Семейные ценности: понятие, структура. Особенности формирования представлений о семейных ценностях в младшем школьном возрасте
«Дети – живые цветы земли» – сказал А. М. Горький. А выращивают эти «живые цветы», прежде всего в семье. И природой, и обществом родители предназначены быть первыми воспитателями для своего ребёнка Именно они вместе со школой помогают «цветам» освоить простейшие основы общечеловеческой культуры, набраться сил и ума.
Фундамент личности растущего человека закладывается именно в семье, и происходит его развитие. Неотъемлемой частью духовно - нравственного развития и воспитания личности младших школьников является ориентация на семейные ценности. Семья- это необходимая ценность для развития каждой личности, именно она играет главную роль в жизни государства, в вопросах воспитания новых поколений, обеспечения общественной стабильности. В нормативных документах, которые регламентируют организацию образовательного процесса школы, а также в ФГОС можно встретить такие понятия «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».
Уклад жизни семьи определяет система семейных ценностей, которые являются основным средством воспитания нравственности, жизненных и семейных ценностей. Чувство значимости и необходимости это те важные элементы системы ценностей, на основе которых строятся отношения между всеми членами семьи.
У любого человека должны быть четкие представления о семейных ценностях, способствующих укреплению прочного фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Каждому члену своей семьи необходимо знать моральные и нравственные устои, играющие важную роль для укреплении доверия и повышения уверенности.
Основная задача педагога заключается в помощи школьникам в осознании и формировании понятий, направленных на мир семьи, семейные ценности, спланировать и организовать свою воспитательную работу так, чтобы все участники процесса (педагог, родители) действовали в одном направлении при достижении цели: становление личности, развитой духовно и нравственно. От согласованности действий семьи и образовательного учреждения зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Сомнений не вызывает и тот факт, что семья на ребёнка влияет гораздо больше, чем школа.
И всёже семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Никогда не ставилась под сомнение важность сотрудничества семьи и школы. Ведь каждая из них по отдельности просто не способны справиться со сложнейшим процессом формирования личности ребёнка.
Известный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основной задачей педагога в процессе организации взаимодействия с родителями становится активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, необходимости придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Положительные жизненные примеры и духовные ценности во заимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса способствуют становлению личности. Целенаправленное общение с семьей играет большую социальную значимость. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, а педагогу позволяет находить при общении с родителями верные слова.
Ощущение психологической защищенности ребёнку даёт именно семья, как «эмоциональный тыл», поддержка, безусловное безоценочное принятие.
Эту проблему затрагивают и современные ученые в области семьи (В.П. Дуброва Т.А. Маркова, И.В. Лапицкая, Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, , и др.).
Безоговорочной любви любой ребенок и сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных (отца или матери, бабушки или дедушки и т.д.): его любят таким, какой он есть, просто за то, что он есть, а не за хорошее поведение или оценки.
Источником общественного опыта для каждого ребёнка является семья. Именно здесь дети находят примеры для подражания, в семье происходит его социальное становление, как личности. Школа, семья, общественность сообща, «всем миром» должны решать эту проблему, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение.
То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни, поэтому родители должны знать что нужно воспитывать у ребенка, а какие качества подавлять в раннем возрасте. Иными словами, нужно относится к воспитанию ребенка с полной серьезностью, как к профессиональной деятельности, а не любительскому занятию.
Известный отечественный педагог А. С. Макаренко считал, что цель воспитания «…программа человеческой личности, программа человеческого характера, причем в понятие характера, — писал он, — я вкладываю все содержание личности, т.е и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания – решительно всю картину человеческой личности». [1]
Понятия семья и семейные ценности не могут существовать друг без друга.
Если не будет семьи, то семейные ценности теряют свое первоначальное значение. В каждой семье есть свои идеалы и цели, собственные ценности. Жизнь семьи заключается в стремлении к реализации целей (стремление к идеалу на базе признанных семьею ценностей).
Прежде чем говорить о пути формирования семейных ценностей у младших школьников необходимо для начала определить понятие ценностей и семейных ценностей.
Рассматривать семейные ценности можно с точки зрения разных аспектов: нравственного, духовного, патриотического и т.д.. Этот термин является довольно расплывчатым, и в каждой культуре его могут толковать различно.
Однозначной формулировки понятию ценностей в литературе нет. Это понятие по смыслу схоже со многими словами (потребность, цель, идеал, значение, значимость, норма, интерес), но никак не сводиться к ним. По своему значению их объем гораздо уже, чем «ценность».
Ценность – есть то, что выражает отрицательную или положительную значимость предметов или явлений. Ценность, ценностные свойства не являются какими-то особыми объективными свойствами предметов и явлений.
У понятия ценности есть несколько значений. Во-первых, ценности - это предметы и явления, которые реальны и важны для культуры, человека, духовной жизни общества. Во-вторых, ценность- это мотивационная структура личности, а значит личностные ценности- это представления о совершенстве различных сфер жизни, оценки и установки, которые являются ориентирами деятельности.
Большая российская энциклопедия показывает ценность как положительную или отрицательную значимость объектов и явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. [26].
Классификация ценностей может быть проведена по разным основаниям. Их можно разделить на положительные и отрицательные, объективные и субъективные, духовные или материальные, общечеловеческие и индивидуально-личностные.
Учёные характеризуют понятие «ценность» через выделение целого ряда признаков, свойственных, в большей или меньшей степени, образу семьи (В.Т. Харчева, Л.М. Архангельский, С.Ф. Анисимов, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, В.И. Сагатовский, В.П. Тугаринов, З.Н. Чавчавадзе, М.С. Каган и др.). Отдельный человек, семья, нация, государство- это те ценности , которые выступают как сила, определяющая особенности мировоззрения, сознания, поведения человека. Люди строят свои отношения на основе ценностей, определяют цели своей деятельности, занимают определенные социальные позиции. Исследуя систему ценностей современного школьника, В.Т. Фоменко и Т.И. Кульпина выстраивают определенную иерархию ценностей: общечеловеческие ценности (уникальность планеты Земля, цивилизация прошлого и т.д.); отечественные ценности (любовь к Отечеству, к русскому народу, его языку, культуре и т.д.); ценности малой родины (детский сад, школа, природа, родной край, его традиции и искусство); личностные ценности родного очага (родители, отношения в семье и т.д.).
Что же такое семейные ценности? Обратимся к различным источникам, например, википедия нам даёт определение: «Семейные ценности— культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия». «Ценности-идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей» так, например, трактует понятие ценность Г. М. Коджаспирова [36, 382].
По мнению Ж. Н. Дюльдиной: «Семейные ценности — взаимосвязь нравственных, моральных, культурных, традиционных, национальных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке, кровном родстве» [37,182]. «Семейные ценности — положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества — родительства — родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями»- считает Н.Г.Храмова [25].
Кравченко А.И. образ семьи рассматривал как то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. «Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве. Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов».
Как и большинство семейных ценностей, образ семьи, примерно одинаков. К нему можно отнести родительство, дом, любовь, верность, доверие по отношению друг к другу, связь с предками. Если рассматривать с нравственной точки зрения, то главной же ценностью семьи являются дети, и родительский долг и ответственность за то, чтобы в семье вырос человек, достойный, здоровый физически и духовно. Для каждой культуры свойственна определённая, своя шкала ценностей, но несмотря на это названные ценности семьи характерны для любой культуры. Каждое национальное сообщество имеет свои традиции, которые складываются и закрепляются веками, и семейные ценности не исключение. Элементы социального и культурного наследия есть традиции, которые передаются от поколения к поколению, и в течение продолжительного времени сохраняются в определенных обществах и социальных группах. «Семейные традиции - это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение» [*].
Существуют типично русские традиции:
- крепкая семья, которая построена на взаимопомощи уважении к родителям, старшим членам семьи, сопереживании;
- одной из главных святынь является отношение к матери и материнству;
- отношение к отцу, закрепленное в традициях православной педагогики (В.О. Ключевский);
- безграничная любовь к детям; они являются основным богатством семьи, дарованием;
- основа жизненного благополучия – это семейное трудовое воспитание;
- здоровый образ жизни и ценностное отношение к нему, одухотворенной красоте человека, к таким нравственным чертам как честь, мужество, достоинство, добродетели (доброта, милосердие, сострадание, справедливость, нестяжательство и трудолюбие);
- поддержание родственных связей, семейное благополучие, счастье, гостеприимство и т.д.
Наличие свободы важно для многих семей, это так называемое личное пространство, максимальная честность в отношениях. Семейные ценности - совокупность представлений о семье, влияющей на выбор семейных целей и способов организации жизнедеятельности. В современной отечественной психологии семейные отношения рассматривались как личностные образования (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь), направленности личности (Б.Ф. Ломов). Семейные отношения – процесс отражения в сознании человека основных ценностей, которые признаются как жизненные цели и ориентиры. Связь ценностных семейных отношений приобретает наибольшее значение благодаря направленности личности, выражающей существенные характеристики, которые определяют нравственную, либо социальную ценность личности. Под ценностными отношениями Р.С. Немов понимает то, что человек ценит в своей жизни, чему придает особый смысл [30]. Как регулятор поведения личности образ семьи рассматривает Е.С. Волков, говоря о том, что семейные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [38]. Ценностные семейные отношения, согласно С.А. Рубинштейну, формируются на основе потребностей, а их реализация происходит в общесоциальных условиях деятельности, и они подчиняются принципу единства сознания и деятельности [39].
Воспитательным потенциалом по воздействию на детей обладает образ семьи в плане их личностного развития. В условиях изменений в обществе необходима устойчивая система ценностей в семье, которая позволила бы противостоять негативным воздействиям. Именно этот тезис сегодня берется за основу при разработке государственной политики в сфере поддержки семьи и в вопросах воспитания подрастающего поколения. Поскольку семья, по мнению исследователя А.А. Магомедова, не просто аккумулирует в себе ценности, которые приобретены поколениями, но и способна и сама производить их, а это является продуктами жизнедеятельности семьи и общества, а также представляют собой поступки людей,принципы, идеалы, моральные нормы, понятия добра и счастья [*]. Следовательно, на основе анализа содержательной характеристики таких понятий, как «семейные ценности», «семейные традиции», «ценностное отношение к семье», которые представлены в психологопедагогической литературе, можем сделать вывод, что такое понятие, как образ семьи для младшего школьника - это прежде всего отражение знаний о семье в сознании ребенка, это то, что он видит на примере собственной семьи. Формирование образа семьи проходит через взаимоотношения в своей собственной семье, через особенности межличностных отношении, с опорой на знание семейных ценностей и традиций, через участия в семейных мероприятиях и т.д.[*] В структуре значимых семейных ценностей можно выделить: взаимное уважение и доверие, любовь и забота друг о друге, честность, возможность реализации вне семьи, семейное единство и сплоченность, семейное общение, равенство всех членов семьи, их партнёрство, свободу самовыражения, а также в трудную минуту получить возможность на поддержку, дружеские отношения, семейные традиции [27].
Младший школьный возраст – это прежде всего позитивные преобразования в период становления личности ребенка.
Более благоприятное время для формирования семейных ценностей- это пора детства. В этот период личность младшего школьника наиболее открыта влияниям, а все впечатления и взгляды, которые были получены в детстве, будут самые глубокие и сознательные. Дети и их родители – являются активными участниками реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление семейных ценностей и традиций как основы российского общества и государства.
Родители имеют сильное влияние на своего ребёнка, как первые его воспитатели. Каждый последующий воспитатель, утверждал Жан Жак Руссо, оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. И именно родители по отношению ко всем остальным являются предыдущими; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и т.д.[27,193].
Идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а школа лишь призвана помочь, поддержать, стать центром духовного развития личности каждого ученика лежит в основе новой философии взаимодействия семьи и школы .
Задача учителя - помочь ребёнку и его родителям сформировать ценности семьи, организовать воспитательскую работу таким образом, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении. [34].
Следует также отметить, что сегодня приходится говорить не только о пропаганде традиционных нравственных ценностей, но и о защите наших детей и подростков от агрессивного навязывания безнравственности.
Целесообразнее всего начать работу по воспитанию семейных ценностей у младших школьников с диагностики. В помощь педагогу разработано множество различных методик исследования – наблюдений, бесед, анкетирования. В процессе такой работы выявляется отношение педагога к проблеме воспитания семейных ценностей у школьников, степень сформированности ценностных ориентаций детей и их родителей, особенности семейного воспитания, наличие семейных традиций в воспитании детей [35].
Одной из приоритетных педагогических проблем сегодня является воспитание ценностного отношения к семье у младших школьников. Она решается также и средствами всех учебных предметов.
Бесценными возможностями при формировании у учащихся представлений о семейных ценностях обладают уроки литературного чтения. Например, на протяжении всего периода обучения в начальной школе (УМК «Начальная школа XXI века») в разделах учебника дети знакомятся с идеями семейных взаимотношений, теплых родственных отношений: А.А. Фет «Мама», В. В .Осеева «Печенье», Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», русская народная сказка «Дочь-семилетка», К.Г. Паустовский «Стальное колечко», встречаются произведения, которые знакомят учащихся с трудной жизнью детей: А.П. Чехов «Ванька», В.Гюго «Козетта», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и т.д.
В этом же УМК есть рубрика «Семейное чтение». Семейное чтение сближает всех членов семьи, обогащает детей и родителей знаниями о семье, чистоте отношений послушания, совести, добре и зле.
В начальной школе встречается много пословиц и поговорок, которые также позволяют решать различные воспитательные задачи.
Одной из основных задач в курсе «Окружающий мир» является формирование семейных ценностей. Изучение окружающего мира предлагается как проект взрослого и ребёнка, который реализуется через совместное взаимодействие в семье: чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия [27,194].
Уроки технологии и изобразительного искусства предполагают изготовление своими руками открыток к праздникам, подарков близким людям.
Разнообразна и внеурочная деятельность.
Для начальной школы традиционными являются тематические классные часы, беседы, анкетирование родителей и учащихся, спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», праздничные мероприятия, организуются семейные праздники к Дню матери, к 8 Марта, к 23 февраля, акции ко Дню пожилых людей, ставший традиционным «Бессмертный полк».
Проектная деятельность, представляющая собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка. Именно она даёт большие возможности по формированию семейных ценностей у младших школьников.
Во многих семьях сохранились – документы, воспоминания, письма, награды, различные семейные реликвии. И, например, выполнение проекта «Моя семейная реликвия», в работу над которым активно включаются не только дети, но и их родители, а чаще всего и другие родственники, даёт возможность лучше узнать историю своей семьи, вызвать у ребенка и взрослых сильные эмоции, заставит сопереживать, и более внимательно относиться к памяти поколений, а также своим историческим корням. В процессе работы даже семьи, в которых никогда не существовала традиция передавать из поколения в поколение какой-то ценный предмета, чаще всего задумываются над этим вопросом.
Мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей в школе должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка [27,193].