Шпаргалки-социология
1.Человек – основная ценность организации: понятие и характеристика.
Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.
Индивидуальные особенности. Идея индивидуальных особенностей родилась в психологии. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.
Восприятие. Каждый из нас индивидуально воспринимает происходящие вокруг события. Наше отношение к объективной реальности проходит через фильтр индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Уникальное видение каждого из нас доказывает, что мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.
Целостность личности. Конечно же, организации с радостью ухватились бы за возможность «принимать на работу» только квалификацию индивида или его способность к анализу, но в реальности компаниям приходится иметь дело с целостной личностью, а не с отдельными ее качествами.
Профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических. Каждый из нас - целостное человеческое существо.
Реализация организационного поведения предполагает, что администрация организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, но в развитых личностях.
2.Человеческий капитал как капитал человека и человеческий капитал как капитал организации: понятие и характеристика.
Экономический подход к человеческому поведению получил распространение благодаря двум нобелевским лауреатам – Т. Шульцу и Г. Беккеру. В научный оборот было введено понятие "человеческий капитал" как совокупность качеств, навыков, способностей и знаний человека, используемых им в производственных (для получения дохода) либо потребительских целях. Этот капитал называется человеческим , потому что воплощен в личности человека; он является капиталом, потому что служит источником или будущих доходов, или будущего потребления, или и того, и другого вместе.
Человеческий капитал, так же как и физический капитал, представляет собой благо длительного пользования, но он может морально устаревать, физически изнашиваться, причем морально устаревать он может еще до того, как произойдет его физический износ, его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении комплементарных (взаимодополняющих) производственных факторов и в спросе на их совместные продукты.
Отличие человеческого капитала от физического капитала состоит в неотделимости от носителя. Сам носитель человеческого капитала не может быть предметом купли-продажи, по крайней мере, в современном обществе. Его можно только арендовать, т.е. привлечь к работе по договору трудового найма.
Различаются следующие виды человеческого капитала.
Общий человеческий капитал(Человеческий капитал как капитал человека) – это знания и навыки безотносительно к тому, где они были получены, они могут быть использованы и на других рабочих местах.
Специфический человеческий капитал(человеческий капитал как капитал организации) – это знания и навыки, имеющие ценность там, где они получены.
3.Управление как непрерывный процесс выполнения взаимосвязанных функций и его универсальные принципы: понятие и характеристика.
Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в связи с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. В нем существенную роль стали играть менеджеры, профессионально подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.
Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.
В последующих разработках состав универсальных управленческих действий несколько видоизменялся, отражая важность или приоритетность тех или иных видов работ. В их составе выделялись: планирование, организация, координирование, мотивация и контроль.
В настоящее время в большинстве учебников управленческий процесс рассматривается в составе четырех базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и контроль. Их содержание раскрывается следующим образом:
• планирование — вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей;
• организовывание — формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;
• руководство (лидерство) — деятельность по мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;
• контроль — мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени. Подробно эти вопросы рассматриваются в последующих главах.
Процессный подход к управлению отражает необходимость интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач в единую цепочку, разорванную в результате «чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.
4.Обучение как разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы: понятие и характеристика.
Обучение - разработка программ для обучения трудовым навыкам эффективного выполнения работ.
Целью создания отдела обучения персонала является постоянное повышение квалификации персонала и повышение его производительности.
Управление обучением подчиненных занимает все большее место в работе служб по управлению персоналом и большинства линейных менеджеров. Ведь только они могут располагать детальными знаниями о меняющихся требованиях, предъявляемых к выполняемой работе, а также о навыках, требующихся каждому подчиненному.
В области обучения службы управления персоналом отвечают за проведение научных исследований с целью разработки всеобъемлющих планов, направлений обучения и потребностей в нем; налаживания внешних контактов; сбора и анализа соответствующей информации. Также они помогают руководителю организации в целях удовлетворения растущих потребностей компании разрабатывать и координировать программы обучения; консультировать по вопросам обучения подразделений организации, занимающихся разработкой новых идей и продуктов; определять цели, подготавливать планы обучения, основанные на последних научных исследованиях в области образования и в конечном результате обеспечивать итоговыми материалами по экономической эффективности системы обучения.
Если менеджер по управлению персоналом занят вопросами такого планирования, то линейный менеджер решает проблемы обучения на своем уровне.
5.Особенности управления человеческими ресурсами в организациях РФ как важнейшее направление деятельности организаций и как основной критерий их экономического роста.
Эффективное управление человеческими ресурсами влияет на все сферы деятельности предприятия. С помощью проработанной системы менеджмента доступно увеличить долю нематериальных и общих активов компании.
Компетенция специалистов относится к важнейшему фактору, помогающему обеспечить лидирующие позиции и преимущества в конкурентной борьбе. Организация получает возможность выжить даже при усилении конкуренции в определенном сегменте рынка.
Человеческие ресурсы организации относятся к наиболее важным. Создать новую продукцию, обеспечить контроль качества, упрочить экономическое положение предприятия невозможно без специалистов, способных качественно выполнять свою работу. Систематическое совершенствование и развитие, возможности и инициатива основных ресурсов безгранична.
Поэтому и применение эффективной системы управления считается основой для решения долгосрочных задач, стоящих перед определенной компанией. Управление человеческими ресурсами относится к системе: стратегической разработки и дальнейшей реализации решений, связанных с регулированием трудовых отношений и занятости в пределах одной организации; создания условий для успешного функционирования компании, развития, роста и достижения поставленных целей.
При экономическом подходе к управлению. Внимание уделяется технической подготовке. В рамках единой системы управления человеческими ресурсами строго соблюдаются управленческие вертикали. Производится подразделение всех структур организации. Достигается баланс между системой управления и степенью ответственности