Система прохождения государственной службы

Прохождение государственной службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

Прохождение государственной службы включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно-служебных отношений.



РЕКЛАМА

Вам нужен доход от траффика вашего интернет соединения? Зарегистрировался на телефон или другой гаджет и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB


Прохождение госслужбы регламентируется не только Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» ФЗ№ 79, иными федеральными законами (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») и законами субъектов РФ о госслужбе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные законы о видах госслужбы и иные нормативные правовые акты РФ устанавливают порядок поступления на госслужбу и замещения вакантных должностей госслужбы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на госслужбу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.

Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами:

  1. 1. С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения государственных служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим госдолжности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений.
  2. 2. Содержание прохождения службы, т. е. выполнение госслужащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус госслужащего.
  3. 3. Прохождение госслужбы устанавливается нормативно.
  4. 4. Условия прохождения госслужбы: продолжительность служебного времени, ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; госличное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально-бытового характера при нахождении в служебной командировке и т.д.

Поступление (граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие гос. языком РФ и соответствующие квал. требованиям). Поступление гражданина осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке проф. уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; 2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта;4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы. Но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Непосредственный руководитель пишет отзыв в конкурсную комиссию, методы оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, проводится один раз в три года. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. Состав включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций-эксперты. По результатам аттестации принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности 2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; 3) соответствует при условии успешного получения дпо; 4) не соответствует. По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий: включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации; понижение в должности гражданской службы.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы: смерть (гибель) государственного служащего; увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством; предельный возраст-65 лет, выход на пенсию, прекращение гражданства РФ; несоблюдение обязанностей и ограничений, разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; увольнение по другим основаниям: недееспособность, отказ от прохождения процедуры оформления допуска.

Управление государственной службой

В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой.

Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон:

1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах;

2) как деятельность специально созданных государственных органов.

Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ.

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

  • это практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы;
  • это функция государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами;
  • основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;
  • управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохъождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных актов Российской Федерации, субъектов Российской федерации о государственной службе.

Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 23.12.2005г №№1522 и 1521 определен орган, который осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния - это Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции Российской Федерации.

Регистрационная служба будет:

  • координировать деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • осуществлять методическое обеспечение;
  • осуществлять контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • осуществлять надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • осуществлять администрирование государственной пошлины;
  • проводить проверки деятельности органов ЗАГС;
  • истребовать документы и вносить предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
  • согласовывать назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта, который организует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае ненадлежащего осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, указанные полномочия могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа, т.е. Федеральной регистрационной службой.

Анализ действующего законодательства и сложившейся практики показывает, что с момента принятия Федерального закона « Об основах государственной службы Российской Федерации» (1985 г.) в России появилась определенная система управления государственной службой. Но, к сожалению, она не стала целостной, единой и, главное, эффективной, работоспособной, что означает нарушение системности управления. Жизнь требует перемен. Поэтому в рамках административной реформы идет реформирование системы управление государственной службой (далее госслужбой), причем данное направление считается приоритетным.

Следствием нарушения единства и целостности системы управления на государственном на федеральном и региональном уровнях и отсутствия ее работоспособности выступают недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, невысокая результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к административному давлению и коррупции. Можно сказать, что в целом работа нашего государственного аппарата плохо организована. А организация - это функции управления.

В числе других проблем и негативных тенденций в этой области наиболее актуальными являются: недооценка важности формирования системы управления госслужбой на этапе ее становления; отсутствие эффективной системы управления процессом реформирования отечественной госслужбы; отсутствие общепризнанной и верифицированной для России модели управления госслужбой; отсутствие единой системы контроля за госслужбой; фактическое отсутствие полномочного федерального государственного органа управления госслужбой.

Заключение

Государственная служба тесно связана с государством. Из вышеизложенного следует, что это самостоятельный вид трудовой деятельности, которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.

Государственная служба, как одно из важнейших социально-правовых явлений, может быть исследована с различных точек зрения: политической, социальной, правовой, организационной, психологической, этической, социологической.

Государственная служба играет активную роль в достижении предусмотренных Конституцией РФ целей и в решении конституционных задач. Она несет основную долю ответственности за сохранение стабильности общественной жизни и соблюдение принципов правового демократического государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба призвана претворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства.