Санкции: понятие, виды, исторический опыт

Правительства и многонациональные органы вводят экономические санкции, чтобы попытаться изменить стратегические решения государственных и негосударственных субъектов, которые угрожают их интересам или нарушают международные нормы поведения. Критики говорят, что санкции часто плохо продуманы и редко успешны в изменении поведения цели, в то время как сторонники утверждают, что они стали более эффективными в последние годы и остаются важным инструментом внешней политики. Санкции стали определяющей чертой реакции Запада на ряд 20 геополитических вызовов, включая вмешательство России в Украине.

Экономические санкции определяются как прекращение обычных торговых и финансовых отношений в целях внешней политики и политики безопасности. Они могут быть комплексными, запрещающие коммерческую деятельность в отношении целой страны, отдельных предприятий, групп или отдельных лиц.

Во многих источниках и литературных изданиях освещено понятие «санкция». Во - первых, санкция - это «государственно-предохранительная мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия; во - вторых, структурная часть правовой нормы, содержащая указание на возможные меры государственного воздействия на нарушителя данной нормы; в - третьих, это - юридическая гарантия достижения целей правового регулирования, предотвращения и искоренения правонарушений; акт прокурора, разрешающий принудительные меры в отношении лица, подозреваемого в преступлении (например, заключение под стражу, залог, обыск, выемку почтовотелеграфной корреспонденции)».[1]

Санкции принимают различные формы, включая запреты на поездки, замораживание активов, эмбарго на поставки оружия, ограничения на капитал, сокращение иностранной помощи и торговые ограничения.

Они используются для достижения целого ряда внешнеполитических целей, включая борьбу с терроризмом, контрнаступление, нераспространение, демократию и поощрение прав человека, разрешение конфликтов и кибербезопасность.

Санкции, в то время как форма вмешательства, как правило, рассматривается как более дешевый, менее рискованный, средний курс действий между дипломатией и войной. Политики могут рассматривать санкции как ответ на внешние кризисы, в которых национальные интересы менее важны или когда военные действия невозможны.

Санкции, могут быть, по крайней мере, частично успешными и должны соответствовать определенным требованиям:

Динамика каждого исторического случая сильно разнится. Санкции эффективны в одних условиях и могут потерпеть неудачу в других условиях, в зависимости от бесчисленных факторов. Программы санкций с относительно ограниченными целями, как правило, более успешны, чем программы с крупными политическими амбициями. Кроме того, санкции могут дать желаемый экономический эффект, но они не смогут изменить поведение.

Санкции часто развиваются со временем. Масштабы мер и логика, лежащая в их основе, может кардинально измениться со временем.

Сравнительная полезность санкций важна. В некоторых случаях санкции могут быть просто задуманы как выражение противоборства.

Прежде всего стоит рассмотреть характеристику санкций на примере Советского государства, которая представлена на рисунке 1.

Основываясь на определении сущности и структуры санкций, можно смело утверждать, что санкция является одной из мер воздействия на общество.[2]

Основываясь на определении сущности и структуры санкций, можно смело утверждать, что санкция является одной из мер воздействия на общество. Рассмотрев на примере Советского государства структуру санкций, не стоит забывать о международном праве. В международном праве под мерами воздействия, подразумеваются «применяемые к государству в случаях нарушения им своих международных обязательств или норм международного права».[3]

Одним из основных начал современного международного права является принцип ответственности государства. Понятием ответственности охватываются все отрицательные последствия правонарушения, вплоть до применения принуждения.

Для понимания международных взглядов на понятие «санкция» стоит рассмотреть процесс санкционного воздействия со стороны ЕС и США.

Европейский Союз вводит санкции в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Поскольку ЕС не располагает объединенной военной силой, многие европейские лидеры считают санкции самым мощным внешнеполитическим инструментом блока. Политика санкций должна получить единодушное согласие государств-членов Совета Европейского Союза, органа, который представляет лидеров ЕС.

С момента своего создания в 1992 году, ЕС взимал санкции более тридцати раз. Отдельные государства могут вводить более жесткие санкции независимо от рамок своей национальной юрисдикции.

Соединенные Штаты используют экономические и финансовые санкции больше, чем любая другая страна. Политика санкций может исходить либо из исполнительной, либо из законодательной ветвей власти. Президент, как правило, запускает процесс путем издания распоряжение, основываясь на внешней угрозе государству. Это дает президенту особые полномочия, чтобы регулировать торговлю в связи с этой угрозой на срок один год, если продлен или расторгнут по совместной резолюции Конгресса. Конгресс, со своей стороны, может принять законодательство, вводящее новые санкции или изменяющее существующие, что он делал во многих случаях.

США и ЕС используют в своей практике определенные направления, которых придерживаются в разработке санкций:

- разработка всестороннего подхода;

- постановка достижения цели;

- создание многосторонней поддержки;

- надежность, гибкость, готовность ослабить или укрепить санкции.

Международный уровень определяет иную характеристику санкций (рис 2).

Рисунок 2 Характеристик международных санкций

На сегодняшний день самыми распространенными санкциями со стороны ЕС и США против РФ являются:

· Дипломатические меры;

· Ограничительные меры (замораживание активов и запреты на визы;

· Ограничения для Крыма и Севастополя;

· Меры, направленные на секторальное сотрудничество и обмены с Россией ("экономические" санкции);

· Меры, касающиеся экономического сотрудничества;

Подводя общий итог, необходимо отметить, что санкции - применяемая мера в целях прекращения торговых, финансовых, экономических отношений в целях внешней политики и политики безопасности. Санкции далеки от надежного успеха, но их стоит рассматривать как один из способов воздействия. Существуют мнения, что санкции не работают на практике так, как известно в теории. Одним из показателем является наличие возможностей перенаправить торговлю в страны, которые не находятся под санкционным воздействием. Государство, которое вводит санкции, показывает, что дипломатическим путем решить существующие проблемы не получилось, и пришлось прибегнуть к влиянию данного типа.

С другой стороны, государство, в отношении которого применяются санкции, будет вынуждено адаптироваться к текущей политической и экономической обстановке. В этом есть как плюсы, так и минусы. С положительной стороны, данное государство станет сильнее, если сможет своевременно приспособиться к текущей обстановке. В другом случае возможен финансовый крах и, как следствие, упадок уровня всех сфер жизни общества. То есть, у данной стороны не остается выбора. Либо, она показывает, что способна справиться с данной ситуацией, либо ей придется «прогнуться» и пойти на уступки. Но необходимо учитывать, что ни одно правительство открыто этого не признает, санкции всегда вводятся с целью «направить» или «вразумить» противоборствующую сторону, таким образом, государства могут «направлять» друг друга.

[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., 1999, 479

[2] Сухарев А.Я., Крутских В.Е., 2003, с. 156

[3] Устав ООН от 26 июня 1945 года