Роль и перспективы развития кинокультуры как фактора, влияющего на формирование патриотизма

По нашему мнению, если автор увлечен своей историей, своими героями и принимает общечеловеческие ценности – кино не может не получиться патриотическим. Сегодня наиболее патриотическим будет кино о жизни простого российского учителя, волонтера либо ученого.

Патриотическое кино нужно снимать о людях, которые ценой своей жизни избавляют нас от последствий аварий, бедствий и наводнений, созданных руками таких же людей, как и они, но с кардинально другими интересами и взглядами на человеческую жизнь.

Александр Зельдович

режиссер, сценарист

Патриотическое кино нужно снимать о Пушкине. В России была довольно мощная традиция, которую выражал Пушкин, — интеллектуального, светского, невероятно углубленного в актуальное мировое культурное и содержательное пространство искусства и мысли. Пушкин, про которого известно, что он на рассвете ездил на почту за последним выпуском журнала «Чайльд-Гарольд», чтобы ухватить его первым, который знал некоторое количество языков и был европейцем в тончайшем смысле этого слова. Он и является иконой вот этого образа русского человека. И не только он, но и все русские гении — Лермонтов, Гоголь, не говоря уже про германофила Тютчева, Толстого, не говоря о русских композиторах, ученых, исполнителях, которые были всегда в авангарде не только отечественной, но и мировой культуры, мировой мысли и собственно на это и ориентировались. И это происходило примерно до середины XX века, то есть до начала сталинской культ. революции.

Любая система, заказывающая в массовом порядке патриотические фильмы, по определению обречена. При этом границы самого жанра размыты.

Я думаю, что патриотическое кино надо снимать о счастливых людях. Нет ничего более патриотичного, чем счастливый соотечественник. Вот если среди наших соседей, людей, которые живут рядом с нами, соучеников и однокашников найти счастливых людей и снять про то, почему они счастливы, это будет очень патриотично, потому что хороша та страна, в которой бывают счастливые люди. Так что любое кино про счастливого человека является по определению патриотичным.

Ни о чем. Патриотическое кино не надо снимать вообще. Потому что в самом слове «патриотизм» заложены идеологическая задача и направление, а режиссер — это независимая, самостоятельная творческая единица, которая вовсе не должна быть внутри какой-либо государственной идеологии.

К сожалению, «патриотическое кино» сегодня — это ярлык, который люди разных убеждений навешивают на фильмы, где эксплуатируется тематика «Отечество, предание, геройство». Причем в правой риторике определение «патриотический» — это чуть ли не замена положительной рецензии, а в либеральной — отрицательной. И так получается, что само определение «патриотическое кино» в современном контексте говорит о говорящем больше, чем о предмете разговора.

Обо всем. На любую тему можно сделать кино, в котором есть некое чувство к своей родине. Вот Шукшин снимал «Калину красную». Вроде быт, а считай, патриотический фильм. Так что здесь тема какой угодно может быть.