Социальная охрана и защита населения
Социальная охрана и защита населения являются важнейшим направлением всей социальной политики Российской Федерации. Те некоммерческие организации (далее НКО), которые действительно работают для достижения общественно-полезных целей, имеют огромное значение для государства и всего гражданского общества, так как именно они в значительной степени «помогают» нашему государству решать социальные проблемы. Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на формирование общественных благ, являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества(182)
Законом от 5 апреля 2010 года вводится определенный статус для НКО в виде социально-ориентированных организаций, направленных на решение социальных проблемных вопросов и должное развитие гражданского общества. Отметим, что социально-ориентированной некоммерческой организацией (далее СО НКО) может быть, по сути, любая некоммерческая организация за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями1 . Основным критерием отнесения организации к социально-ориентированной согласно закону о НКО является определенная деятельность такой организации, (например, социальная поддержка и защита граждан; предоставление помощи в результате стихийных бедствий, различных катастроф; охрана окружающей среды; оказание юридической помощи; благотворительность и т.д.). Для СО НКО также предусматривается возможность оказания государством определенных видов государственной поддержки, в том числе ряд льгот по уплате налогов и сборов17 . Законы субъектов РФ вправе предусматривать дополнительные виды деятельности и меры поддержки .
С января 2017 года вводится такое понятие для СО НКО как исполнитель общественно полезных услуг. В соответствии с законом это организация, осуществляющая в течение одного года и более определенные качественные полезные для общества услуги, перечень которых установлен Правительством РФ (например: услуги по социальному обслуживанию в стационарной, домашней форме; услуги по трудоустройству, реабилитации, адаптации и социальной помощи определенных граждан и многие другие). Организация не должна относиться к НКО, выполняющей функции иностранного агента, не может иметь долги по налогам и сборам и должна быть включена в специальный реестр НКО – исполнителей общественно полезных услуг. Таким образом, не все СО НКО могут быть наделены этим особым статусом, а только те, которые соответствуют выше указанным условиям. Что же дает этот статус для СО НКО? Самое главное преимущество – это приоритетное право на получение различных мер государственной поддержки на срок не менее двух лет. Но, стоит отметить, что предоставление поддержки со стороны органов власти – это, по сути, их право, а не обязанность, и в связи с этим абсолютно неясна реализация этого права на практике. Еще один проблемный вопрос касается процедуры выдачи заключения о качестве оказываемых услуг, так как, по сути, нет единой системы критериев оценки этого качества. Появление специальных административных регламентов по оцениванию качества услуг не решило эту проблему, так как в них наблюдается отсутствие четкого порядка, стандартов и перечня предоставляемых документов. У НКО нет ясности о предоставляемой информации, доказывающей качество той или иной услуги. А раз нет заключения о качестве, то НКО не может войти в реестр. Общественники, к примеру, отмечают, что преимущества статуса исполнителя общественно полезных услуг неочевидны, и в определенных ситуациях являются ограничением для деятельности СО НКО . Возможно, поэтому по состоянию на конец декабря 2018 года такой статус получили всего 187 организаций. Президент РФ В.В. Путин обратил внимание, что это «слишком мало» и предложил автоматическое присвоение статуса исполнителя общественно полезных услуг тем НКО, которые выиграли гранты из Фонда президентских грантов и успешно их реализовали в своей деятельности, на деле доказав свою состоятельность. Хотя данное предложение еще не получило практического применения, можно отметить положительную тенденцию в данной сфере.
Таким образом, считаем, что для наиболее эффективной работы и реализации поставленных социальных задач СО НКО – исполнителей общественно полезных услуг – требуется дальнейшее совершенствование законодательства, в частности детальная разработка механизма по предоставлению так называемых преференций, а также взаимодействие федеральных и региональных органов власти17 в целях выработки системного подхода для единообразного применения норм и компетенций.