Служебный контракт на государственной гражданской службе в российской федерации и его место в юридической науке

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные подходы выявления в юридической науке сущности служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, трудовой договор, административный договор, наниматель, государственный гражданский служащий



РЕКЛАМА

Вам нужен доход от вашего интернета? Зарегистрировался и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB


В последнее десятилетие активно идут процессы реформирования правовой базы государственной службы Российской Федерации, так как профессиональная деятельность государственных служащих определяет эффективность деятельности властных структур. Введение служебного, отличного от трудового законодательства потребовало и появления новых правовых форм опосредования служебных правоотношений. Одной из таких форм применительно к государственной гражданской службе стал служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который раньше заключался с государственными гражданскими служащими. Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее- ФЗ №58) [1], являющийся базовым для всей российской государственной службы, упоминает о контракте впервые в ст. 12, устанавливая, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для

прохождения государственной службы данного вида. Однако самого определения контракта в указанном Федеральном законе не дается. Конкретизация положений о контракте на государственной гражданской службе осуществляется уже в Федеральном законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ №79) [2], принятом год спустя. Появление в нем вместо привычного трудовому законодательству понятия «трудовой договор» нового термина - «служебный контракт» вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов.

Актуальность исследования заключается в том, что научной литературе сложилось два основных подхода к определению правовой природы служебного контракта: с одной стороны, рассмотрение служебного контракта с точки зрения разновидности трудового договора, с другой — отнесение служебного контракта к виду административного договора.

При подготовке статьи использовались научные труды таких авторов, как Г.А. Корнийчук, А.В. Гусев, А.А. Гришковец, А.А. Осин, С.Е. Чаннов, М.В. Пресняков, Л.А. Чиканова, Е.А. Ершова, Г.С. Скачкова, В.В, Кирпатенко, Д.Н. Бахрах и др.

В рамках трудовых правоотношений отечественные законодатели в настоящее время достаточно последовательно проводят политику отказа от использования термина «контракт». В свою очередь применительно к государственной гражданской службе они посчитали необходимым отказаться от испытанного временем трудового договора и использовать словосочетание «служебный контракт». А.А. Осин, отмечает, что, по его мнению, словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения. Как основную причину отказа авторов Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» указывает их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть принципиальную разницу между служебным контрактом и трудовым договором [3].

Тем не менее наличие определенного сходства между служебным контрактом и

трудовым договором отрицать нельзя. Хотя стороны служебного контракта указаны в законе иначе, чем в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ) [4] для трудового договора, провести определенные параллели между представителем нанимателя и представителем работодателя, с одной стороны, и гражданином, поступающим на гражданскую службу, либо гражданским служащим и работником - с другой, вполне возможно.

Наличие указанных сходств и различий между служебным контрактом и трудовым договором повлекло за собой формирование в отечественной правовой литературе как минимум двух противоположных позиций относительно правовой природы служебных контрактов. Первая точка зрения основана на признании трудоправового характера отношений между гражданским служащим и соответствующим государственным органом. Соответственно, те ученые, которые придерживаются подобного подхода, полагают, что внутренние, то есть служебные, отношения в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, разумеется, с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законодательством о государственной службе. Как правило, этой позиции придерживаются специалисты в области трудового права. Так, например, Л.А. Чиканова считает служебный контракт терминологической особенностью трудового договора на гражданской службе [5]. Аналогичную позицию занимает и Е.А. Ершова [6]. Г.С. Скачкова рассматривает контракты с государственными служащими как самостоятельные виды трудового договора, имеющие ярко выраженную административно-правовую «окраску»[7, с.81]. В.В. Кирпатенко даже предлагает указать более четко в Федеральном законе о государственной гражданской службе на преимущественно трудоправовую сущность отношений, регулируемых служебным контрактом, установив, что служебный контракт является особым видом трудового договора, заключаемым представителем нанимателя, с одной стороны, и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, с другой стороны [8]. Указанная позиция основывается на считающемся многими аксиомой подходе, согласно которому «трудовой договор - это широкое родовое понятие, а контракт - его видовая часть».

Сторонники другой точки зрения отстаивают качественную специфику государственно-служебных отношений, которая, по их мнению, диктует совершенно иной поход к их правовому регулированию, в корне отличный от регулирования трудовых правоотношений. Эта позиция, в частности, была обоснована в работах Д.Н. Бахраха, Ю.А. Старилова, А.А. Гришковца, А.Ф. Ноздрачева, М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова и некоторых других авторов, преимущественно административистов [9-12]. Соответственно, указанные авторы считают служебный контракт разновидностью не трудового, а административного договора и призывают его всячески отграничивать от трудового. Так, например, С.Е. Чаннов указывает, что по своим признакам контракт о прохождении государственной службы ближе не к трудовому, а к административному договору [13]. К этой позиции, с некоторыми оговорками, присоединяется и М.В. Пресняков[14].

Рассматривая служебный контракт как документ, оформляющий государственнослужебные правоотношения, Г.А. Корнийчук отмечает его более сложным правовым явлением, чем трудовой договор. Как отмечается в ч. 1 ст. 23 ФЗ №79, служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

В силу вышеизложенного представляется необходимым определить предмет служебного контракта как осуществляемую на постоянной основе в органе государственной власти деятельность гражданина по осуществлению возложенных на него в силу замещения должности государственной гражданской службы прав и обязанностей, направленных на достижение целей и задач государственного управления. Отметим

Данное определение представляется нам наиболее полно отражающим сущность предмета служебного контракта. По нашему мнению, предмет служебного контракта не может сужаться до прав и обязанностей гражданского служащего по замещаемой должности, как об этом пишут некоторые авторы [15]. Права и обязанности государственного гражданского служащего не могут выступать предметом служебного контракта, так как служебный контракт, так же как и любой административный договор,

направлен на регулирование определенной деятельности, а не на фиксацию отдельных фактов.

Таким образом, возвращаясь к вопросу определения правовой природы служебного контракта, необходимо рассматривать, как разновидность договора, содержащие определенные специфические признаки, обусловленные особенностями прохождения государственной гражданской службы. Поступление гражданина на государственную гражданскую службу связано с замещением им должности государственной гражданской службы, что влечет за собой присвоение ему правового статуса агента публичной власти, действующего от имени и по поручению государства. Поэтому служебный контракт не просто фиксирует служебные обязанности гражданского служащего, но и возлагает на него особый правовой статус.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собр. законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

3. Осин А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта // Трудовое право. 2007. N 5. С. 14.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197 ФЗ Собр. законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3; N 30. Ст. 3014.

5. Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе. М., 2005. С. 136 - 137.

6. Ершова Е.А. Служебный контракт: стороны, понятие, содержание и форма // Трудовое право. 2006. N 1.

7. Скачкова Г.С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. М., 2001. С. 5.

8. Кирпатенко В.В. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики: Дис. канд. юрид. наук.

М., 2005. С. 46.

9. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004.

10. Ноздрачев А.Ф. О совершенствовании нормативной базы гражданской службы и необходимости мониторинга правоприменительной практики в сфере гражданской службы // Законодательство и экономика. 2007. N 2.

11. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003.

12. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. Саратов: Научная книга, 2008.

13. Чаннов С.Е. Некоторые вопросы отграничения трудового договора от контрактов с государственными и муниципальными служащими // Трудовое право. 2008. N 2.

14. Пресняков М.В. Юридическая природа служебного контракта на гражданской службе: проблемы правовой определенности // Трудовое право. 2008. N 9.

15. Корнийчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда. М.: Альфа-Пресс, 2006. 16. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.Ф. Ноздрачева. М., 2005.