Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр – головоломок

Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать геометрические представления. Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.Задачи на смекалку, игры-головоломки вызывают у дошкольников большой интерес и помогают развивать представления о форме предметов . На практике работа по развитию представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста осуществляется как правило на занятиях. С другой стороны не в полном объеме используется воспитателями потенциал игр – головоломок в развитии представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста. Противоречие между потенциалом игр-головоломок в развитии представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным их использованием в работе порождает проблему - каковы возможности игр-головоломок для развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста. Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.

Объект – процесс развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – игры- головоломки как средство развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были определены задачи данной работы:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить уровень развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста

3.Рассмотреть использование игр-головоломок с целью развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

4.Проанализировать полученные результаты

Методы исследования: теоретические - анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата; практические - количественной и качественный анализ результатов.

В теоретической главе рассмотрели теоретические основы развития представлений о форме предметов у дошкольников,способы развития представлений о форме предметов у дошкольников. Работы в этом направлении вели Леонид Абрамович Венгер, Вильям Штерн и другие.Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь - это прямоугольник, колпак лампы - шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.

Для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Игры – головоломки геометрического характера эффективно развивают представления о геометрических фигурах, активизируют мысли, развивают логическое мышление, вырабатывают умение догадываться, сообразительность, что необходимо каждому человеку для жизни, трудовой деятельности.

Исследование описанное в опытно-практической части ВКР состоит из трех этапов: первичной диагностики, подбора и апробирования игр-головоломок геометрического характера, итоговой диагностики.Исследование проводилось на базе одного из МБДОУ города Владимир. В исследовании приняли участие 5 детей старшей группы. Цель первичной диагностики: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А.Соломенниковой. Диагностика по методике состояла из 16 заданий.

1). «Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета».

2). «Покажи все маленькие (большие) фигуры».

3). «Внимательно посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур он составлен».

4). «Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка».

5). «Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата», и других заданий.

Материал: Набор из геометрических фигур разного цвета (красного, желтого, зеленого, синего) и разного размера (большие и маленькие).

Выполнение ребенком заданий оценивалось в баллах:

0 - ребенок не выполнил задание;

1 - ребенок выполнил задание не полностью;

2 - ребенок выполнил задание.

Наибольшее количество баллов по данной методике соответствует 32.

Таким образом, количественные показатели по данной методике следующие:

Высокий уровень- 26-32 баллов;

Средний уровень - 15-25 баллов;

Низкий уровень - менее 15 баллов.

Из 5 детей –высокий уровень(1реб.),низкий уровень(1 реб),средний уровень(3 реб). Оценивание детей показало, что выполнение заданий вызвали некоторые трудности. Самыми легкими оказались ответы на задания: «Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?», «Найди и покажи все многоугольники», «Покажи шар, куб, цилиндр», «Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета».

Тяжелыми оказались следующие задания: «Покажи все маленькие (большие) фигуры», «Внимательно посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур он составлен», «Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка», «Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата», «Нарисуй квадрат со стороной две клеточки. Пририсуй маленький квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат».

Показатели, по которым обнаружились различия между детьми, послужили основанием для проведения целенаправленной педагогической работы по развитию представлений о форме предметов.

Для эффективной работы на повышение уровня развития представлений о форме предметов был разработан перспективный план, включающий в себя использование таких игр-головоломок как «Танграм», «Задачи с палочками и спичками на изменение фигур», «Колумбово яйцо», «Логические блоки Дьенеша» и другие. Также нами была проведена работа с родителями, с целью выявления их компетентности в вопросах использования задач головоломок для занятий с детьми в домашних условиях. Нами проводились индивидуальные беседы с родителями, консультации групповые и индивидуальные, показаны небольшие мастер-классы(во время родительского собрания) для того чтобы направить родителей на правильную организацию свободного времени дома с детьми по решению игр – головоломок математического содержания.

Целью итоговой диагностики явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведена та же диагностика .с теми же критериями и заданиями, что и при первичном исследовании.Результаты-один ребенок с низкого уровня перешел на средний,один ребенок со среднего уровня перешел на высокий. У детей произошли индивидуальные изменения-по разным заданиям были улучшения.

Делаем вывод, что целенаправленная и систематическая работа по использованию игр-головоломок в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет эффективно развивать представления о форме предметов.