Рассмотрение различных эмоциональных явлений в пределах романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

9 августа 2020

Рассмотрение различных эмоциональных явлений в пределах романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дает основание говорить о том, что эмоциональная сфера персонажей романа имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей. Определение и понимание различий эмоциональных типов персонажей позволяет глубже понимать замысел автора. Эмоциональный тон является первой и самой простой формой эмоционального реагирования, а следовательно – источником первичной характеристики, приписываемой персонажу в определённой ситуации. Для каждого вида эмоционального тона характерна двуполюсность (удовольствие — неудовольствие). По эмоциональной реакции персонажей, по описываемым автором их чувствам и переживаниям можно судить о структуре психологии персонажей. Читатель сравнивает, как правило, эмоции, передаваемые в книге, эмоции как реакции персонажей со своими, на основе этого персонажи становятся ему либо близки и понятны (их действия, мотивации), либо нет. В настоящей работе были рассмотрены полупредикативные конструкции как основа для формирования эмоционального содержания отдельно взятых фрагментов текста. Полупредикативность наряду с предикативность обладает рядом свойств, определяющих ведущее значение и роль определённых конструкций. В то же время, в отличие от предикатов, которые, главным образом, формируют непосредственно действенную, сюжетную линию романа, полупредикативные конструкции выполняют, прежде всего, дополняющую функцию, создают эмоциональный фон действию.
В данной работе были найдены и распределены по группам полупредикативные конструкции. Группы формировались в результате сопоставления доминирующего эмоционального содержания отдельных единиц (фрагментов текста, содержащих полупредикативные конструкции).
Надо заметить, что единицы, входящие в одну группу, часто имеют не только сходство именно по содержанию, но и по форме – имеют общие репрезентанты эмоций, например, однокоренные слова. А также функционирование полупредикатов определённых групп отличается, например, степенью их значимости в формировании эмоциоанльного содержания всего фрагмента. Интересно сопоставить употребление одних и тех же слов (наряду с полупредикатами) рассматриваемых групп для характеристики разных персонажей романа, например, Анны и Алексея Александровича Карениных. В лексической структуре образа Анны доминирующей является лексика с семами «свет» и «температура», а в лексической структуре образа Каренина более широко представлены единицы, включающие в свою семантику компонент «холод». Данные лексемы в характеристике Анны чаще используются для обозначения положительных эмоций, а в характеристике Каренина - отрицательных. Различно в лексических системах образов этих героев и употребление глаголов становления цветового признака (краснеть, бледнеть). Не случайно Л.Н. Толстой наделяет этим признаком таких героев, как Анна и Левин. Это показатель искренности человека, естественности его душевных проявлений.
Покраснение лица у Анны может передавать целую гамму эмоций. Алексей Александрович в трагические минуты бледнеет, а краска оживления покрывает его лицо лишь во время написания конспекта речи и тогда, когда лицо его вспыхивает от гнева. Краска гнева, появившаяся на лице Каренина во время объяснения с женой, настолько необычна для этого всегда холодного человека, что она поразила Анну. Анализ глаголов его форм, обозначающих эмоциональное состояние Анны и Каренина, позволяет утверждать следующее: их образы контрастны; они даны в развитии. Динамика образа Каренина - от «человека-машины» к человеку чувствующему и страдающему, Анны - от гармоничной цельности к душевной дисгармонии.
Гамма эмоций, представленных в романе, чрезвычайно богата.
Использование функционально-текстовых глаголов позволяет всесторонне отразить душевный мир человека. При этом Л.Н. Толстой не только передает мельчайшие детали эмоциональной сферы персонажа, он прослеживает сам процесс накопления тех или иных настроений и на этой основе показывает поворот в душе, рождение нового эмоционального состояния, что можно проследить на образах Анны и Каренина.
Следовательно, предикаты и полупредикаты, отражающие эмоциональное состояние героя, играют чрезвычайно важную роль в прагматике художественного прозаического текста, поскольку, отражая «диалектику души», формируют у читателя определенное отношение к персонажам, обусловливая тем самым наиболее адекватное восприятие авторской идеи.