.
Кон И.С. отмечает, что наиболее распространенные затруднения в общении подростков связаны с застенчивостью; из 2500 опрошенных в возрасте от 18-ти до 21-го года застенчивыми себя считают почти 50%, причем большинство из них воспринимают эту черту как серьезную проблему. [39]
Поварницына Л.А. называет следующие категории затруднений в общении:
1) связанные с незнанием, что говорить, с отсутствием поведенческих навыков;
2) связанные с отсутствием взаимопонимания и неприятием коммуникативного партнера;
3) связанные с недостаточной сформированностью своей собственной перцептивной стороны коммуникации;
4) связанные с раздражением и/или неудовлетворением в отношении коммуникативного партнера;
5) связанные с неудовлетворенностью процессом коммуникации в целом. [56]
У подростков общение с ровесниками приобретает исключительную значимость; в отношениях, построенных на исходном равенстве, они отрабатывают определённые приёмы социальных взаимоотношений.
Наиболее сложным и тяжёлым является для подростка чувство одиночества и «никому не нужности»; оно обуславливает возникновение комплексов, растерянности и тревожности. Совсем иной характер носит ситуация, в которой отношения со сверстниками выстраиваются благополучно – в такой ситуации подросток ощущает эмоциональное благополучие.
Не менее важно для подростка обретение друга. Согласно нормативам возрастного статуса, в данном случае взаимодействие сочетается с самой нежной привязанностью. Начинающаяся в возрасте от 11-ти до 13-ти лет подростковая дружба постепенно переходит в юношескую, где специфика взаимной идентификации уже иная. В душе человека на всю жизнь остаются следы возвышенных отношений и общего стремления к самосовершенствованию.
Проявляющееся в подростковом возрасте ощущение взрослости побуждает подростка осваивать новые формы взаимодействия. Этому способствует как активное физическое развитие, так и самоотождествление со старшими.
Указанные факторы оказывают существенное влияние на изменения в отношениях между мальчиками и девочками – они начинают проявлять друг к другу как к представителям противоположного пола. Межполовое общение у подростков становится более открытым. Привязанность к представителю противоположного пола может быть весьма сильной; как правило, ей придается большое значение. Причиной отрицательных эмоций зачасту. становится отсутствие взаимности.
На данный момент, как отмечает Г.С. Трофименко, обостряются психологические явления, связанные с формированием и жизнедеятельностью личности; это более всего заметно в среде подростков и связано с прохождением подросткового возрастного кризиса, во время которого все большую актуальность приобретает проблема мотивации поведения. [60]
Также подростковый кризис определяется как «второе рождение» ребёнка в психологическом плане. Подростками этот конфликт воспринимается как страх потери своего «Я», как своего рода дилемма: остаться собой, со своим уникальным внутренним миром и индивидуальными особенностями, или же быть с теми, кто дорог.
В.В. Давыдов определяет следующие формы самооценки у подростка: [19]
1) самооценка подростка как непосредственное отражение его оценки матерью; внутренне дети акцентируют внимание, в первую очередь, на характеристиках, данных родителями. Если родитель постоянно указывает на отрицательные моменты и подросток с этим соглашается, у него формируется устойчиво негативное отношение к самому себе, ощущение неполноценности и самонеприятия. Для подростка с узким кругом внесемейных социальных контактов родительские оценки будут являться единственными внутренними самооценками, поскольку с родителями имеется тесная связь на эмоциональном уровне, они обладают значимостью и авторитетом. Негативное свойство самооценки такого типа заключается в том, что присутствует опасность закрепления крайней формы зависимости самооценки от оценки окружающими. Этот факт может препятствовать выбору собственных внутренних показателей, обеспечивающих стабильно позитивное самовосприятие;
2) смешанная самооценка, в которой присутствуют противоречивые составляющие, первой из которых является усиливающийся образ своего «Я», возникающий после успешного опыта социального взаимодействия, а второй – результат родительского видения ребёнка. Вследствие этого образ «Я» приобретает противоречия; но в определенной степени ребёнку удаётся урегулировать конфликтную ситуацию: положительной результат внесемейного взаимодействия даёт ему возможность испытывать необходимое чувство самоуважения, а принимая родительские требования, он сохраняет близость с родителями;
3) воспроизведение родительского мнения на себя, но с другой оценкой. Поскольку для подростка так же значимы одобрение и поддержка родителей, для сохранения чувства «Мы» он негативно оценивает своё «плохое» поведение; но вместе с тем, послушание родителям воспринимается в качестве отказа от эмансипации и утраты своего «Я». Переживание этого конфликта как невозможности ответить на требования родителей и одновременно сохранить своё «Я» приводит к тому, что подросток оценивает себя как «плохого, но сильного»;
4) ведение борьбы против родительской позиции, но при одновременной оценке себя в рамках присущей родителям системы ценностей; подросток в данной ситуации воспроизводит в самооценке не реально существующее мнение родителей, но некие их идеализированные ожидания;
5) воспроизведение подростком в самооценке негативной позиции родителей, но при акцентировании внимания на том, что быть таким – его осознанный выбор; подобное отрицание родительского авторитета влечёт за собой формирование достаточно напряженной атмосферы в семье;
6) игнорирование подростком негативной оценки со стороны родителей; желаемая оценка значительно превышает самооценку ребёнка, но при этом реальная родительская позиция носит негативный характер. В своём сознании подросток изменяет родительское отношение к себе, не замечая эмоционального отказа родителей, таким образом, как если бы он был ими любим.
Кроме того, следует отметить, что наиболее распространённая причина конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста связана с тем, что родители переживают потерю близости со своим ребенком и продолжают тщетные попытки воспитать его в соответствии со своими первоначальными замыслами.
В подростковом возрасте ребёнок начинает отстаивать собственные права и утверждать возможности, стремясь к тому, чтобы получить их как можно больше. Со своей стороны, родители не желают терять своего влияния на него и не готовы признать, что он уже повзрослел, что означало бы полную потерю контроля. Если в семье к этому времени между родителями и ребёнком сохранились отношения взаимопонимания и доверия, такая «борьба за влияние» пройдет с минимальными потерями. Однако, если родители и их подросшие дети не готовы выказать понимание и терпимость по отношению друг к другу и найти пути компромисса, но продолжают отстаивать свою точку зрения с принципиальных позиций, «борьба» переходит в стадию войны, от которой страдают все.
Выходом из подобных отношений некоторые подростки считают побег из дома; дети, разумеется, убегают по различным причинам: и от материального неблагополучия, и просто в поисках приключений и романтики. Однако чаще всего именно скандалы, конфликты, неразрешимые по мнению подростка, холодность, жестокость и отсутствие понимания побуждают подростка искать некое убежище для себя. Подросток, лишенный родительской любви, стремится найти человека, способного помочь ему, дать совет, принять участие в его жизни. Однако вместо этого большая часть убежавших подростков становятся в результате беспризорниками, что может привести к очень печальным и даже криминальным последствиям.
Следует сформулировать ряд правила, способных снизить уровень конфликтности в отношениях между подростками и их родителями:
- прежде чем обвинять в чём-либо ребенка, следует выяснить причину, по которой он так поступил; зачастую подростки плохо представляют себе последствия своих поступков, поэтому следует сперва разобраться в проблеме, после чего обсудить возможные варианты развития ситуации;
- при общении с подростком ни в коем случае нельзя прибегать к резко отрицательным характеристикам («лжец», «эгоист» и т.п.); обсуждать следует конкретный поступок, не переходя на личность ребёнка. В общении с подростком фраза «Ты не подумал, как следует» значительно более перспективна, нежели обвинение в глупости;
- не следует ограничивать себя в проявлениях нежности и любви; это способствует тому, что ребёнок учится тепло относиться к другим людям и выражать свои чувства правильным образом;
- нельзя забывать о том, что наказание в любом случае должно быть адекватно проступку;
- при необходимости разрешить сложную или противоречивую ситуацию следует искать пути компромисса; нельзя забывать о том, что именно у «трудных» подростков, как правило, наиболее сильный и независимый характер, в силу чего прямолинейное и слишком сильное давление может в итоге привести к обратному результату.