Роль киберкоммуникативного общения в социализации современных подростков

В существующем «кибер пространстве» человеком осуществляется целый конгломерат человеческой деятельности, основу которых составляет познавательная, игровая и коммуникативная сфера. В настоящее время виртуальность для современного индивида становится специфическим способом бытия.

Л. А. Браславец[] под социальными компьютерными сетями понимает «...Интернет-сервис, который предоставляет пользователю возможность создавать стандартизированную личную веб-страницу, установить и формализовать связи с прочими пользователями сервиса».

Рассматривая особенности сетевого общения необходимым будет остановиться на личности киберсубъекта. Данное понятие характеризуется как активность человека, переводя свой духовный мир в цифровую действительность информационного пространства, о существовании которой сообщество узнает по её проявлениям на пространстве сети интернет [5,8].

В процессе коммуникации пользователь формирует различные варианты интернет личности [9]:

1) реальная и полноценная личность;

2) сетевая реально-виртуальная личность;

3) виртуальная личность;

Первый тип. Сетевая реальная личность это созданный пользователем в социальной сети акаунта образа своей реальной личности, то есть без изменения каких либо данных. Данный тип является наиболее правильным так как не происходит идеализирования своего образа Я, а предоставляется точная информация. Пользователи относящиеся к этому типу в основном на своих акаунтах в социальных сетях выкладывают 1,2 своих фотографии в информации о себе пишут реальные данные ИФО, место работы или учебы, возраст. Данная модель будет менее подвержена киберпреследованиям.

Второй вид. Приукрашенный собственный образ с существующими общими связями. Один из распространённых типов личностей в сети. Пользователи с данным типом выкладывают больше информации при этом ее идеализирую, также заимствуют чужие мысли выдавая за свои идеи.

Третий тип. Виртуальная информации личность. Полная интеграция от реальной личности при использовании не соответствующей информации о себе . Данным типом личности обладают пользователи намерено пытающиеся скрыть информацию о себе, а так же с мотивом незаментно следить за другими пользователями. Обычно кибербулерры обладают этим типом личности.

Нет единого мнения по поводу причин формирования виртуальной индетичности. Ряд авторов [] говорят, о том что « создание виртуальных личностей происходит из-за неудовлетворённостью своей реальной личностью при котором человек теряет свою целостность и оказывается сложенным из различных элементов ». Другие авторы говорят о том что создание виртуальных личностей является неким « психологическим тренингом для повышения уровня уверенности в самопризентации» [2, с. 31].

В процессе взаимодействия личности с другими пользователями в интернет­среде в ее поведении в большинстве случаев обнаруживается стремление

показать себя с лучшей стороны, предстать в выгодном свете, акцентируя внимание партнеров по коммуникации именно на тех своих чертах и качествах, которые человек считает или хочет считать своими достоинствами

Д.Соловьев выделяет следующие особенности общения в кибер пространстве: []

Ожидание. В виртуальном пространстве коммуникатор не знает когда наступит обратная реакция на сообщение, и не известна какая реакция будет положительная или отрицательная. Бывает, что пользователь не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свои сообщения.В процесс ожидания у человека может комбинироваться с различными чувствами, такие как гнев, скука, чувство страха, любви. Если у человека с завышенными ожиданиями не сбываются фактические ожидания, то это может привести к снижению самооценки и уверенности в себе.

Незнание. Исходя из того что в сети происходит зачастую только вербальное восприятие коммуникации , может теряться изначальный смысл сообщения. В связи с этим у коммуникаторов могут возникнуть недопонимание друг другу, что может привести к различным конфликтам. Сообщениям не хватает невербальной коммуникации для выражения своих эмоций, мимики, жестов. Однако в настоящие время главную роль невербальной коммуникации взяли на себя так называемы «смайлы». Достаточно обширный набор символов может изобразить различные чувства, но общаясь с человеком по другую сторону экрана мы не можем быть уверенны испытывает ли он те эмоции, что ирзобразил.

Неопределенность. При интернет коммуникации мы не можем быть уверенны, почему пользователь не дает своего ответа. Не видя всю картину происходящего ситуация неопределенности создает интерпретацию водимого.

Следует отметить, что одной из главных форм коммуникации в сети является игра [53]. В сети игра используется не только как развлекательный компонент , а преобразовывает характерные черты интернет коммуникации: отделение от повседневности, свобода самовыражения, наличие добровольных правил.

Реализация игрового компонента с интернет коммуникации связана с использованием языка общения как достижения комического эффекта. С этим возникает использование новых форм дискурса. Достаточно новым средством такого специфического общения выступают так называемые интернет «мемы». Мемы это единица информации которая представляет собой различные фразы вырванные из другого контекста, с использованием картинок , которые спонтанно получили популярность и распространяются в сети с высокой скоростью.

Интернет коммуникация может носить в себе как позитивные, так и негативные аспекты для личности.

В первом случае, у коммуникации в сети нет географического расстояния, все общение происходит на площадке дисплея, что дает возможность перемещаться в прострастранстве сети по всему миру [17].

Также поскольку все интернет общение сохраняется в документ и храниться неопределенное время, создаться эффект присутствия прошлого и настоящего, пользователь может сохранять различные диалоги, возвращаться к отдельным моментам, снова переживать то что испытал в первые [].

Анонимность дает человеку возможность в выборе само презентации, ты можешь оставаться собой, но в тоже время можешь преобразовывать свою личность. Это дает возможность компенсировать те роли и образы «Я» которые не получается реализовать в реальной жизни. Особенно это возможность будет характерна для людей с имеющимися недостатками затрудняющие общения такие как: застенчивость, болезненное восприятие собственной внешности, дефекты речи. В общем, каждый человек в сети имеет равные возможности для самовыражения. Статус и социальные роли и экономическое благополучие почти не влияет на уровень принятия в сетевой аудитории [].

Негативный аспект данного феномена выражается в том, что анонимность в сети на данный момент остаётся безнаказанной так как отследить анонима практически не возможно. В таком проявлении анонимность может быть предпосылкой к агрессивному поведению в интернете (кибербулингу). Также общение в сети не имеет физического контакта, получению тактильных ощущений, то чувства, отношение к происходящему можно не только выражать, но и скрывать, равно как можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает [45] .

Постоянное общение в сети может способствовать формированию у пользователей склонности проводить все больше времени в виртуальном мире. Так постепенно развивается интернет-зависимость, которая определяется специалистами как [48 с.76 ] « навязчивое желание выйти в интернет, находясь офлайн, и неспособность выйти из него, будучи онлайн» [].

Зависимость от виртуального общения, является негативной трансформацией личности [37]. Однако находиться исследователи которые не признают такую зависимость явной патологией А. Войкунский, К. Мюррей, К. Суррат и др. Согласно этой точке зрения, виртуальная коммуникация представляет собой в большинстве случаев обычное человеческое общение, опосредствованное высокими технологиями, и говорить в этом случае о зависимости от интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения между собой.