Роль контроля в бюджетном процессе

September 16, 2020

В бюджетном процессе контроль выделяется в качестве отдельной его стадии, поскольку есть обособленный круг участников (органов, которые осуществляют контроль), которые наделены полномочиями соответствующего характера.

С 1 октября 2013 года в силу вступил новый закон о Счётной палате. Теперь она имеет возможность проведения комплексного анализа государственных расходов: от их планирования до оценки результативности трат. Подлежат пересмотру главные формы государственного контроля в области финансов, как внутреннего, так и внешнего, а также полномочия органов, которые осуществляют муниципальный государственный контроль. На сегодня у Счетной палаты есть методология аудита эффективности, отвечающая рекомендациям организаций международного уровня по высшим органам контроля финансов.

Одна из новаций законопроекта заключается в осуществлении проверки организации контроля внутреннего типа контрольно-счетными органами вместе с контролем соблюдения бюджетного законодательства, полноты и достоверности бюджетной отчетности. Итак, главное внимание уделено контролю целевого использования бюджетных средств и оценке эффективности того как они расходуются.

Принцип эффективности финансового контроля государства подразумевает существование показателей количественного характера для оценки эффективности. Данные показатели помогают определить достижение плановых результатов, применяются в случае оценки эффективности работы контролирующих органов и могут группироваться. К примеру, устанавливается количество нарушений законодательства, которые были выявлены в процессе проверки. Применять этот показатель можно как с позиции оценки эффективности работы контролирующих органов, так и в целях оценки эффективности деятельности финансового характера служб, которые проверяются, к примеру Счетной палаты. Итак, показатели эффективности способны являться разработанными и установленными, в соответствии со спецификой деятельности объекта контроля, целями проверки и особенностями работы контрольных служб.

При оценке рисков в ходе исполнения бюджета могут быть выделены неэффективные и эффективные расходы. Эффективные расходы являются расходами, обеспечивающими максимальную результативность согласно установленным параметрам определенной государственной программы и, значит, есть возможность оценки эффективности осуществления программы согласно требованиям соблюдения дисциплины в области финансов при использовании средств государства.

В случае оценки эффективности использования средств бюджета могут оцениваться такие показатели, как правоприменительные функции, регулятивные функции, государственные услуги, бюджетные инвестиции, межбюджетные отношения. Совокупная оценка этих показателей способна говорить об эффективности деятельности субъекта, который проверяется.

Основная функция государственного аудита в Российской Федерации отводится, как уже упоминалось, Счетной палате.

В 2015 году контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями были охвачены 2 594 объекта во всех субъектах Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О Счетной палате РФ" и Регламенту Счетной палаты РФ, в отчетном периоде результаты всех экспертно-аналитических и контрольных мероприятий рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего за 2015 год проведено 65 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрены 936 вопросов, в том числе по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также заключений Счетной палаты на проекты федеральных законов – 328. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, учреждений, предприятий, организаций.

Особо важные итоги экспертно-аналитических и контрольных мероприятий были доложены главе государства. В 2015 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

– мониторинг реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году;

– мониторинг исполнения указов Президента РФ от 7 мая 2012 года по итогам 2014 года;

– проверка деятельности Федерального космического агентства, осуществляемой в рамках установленных полномочий, в том числе в целях международного сотрудничества;

– проверка деятельности открытого акционерного общества "АК "АЛРОСА" за 2008 – 2013 годы и истекший период 2014 года по реализации основных стратегических задач компании, повышению конкурентоспособности на мировом рынке, полноты и эффективности исполнения обязательств ОАО "АК "АЛРОСА" по поставкам природных алмазов в Госфонд России;

– проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 об обеспечении ветеранов жильем;

– проверки исполнения соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению показателей целевого характера (нормативов) оптимизации сети муниципальных и государственных учреждений культуры, образовательных, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения (4 контрольных мероприятия);

– проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие Керченской паромной переправы между портами Кавказ и Керчь;

– проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, которые направлены на подготовку к осуществлению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу;

– проверка результативности использования средств бюджета, которые направлены на развитие производственно-технологической базы и в качестве взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" и его дочерних обществ в 2012 – 2013 годах и истекшем периоде 2014 года, а также исполнения представлений и устранения нарушений, выявленных Счетной палатой при проведении контрольного мероприятия по проверке использования и привлечения ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" кредитных банковских средств и правомерности применения средств бюджета федерального уровня в целях их погашения, а также эффективного и целевого использования средств бюджета федерального уровня, которые направлены на финансовое оздоровление ОАО "Амурский судостроительный завод" с 2009 года по истекший 2013 год, и анализ осуществления и организации на нем процедур банкротства.

Для государственного контроля как элемента управления характерна вторичность: контролиоваться должно то, что независимо от контроля. В то же время в качестве цели контроля предстает предотвращение и устранение ошибок в деятельности финансового характера, а также ее улучшение.

В процессе анализа мероприятий контрольного характера относительно бюджета федерального уровня Счетной палатой разрабатываются:

– предложения по итогам проведенных мероприятий контрольного характера и представляются отчеты об их осуществлении;

– предложения по итогам контроля оперативного характера и они представляют в отчетах;

– осуществляется подготовка проектов законодательных актов.[1]

В качестве существенного момента, который связан с реализацией программно-целевого подхода при осуществлении планирования бюджетных расходов рассматривается необходимость повысить эффективность управления экономическими процессами, а также результатами этих процессов. При этом должны быть соблюдены те принципы и требования организации мероприятий по контролю, которые являются основополагающими, что дает возможность достижения целей за счет обеспечения реализации задач финансового контроля и формирования системы экономических отношений контролирующих органов и хозяйствующих субъектов.

Можно выделить следующие принципы, которые являются наиболее значимыми на этапе организации проведения контроля:

– принцип законности;

– принцип плановости;

– принцип системности;

– принцип объективности;

– принцип эффективности;

– принцип ответственности;

– принцип гласности.

[1] Горшенина Д.А. Совершенствование инструментария оценки и контроля эффективности использования бюджетных средств в современных условиях// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. С. 112-115.