Реформаторская деятельность М.М. Сперанского при Николае I. Подготовка, реализация и оценки кодификации законов.

Как мы уже знаем, Михаил Михайлович Сперанский был очень образованным и трудолюбивым человеком. Император Николай I открыто демонстрировал свое расположение и давал надежду М.М. Сперанскому на дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Еще до вступления императора на престол они проводили много времени в частных беседах, и это не могло не сблизить их в дальнейшем, когда Николай I уже взошел на престол. Изначально император относился к М.М. Сперанскому с опаской и подозрением, из-за той или иной причастности к движению декабристов и заговору. По плану декабристов М.М. Сперанский должен был войти в состав Временного правительства, однако сам реформатор на это согласия не давал. Так же он был лично знаком и имел дружеские отношения со некоторыми декабристами, например, его близким другом был Гавриил Степанович Батеньков. Император поручил «Тайному комитету» расследовать вопрос о причастности Михаила Михайловича к делам декабристов. Однако, несмотря на это, государь считал, что только такому умному и опытному в законодательстве государственному деятелю под силу выполнять его поручения.

К счастью для М.М. Сперанского государь обладал такой чертой как постоянство. Поэтому завоевав его доверие, утратить его было крайне сложно. Николай I говорил: «Около меня, царя русского, нет ни одного человека, который бы умел писать по-русски, то есть был бы в состоянии написать, например, манифест», тем самым указывая на профессионализм М.М. Сперанского.

Император видел в Михаиле Михайловиче жертву политических интриг. Осознавая это, Николай понимал, что в долгу перед государственным деятелем, так как не смог справится с клеветой и обвинением, выносимым М.М. Сперанскому. Поручение императором Михаилу Михайловичу ведение процесса суда над декабристами можно рассматривать как своеобразную проверку. Сперанскому было поручено написать Манифест о событиях 14 декабря 1825 года, потом, в январе 1826 года, – отредактировать проект Манифеста об учреждении суда над декабристами. Тогда он проявил наибольшую преданность по отношению к императору. Николай I говорил Корфу: «Сперанского не все понимали и не все довольно умели ценить; сперва и я сам, может быть, больше всех, был виноват против него в этом отношении. Мне столько было наговорено о его либеральных идеях; клевета коснулась его даже и по случаю истории 14-го декабря! Но потом все эти обвинения рассыпались как пыль. Я нашел в нем самого верного, преданного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностию» .

На момент воцарения Николая I в Российской империи накопился большой объем законодательства. Это значительно затрудняло деятельность судов, возникали трудности по решению дел и вынесениям приговоров, так как для этого необходимы были объемные выписки из различных законодательных актов. Этим пользовались чиновники, с целью извлечения личной выгоды. Это вызвало необходимость приведения в порядок законодательства, с целью установления порядка и в самом государстве.

Еще в 1802 году М.М. Сперанский отмечал, что «Читая историю нашей Комиссии о составлении законов, нельзя не подивиться, что к делу столь важному доселе средства употребляемы были столь малозначительны». В январе 1826 года Михаил Михайлович подал императору четыре записки, в которых критиковал устройство и членов Комиссии составления законов. М.М. Сперанским было предложено составление полного Свода законов, в котором законодательные акты будут расположены в хронологическом порядке.

В связи с этим 31 января 1826 года по указу императора было создано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Задачей этого отделения была систематизация Российского законодательства. Основное отличие Второго отделения от Комиссии составления законов состояло в том, что задачей первого было не составление новых законов, а систематизация и приведение в порядок уже действующих.

4 апреля 1826 года руководителем Второго отделения был назначен М.А. Балугьянский, однако фактически отделением управлял М.М. Сперанский, но никакой официальной должности он при этом не занимал. Всеми делами руководил Михаил Михайлович, а так же докладывал о проделанной работе. М.М. Сперанский оказался под надзором, как указано в работе С.А. Чибиряева. Император дал указание М.А. Балугьянскому: «Смотри, чтоб Сперанский не наделал таких же проказ, как в 1810 году, ты у меня будешь за него в ответе». Однако в труде С.М. Середонина была высказана мысль о том, что не вставать на пост руководителя Второго отделения было инициативой самого М.М. Сперанского, так как он не желал возбуждать зависть своих врагов.

Еще при императоре Александре I 8 августа 1808 г. М.М. Сперанский стал членом Комиссии составления законов, чему был не рад. «При отъезде князя Лопухина в Киев мне досталась комиссия законов, в которую без чаяния и желания моего определен я членом» - писал М.М. Сперанский графу Кочубею. Однако, это сыграло большую роль в его дальнейшей деятельности по подготовке законопроектов.

Самая трудоемкая и длительная работа М.М. Сперанского при императоре Николае I была кодификация законов. Кодификация (от латинского «codex» — книга и «facio» — делаю) – пересмотр и сведение в единое систематизированное целое (например, в кодекс) законов страны по отдельным областям права. По указаниям Николая М.М. Сперанскому предстояло систематизировать законодательные акты за последние 176 лет, то есть со времен принятия Соборного уложения 1649 года по момент воцарения Николая I 1825 год. Проблема систематизации и создания единого законодательства в Российской империи существовала еще со времен Петра Великого.

В записке от 30 ноября 1826 года о создании Комитета 6 декабря 1826 года Николай I указал основной смысл создания Комитета. Он писал: «…занятия комитета должны вкратце состоять: 1) в пересмотре и разборе бумаг, найденных в кабинете покойного Государя императора, 2) в пересмотре нынешнего государственного управления, 3) в изложении мнения: 1) что предполагалось; 2) что есть; 3) что кончить оставалось бы; 4) в изложении мнения: что ныне хорошо, что оставить нельзя и чем заменить». Император, кроме того, подчеркнул, что это дело он почитал «из важнейших моих занятий и обязанностей»

Так же предполагалось, что для успешного осуществления систематизации законов необходимы были еженедельные личные встречи с самим императором для осуждения проделанной работы. Они вместе со М.М. Сперанским рассматривали каждую часть Свода. Николай указывал на исправления и дополнения, а Михаил Михайлович давал ему пояснения.

По плану М.М. Сперанского предполагалось, что работа будет состоять из 3 частей: «Полное собрание законов», «Свод законов», «Уложение». В свою очередь «Полное собрание законов» должно было представлять полное собрание всех законодательных актов в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения, без изменений. «Свод законов» уже должен был включать в себя действующее законодательство того времени. А «Уложение» подразумевалось как переработанное с учетом современных реалий законодательство. Опыт прошлого показал, что это самая правильная последовательность приведения законодательства в порядок. Однако стоит отметить тот факт, что Николай I не согласился с идеей об «Уложении», объясняя это тем, что оно может пошатнуть царивший порядок. Император не желал проводить эксперименты в законодательстве, поэтому от идеи создания «Уложения» нужно было отказаться.

Первым делом Вторым отделением было подготовлено «Полное собрание законов». Оригинальные бумаги хранились в различных архивах по всей стране. Не существовало единого реестра, что усложняло работу. Из различных архивов в общий реестр были собраны все законы, а затем они обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, присутствовали и пропуски, так как объем материалов был огромен. «Полное собрание законов» не было предназначено для практического применения. Это было лишь первым шагом для приведения в порядок законодательства Российской империи. В него вошло более 30 тыс. указов, постановлений и актов со времен Соборного уложения 1649 года.

Следующим шагом было составление свода, который бы включал в себя не все законы, а только те которые являлись неизменными и действующими. «Свод законов» и «Полное собрание законов» согласовывались, статьи, содержавшиеся в Своде, должны были основываться на Полном собрании.

При составлении «Свода законов» М.М. Сперанский взял за основу для работы опыт зарубежных деятелей, а именно рекомендации Френсиса Бэкона. На основе этих рекомендаций Михаилом Михайловичем были выведены определенные правила:

Исключались повторения

Длинные формулировки сокращались, не касаясь их сущности

Законы распределялись по предметам регулирования и излагались в форме статей

Каждый фрагмент имел свой номер.

Также было еще одно правило, которое установил уже сам император Николай I: «Из законов противоречащих избирать позднейшие». Проводилась и текстовая обработка статей Свода: исключались частности — «мотивы, рассуждения и случаи», убирались длинноты за счет более компактного изложения законодательных норм.

Работа проходила таким образом: бралась определенная область и исследовалась отдельно от всех остальных. Уголовное право являлось одной из самых сложных областей. В июле 1826 года Второе отделение представило императору «пробный» результат проделанной работы. Николай одобрил полученный результат, и работа была продолжена.

К 1830 году Вторым отделением было подготовлено первое издание

«Полного собрания законов Российской империи». Состояло оно из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указаний к ним. В них вошло законодательство с 1649 по 1825 год. Работа над «Сводом законов Российской империи» была закончена в 1832 году. Он состоял из 32 томов, в которых содержалось более 40 тысяч статей.

19 января 1833 г. прошло заседание Государственного Совета под личным председательством императора. Рассматривались Полное Собрание Законов, с указателями и дополнениями, всего 56 томов и 15 томов Свода Законов, а также пространная записка о его составлении, которая была написана самим М.М. Сперанским.

Вставал вопрос о качестве проделанной работы. По первой части работы М.М. Сперанский не боялся критики. «Полное собрание законов» было выполнено качественно, пусть и из-за большого объема работы встречались пропуски. Но Свод, несмотря частичную ревизию, подвергался постоянной проверке и дополнениям.

По итогам заседания Государственного совета было вынесено мнение: «Свод издать и разослать ныне же и объявить, что он содержит только действующие узаконения и получит исключительную силу

закона с 1 января 1835 года». И в промежуток времени пока Свод законов еще не вступил в силу (с 1833 по 1835 год) проходили проверки и выявлялось много недочетов, которые необходимо было исправить. Так же появлялось новое законодательство. Это послужило причиной созданию и выпуску еще одного свода «Продолжение», который включал в себя исправления и новые законодательные акты. За проделанную работу он был награжден орденом Святого Андрея Первозванного, который являлся высшей наградой Российской империи.

Однако на этом работа М.М. Сперанского не была остановлена. Он продолжил свою работу уже над Сводами, которые предназначались для краем и губерний. Императора потребовал от Сперанского обрабатывать свои наброски для печати, однако закончить этого не успел. То, что было найдено в его бумагах в отделанном виде, было впоследствии, уже после его смерти, напечатано под названием «Руководство к познанию законов» 1845 года.

М.М. Сперанский сам осознавал недостатки Свода, так как это было лишь промежуточное звено, которое должно было привести к Уложению и преобразованию законодательства, но самому реформатору этого было сделать не суждено.

В первой половине XIX века отечественная правовая система отличалась сложностью и запутанностью. Кодификационная работа М.М. Сперанского внесла большой вклад в упорядочивание законодательства и послужила дальнейшим фундаментом для его преобразования. Был создан единый реестр всех законов с 1649 года, который с течением времени пополнялся. Однако, преобразований которые требовало действующее законодательство, которые задумывал реформатор, осуществлены так и не были. Дело М.М. Сперанского было продолжено после смерти выдающегося правоведа: в России стали регулярно выпускать доработанные своды законов.