Пути совершенствования региональной политики занятости

September 16, 2020

Каждый регион характеризуется целым рядом социально-экономических, природно-географических, исторических, этнических и прочих условий, которые определяют особенности его развития.

В России в сентябре 2016 года самый низкий уровень безработицы в федеральных округах, соответствующей критериям МОТ, отмечен в Центральном федеральном округе (3,3%), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (10,5%). Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата). В целом по России за сентябрь 2016 года уровень безработицы составил 5,2% [2. электронный ресурс]

Из республик самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Ингушетии – 30,2% и в Чечне – 15,9%.

В Южном федеральном округе самый высокой уровень зафиксирован в Калмыкии (11,6%), самый низкий – в г. Севастополь (5,4%);.[1]

Несмотря на широкий охват мероприятиями, реализуемыми в большинстве регионов, существует их недостаточная эффективность, желание заручиться большей поддержкой из центра, несоответствие объемов выделяемых средств реальной ситуации на региональных рынках труда. Более подробно см. в Приложении 1.

Выделяют следующие основные направления совершенствования политики в области занятости в Ростовской области .

- Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:

– обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;

– совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;

– повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;

– внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;

– защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).

В Ростовской области 2016 год был объявлен годом молодежи и как никогда в этом году реализовывались всякие возможности по трудоустройству молодежи. Так за 2016 год центры занятости временно трудоустроили граждан в возрасте от 14-18 и было заключено 2051 договор с работодателями различных форм собственности. При содействии служб занятости с различными организациями были трудоустроены несовершенно летние граждане и их число составило 21374, что составляет 14,3% от всех подростков данного возраста, проживающих в Ростовской области. Временная занятость в летнее время является наиболее эффективной формой, позволяющая совмещать отдых и занятость подростков. В соответствии с требованием постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 240 «О порядке организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей», особенно большое внимание было уделено организации занятости в летних лагерях труда и отдыха, в профильных сменах на базе лагерей с дневным пребыванием несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, в июне-августе прошлого года в 29 муниципальных образованиях за счет средств местных бюджетов было организовано 190 трудовых отрядов и профильных трудовых смен из числа детей, посещающих пришкольные и загородные лагеря, на созданные рабочие места временно трудоустроено 1616 подростков.

На оплату труда и материальную поддержку несовершеннолетних граждан из консолидированных источников финансирования направлено 49040,9 тыс. рублей, из которых средства областного бюджета – 11620,5 тыс. рублей, средства работодателей – 20458,5 тыс. рублей, средства местного бюджета – 16961,9 тыс. рублей.

В целях приобретения опыта и навыков работы безработными гражданам в возрасте от 18 до 20 лет, имеющими среднее профессиональное образование и ищущими работу впервые была создана программа «Первое рабочее место» в 2016 году центрами занятости населения на временные работы с выплатой материальной поддержки из средств областного бюджета трудоустроен 361 человек. Средний период временного трудоустройства составил 1 месяц.

Общая сумма средств, израсходованных на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет за год составила 3198,6 тыс. рублей, из них 553,5 тыс. рублей – средства областного бюджета, средства работодателей составили 2645,1 тыс. рублей.

Так же на пути совершенствования региональной политики занятости была организованна программа, которая называется «Наставничество». Многие молодые люди при попытке трудоустройства не редко получают отказ от работодателей из-за того, что опыт работы у них отсутствует. В целях приобретения молодыми специалистами профессиональных навыков в области было принято решение по развитию института наставничества. Это мероприятие началось с 1 сентября 2016 года, за этот период на временные рабочие места, созданные работодателями в рамках договоров с центрами занятости населения, трудоустроено 53 молодых специалиста под руководством 53 наставников (что составило 106% к плану).

Ростовская область предоставляет все возможные пути своему населению для трудоустройства на рабочие места, а в дальнейшем достой жизни.

Рассмотрев политику занятости в Ростовской области, следует отметить, что ситуацию на рынке труда в регионе сложилась достаточно сложная, требующая пристального внимания, как со стороны федеральных, так и со стороны региональных властей.

Несмотря на положительную динамику отдельных макроэкономических показателей, в целом сохраняются проблемы в области занятости населения, связанные прежде всего, с неравномерными стартовыми условиями при переходе к рыночной экономике, высокой степенью износа основных фондов, низким уровнем обновления производственных мощностей предприятий и организаций, что приводит к значительной напряженности на рынке труда.

В региональной занятости населения Российской Федерации обозначились противоречивые явления, не адекватные требованиям современной экономической модели. Значительное место занимает скрытая безработица, в том числе с элементами теневого характера, растрачивается интеллектуальный потенциал. В этой связи стала очевидной необходимость комплексного подхода к управлению занятостью, в котором согласовываются меры государственного федерального регулирования, воздействие органов управления регионов, работодателей на конкретные виды деятельности и формы занятости.

В последнее время в ростовской области увеличивается количество частных кадровых агентств, их насчитывается более двадцати пяти, Это возможно свидетельствует о неэффективной работе государственных служб занятости, рынок трудовых услуг стал увеличиваться. Тенденция такова, что за год открывается и закрывается не менее 6-10 кадровых агентств. Это требует повышения качества государственных структур.

Однако следует заметить, что органы государства, содействующие занятости не бездействуют.

«Государственные услуги по содействию в трудоустройстве были оказаны 90 755 гражданам (105,5%), из них трудоустроено 18 697 безработных граждан (104,4%). В программах временной занятости приняли участие: 2 245 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (127,4%), 407 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые (131,3%), 22 934 несовершеннолетних гражданина в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (109,7%). В другой местности трудоустроено 4 488 человек (105,1%), из них 4 162 – в пределах Ростовской области. Собственное дело организовали 573 безработных гражданина (130,8%). На досрочную пенсию оформлено 163 человека (101,9%). Общественные работы были организованы для 8 325 граждан (117,1%).»[2]

Незначительным остается пособие по безработице. В 2016 году минимальный его размер равен 850 рублей, а максимальный 4900 руб.

В качестве мер улучшению управления занятости можно предложить следующее:

- увеличить пособия по безработице, повысить их дифференцированный характер;

- оптимизировать систему страхования риска безработицы;

- ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев;

- увеличить поддержку и развитие самозанятости и мелкого производства;

- ввести на предприятиях анализ увольняющихся, сделав акцент на причины увольнения.

Необходимо уделять пристальное внимание мерам государственного управления занятости, одновременно усилить внимание к разработке и внедрению мероприятий распространение использования инструментов саморазвития населения, что приведет к совершенствованию механизма хозяйствования рыночных субъектов, увеличению трудового потенциала и повышению уровня жизни населения.

[1] Шаповал Э. М. Анализ уровня безработицы по регионам России за 2016–2016 годы / Э. М. Шаповал, С. А. Стрекалова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2016 г.) /— Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.

[2] Положение на рынке труда в Ростовской области в январе-сентябре 2016 года. Управление государственной службы занятости населения Ростовской области. http://zan.donland.ru/Default.aspx?pageid=113972