Расширение Евросоюза на рубеже XX – XXI вв.

Особенности природных условий Европы, повлиявших на выбор ее пути

Недра зарубежной Европы содержат многие виды минерального сырья: нефть, уголь и природный газ, руды черных и цветных металлов (железо, свинец, бокситы, золото, цинк, ртуть),' калийные соли, самородную серу, мрамор и другие полезные ископаемые. Однако многочисленные и разнообразные по профилю месторождения в целом не обеспечивают потребности региона в важнейших видах энергоносителей и металлических руд. Поэтому европейская экономика в большой степени зависит от их импорта.

Европейский регион размещается в зоне умеренного и субтропического климата, обладает благоприятными для многих отраслей сельского хозяйства режимами температур и влаги. Мягкие зимы и большая продолжительность вегетационного периода в средней и южной частях региона способствуют почти круглогодичной вегетации многих культур - зерновых, трав, овощей. Для приатлантической части региона характерно избыточное увлажнение, а для Средиземноморских стран - недостаток осадков в летний период. Средиземноморский климат - самый благоприятный для жизни людей.

Леса в зарубежной Европе занимают более 20% территории, причем в большинстве стран (кроме Швеции и Финляндии) - это искусственные посадки деревьев. Из всех частей света Европа наиболее «окультурена». Только 2,8% ее территории свободны от всяких следов деятельности человека.

Регион обладает значительными водными ресурсами. Рейн, Дунай, многочисленные реки равнин, а также каналы - удобные транспортные пути, а реки Скандинавии, Альп и других горных систем имеют крупный гидроэнергетический потенциал.

В Европе (без стран СНГ) в 2017 г. проживало около 753,8 млн человек (в т.ч - 100,4 млн. - жители Европейской части России) или около % населения мира. Это регион древнейшего заселения и освоения, один из самых плотно населенных в мире: в среднем около 100 человек на кв. км (больше только в Азии - примерно 127 человек на кв. км). Из очага, давшего потоки эмигрантов во все концы света, Западная Европа превратилась в магнит для эмигрантов - «рабочих-гостей», беженцев, жителей бывших колониальных империй. По числу иностранцев доминирует ФРГ.

Для зарубежной Европы характерен весьма пестрый этнический состав населения. Здесь живет свыше пятидесяти больших и малых народов. Большинство из них сложилось в нации, часть составляют национальные меньшинства.

Определение границы понятия «Европа», вопрос о принадлежности к ней государств, принявших православие

Точных данных о количестве православных в Западной Европе не существует, различные оценки расходятся.

Ниже приводятся данные об общем числе православных (без учета юрисдикции) в отдельных странах:

Германия – около 1,2 млн.

Франция – от 300 до 500 тыс., в их числе значительная интеллектуальная прослойка, например, выпускники Свято-Сергиевского института в Париже

Италия – от 200 до 600 тыс.

Великобритания – от 250 до 300 тыс.

Швейцария – 132 тыс.

Бельгия – от 70 до 80 тыс.

Швеция – от 50 до 60 тыс.

Нидерланды – 20 тыс.

Юрисдикции

В Западной Европе имеют свои юрисдикции 6 патриархатов:

Константинопольский Вселенский патриархат (к нему принадлежат греки и те русские, которые отделились от Московского патриархата в 1930 году),

Антиохийский патриархат (арабы),

Московский патриархат (русские, в том числе члены Русской Православной Церкви Заграницей, отделившейся от Москвы в 1920 году и воссоединившейся с ней в 2007-м),

Сербский патриархат (сербы),

Румынский патриархат (румыны),

Болгарский патриархат (болгары),

Грузинская Церковь

Православные Церкви и Евросоюз

Рост Евросоюза привел к тому, что в него вошли страны с традиционно православным населением. Таким образом, в рамках ЕС оказались:

Элладская Православная Церковь (с 1981 г.),

Константинопольский Патриархат, имеющий юрисдикцию над епархиями Крита и Родоса (с 1981 года),

Финляндская автономная Церковь (с 1995 г.),

Кипрская, Чехословацкая и Польская Церкви, Московский патриархат (епархии в Латвии и Литве), Эстонская автономная Церковь (с 2004 г.),

Румынский и Болгарский патриархаты (с 2007 г.)

В России хорошо знают Европу туризма и Европу шопинга, но, к сожалению, мало знают Европу паломничества. Это святыни, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, мощи угодников Божиих, места, где кровью мучеников утверждалось христианство... По сути, Европа – это пространство, в котором разворачивалась ранняя история нашей Церкви.

Паломниками называли людей, которые отправлялись в пешее путешествие к местам, связанным с земной жизнью Спасителя, или к великим святыням, или в монастыри, - по различным маршрутам, но неизменно с одной целью – приблизиться сердцем ко Христу. Был обычай отправляться в паломничество, если на душе есть тяжесть от совершённого греха – и есть потребность очистить душу, принести покаяние.

Мы хотели бы отметить три важных момента: Господь дает нам возможность соприкоснуться со святынями – зримыми частицами того, что, по сути, этому миру уже не принадлежит.( в Собор Парижской Богоматери стекаются сотни людей, чтобы помолиться у Тернового Венца Спасителя, который был на Его Главе, спустя почти две тысячи лет, он является доказательством страданий Господа за нас. В Кафедральном соборе французского города Шартр хранится Плат Пресвятой Богородицы, а в немецком городе Ахене хранят пелены, в которые укутали новорожденного Богомладенца. Во французском городе Амьен открыто почивает лицевая часть Главы Крестителя Господня Иоанна).

Во-вторых, в Европе очень гостеприимны к паломникам из России: святынь на Западе много, но здесь не сохранилась традиция столь глубокого их почитания, как в Русской Православной Церкви. К ним не прикладываются, у них редко служат молебны. Приезды наших паломников дают пример иного, более теплого, трепетного отношения к реликвии.

Места, которые посещают паломники - это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми, либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. Здесь рассказывается о наиболее значимых для православной культуры святынях европейских стран. Надо сказать, что христианская традиция Европы и православная ее составляющая - одна их самых сложных тем в паломнических турах.

Святыни Австрии: Вена - собор во имя Св. Первомученика Стефана, «Венский Грааль» (Святая Чаша, вывезенная из Константинополя).

Святыни Болгарии: Рильский монастырь - мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь - чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом - комплекс скальных монастырей с фресками.

Святыни Германии: Кельн - мощи Святых Волхвов (Кёльнский кафедральный собор), Трир - Хитон Иисуса и мощи Св. Равноапостольной царицы Елены (кафедральный собор во имя Св. Петра).

Святыни Франции: Амьена - мощи Св. пророка Предтечи и Иоанна Крестителя, Париж - мощи Св.Диониса Ареопогита и святой Марии Магдалины, Терновый Венец Спасителя. Марсель - аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс - кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.

Святыни Испании: Валенсия - Святая Чаша (Чаша Грааля) в Кафедральном Соборе. Эскориал - дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» — уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых. Сантьяго-де-Компостела - Кафедральный Собор с мощами Святого Апостола Иакова Заведеева.

Святыни Кипра: Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан. К Священным местам Кипра относят монастырь Пресвятой Богородицы (11 век). Здесь в иконостасе соборного храма находится чудотворный образ Богоматери Милостивой (Киккотиссы), который, согласно преданию, был написан евангелистом Лукой ещё при жизни Божьей Матери. Сейчас этот монастырь является основой всей греческой культуры на Кипре.

Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Черногории: Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог - мощи святого Василия Острожского.

Святыни Чехии: Прага - мощи Вячеслава Пражского и Людмилы.

В сознании многих людей Европа связывается преимущественно с католической и протестантской традициями. В последнее время к ним прибавился еще ислам, который стал объектом пристального внимания средств массовой информации, пытающихся предугадать последствия роста сторонников этой религии в странах Европы. О православии же и его роли в формировании европейской идентичности задумываются и говорят мало. Даже сам термин «orthodox» у многих скорее ассоциируется с иудаизмом, чем с христианством.

Оформление Западной Европы как единого культурного и религиозного пространства

Единство и целостность западноевропейского региона — в общей культурно-цивилизационной идее, в принципах, которые были заложены еще в античной Греции. Конечно, эти принципы составили базу политической, трудовой и бытовой этики не только Европы, но и англоязычной Америки, Австралии, Новой Зеландии и даже со всеми историческими оговорками Японии. Эти принципы — добросовестный труд как путь к процветанию и честное состязание как путь к самоутверждению. Однако здесь они выражены наиболее ярко, имеют самые глубокие корни.

Много веков подряд западноевропейский регион находился как бы в центре мирового развития. Начиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий, Западная Европа выступала как самый динамичный регион. Бурно развивались производительные силы, наука, культура.

Само содержание культурно-исторических понятий «Европа» и «Западная Европа» за последние два столетия сильно изменилось. Если раньше роль главных общественных рубежей играла религия, то в результате Просвещения и буржуазной французской, а затем «пролетарской» русской революции «Европа» стала светским понятием. (В отличие от ислама, где размежевание между обществом и религией затянулось на века и в наши дни часто омрачается отнюдь не бескровными эксцессами, в христианской Европе разделение между папской властью, городом и деревней, буржуазией, аристократией и духовенством было подготовлено многовековым укладом.

При этом понятие «Западная Европа» вначале ассоциировалось лишь с Францией, Бельгией, Нидерландами, позднее стало включать в себя скандинавские страны. Для Испании, Португалии, Италии и некоторых других государств это понятие стало приобретать реальные очертания значительно позже. В то же время Германия ассоциировалась не только с Западной Европой, но и с понятием «Средняя Европа» (рассматривавшейся как зона преимущественно германского влияния).

Идеи о Европе

Идеи Данте Алигьери, чешского короля Иржи из Подебрад по переустройству Европы в позднем Средневековье

В трактате Данте "Монархия" идея светской монархии базировалась на представлении о единстве всего мира. Данте выдвигал идею мирового государства, что в тех условиях касалось, естественно, прежде всего Европы. Он пытался разрешить противоречие между императором и папой. В его мировом государстве император был независим от папской власти. Дантова монархия имела своей главной задачей не политические, а нравственные интересы. Поскольку монарх уже достиг господства над всеми народами, ему не было больше надобности стремиться к завоеваниям. Все свое внимание он мог обратить на высшую справедливость. Род человеческий, считал Данте, может выполнить свое предначертание, только выступая как целое. При этом он призывал учитывать самобытность различных народов

Европейская идея в эпоху Реформации и Возрождения

Европейская политическая мысль эпохи Средневековья (V—XV вв.), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической традиции, которая не ограничивалась только рамками официальной церковной доктрины. Церковь играла в этот период ту же роль, которую в Античности выполняло государство, — обеспечивала высшую общественную связь, выступая стержнем культуры и мировоззрения. Государство рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви. Поэтому центральную проблему средневековой политической теории можно выразить следующим вопросом: какая власть (организация) должна иметь приоритет — духовная или светская (церковь или государство) и, соответственно, как и насколько должны быть разделены их компетенции.

Так, в оболочке ожесточенных споров о таинствах, догматах и символах веры в Европе постепенно совершался переворот в духовно-нравственных и социально-политических ориентациях, подготавливающий почву для буржуазных революций.

Видение будущего Европы у просветителей и философов XVIII века

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов — Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712—1778) в трактате «Об общественном договоре ...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Если английский народ считает себя свободным, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны — он раб, он ничто ... В древних республиках и даже монархиях народ никогда не имел представителей, само это слово было неизвестно».

Будучи деистом по своим философским взглядам, он осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Руссо разделял общую веру просветителей на природу как гармоническую систему, частью которой был человек. Но он был убежден, что сам человек разрушил это «естественное состояние» и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. Исчезло равенство, появилась собственность «... и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета». Но если нельзя вернуться к «естественному состоянию», то еще можно, устранив неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это не просто, потому что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных».

«Венская система» как попытка регулирования отношений в Европе

Венская система международных отношений (Система Европейского концерта) — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. Была нормативно закреплена Венским конгрессом 1814—1815 годов, проходившем в Вене под председательством Меттерниха, участвовали представители всех европейских государств за исключением Османской империи. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания), окончательно оформилась многосторонняя дипломатия. Многие исследователи называют Венскую систему международных отношений первым примером коллективной безопасности, что было актуально на протяжении 35 лет, до начала Крымской войны. Также были систематизированы и унифицированы дипломатические ранги (посол, посланник и поверенный в делах) и четыре типа консульских учреждений. Были определены дипломатический иммунитет и дипломатическая вализа.

Кризис многонациональных империй, век национализма и их влияние на развитие европейской идеи в XIX веке

Многонациональные империи исчерпывали ресурсы административно-политического регулирования общественной жизни, теряли интегрирующее значение и идеалы исторического легитимизма как идеологической основы власти.

Бесспорно, кристализации в новоевропейском обществе, возбужденном Французской революцией и «травмированном» польским вопросом, осознания конкретных «национальных идей» очень помог Романтизм. С его тягой к партикуляризации, самоутверждением всего частичного, отдельного, индивидуально-неповторимого, и вместе с тем тенденцией к конструированию идеальных духовных сущностей. Только такая идейная атмосфера и могла породить национализм. Как отмечает Ницше «Можно будучи фактическим немцем, не быть им духовно - не дорасти до «немецкости» как таковой». Но не будем, однако, приписывать так называемому культурному национализму исключительно романтическое происхождение, так в этом процессе важную роль сыграли и социально-исторические позиции.

В франко-английском варианте национальной идеи в этот период складывается концепция отождествления нации и государства. Поэтому государство рассматривается как главный нациотворческий фактор. Франко-английский тип национальной идеи сводится к отождествлению национального и политического, нации и государства. Государство первично, а нация вторичная, производная от государства. Согласно этому мировоззрению решение национального вопроса - это установление демократического правового государства, рынка и гражданского общества.

В германском варианте, национальная идея - это не бесцветная британо-франкская идея демократической государственности, а яркая идея неповторимого народного духа и уникальной культуры. Каждый народ имеет неповторимый дух и неповторимый характер, существует среди других народов, в определенном географическом пространстве и историческом времени. Решение проблем, что постоянно возникают в этом круге - это реальная история народа и его назначения. Осознание этих проблем и способов их решения всеми имеющимися формами духовного бытия народа: морали, обычаев, права, политики, искусства, религии, философии - это национальная идея. Именно она, в таком толковании, становится силой, и не только побуждает человека к активной деятельности в пользу народа, но и непосредственно поднимает ее в собственном самосознании до уровня субъекта истории и культуры до уровня свободы.

Германская идея «Средней Европы».

Фридрих Науманн (1860 –1919), представитель либерально-протестантского направления, с сильным националистическим уклоном, известный тем, что ввел в научный и политологический оборот концепцию «Средней Европы» (Mitteleuropa). В своей книге с одноименным названием «Средняя Европа»[69] Ф. Науманн дал геополитический диагноз баланса сил на европейском пространстве, совпадающий в общих чертах со взглядами Р. Челлена. С его точки зрения, для того, чтобы выдержать конкуренцию с такими организованными геополитическими образованиями, как Англия (вместе с ее колониями), США и Россия, населяющие Центральную Европу народы должны объединиться и организовать новое интегрированное политико-экономическое пространство. Осью такого пространства должны стать немцы.

Проект «Средней Европы» («Mitteleuropa») в отличие от сугубо «пангерманистских» проектов, был не националистическим, но именно геополитическим проектом, где основное значение придавалось не этническому единству, а общности географической судьбы народов. Проект Ф. Науманна подразумевал интеграцию Германии, Австрии, придунайских государств и в далекой перспективе Франции.

Геополитический проект подтверждался и культурными параллелями. Сама Германия как органическое образование отождествлялась с культурным понятием «Mittellage», «срединное положение».