Социальные сети

1.1 Определение понятия «социальные сети» в Интернете, история возникновения, развития социальных сетей и общие принципы

Онлайн-сервисы сегодня отличаются многогранностью: они используются не только для общения, но и для обмена информацией, поиска информации. Такой онлайн-сервис как социальная сеть сегодня является еще и инструментом для установления новых контактов и продвижения своих товаров или услуг на рынке.

Отличительные черты социальных сетей, являющихся одновременно и преимуществами, являются: отсутствие географической привязки, возможность охватить огромную аудиторию, практически безграничные возможности поиска информации. Социальные сети в современном мире жесткой конкуренции стали жизненной необходимостью для большинства организаций. Так, мелкие организации используют социальные сети вместо создания полноценного сайта, крупные – привлекают внимание к себе благодаря реализации политики социально ответственного бизнеса. Таким образом, социальная сеть современного мира – это одна из ключевых платформ для общения в Интернете.

Сегодня можно выделить два определения социальной сети в зависимости от ее специфической реализации в среде Интернет-пространства: во-первых, социальная сеть – это то, что объединяет людей, а во-вторых, социальная сеть позиционируется в Интернет сети как хранилище персональных ресурсов.

Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году английским социологом, представлявшим манчестерскую школу, Джеймсом Барнсом, который в своем труде «Классы и собрания в норвежском островном приходе» приходит к выводу о том, что размер «социальной сети» вокруг одного среднестатистического человека составляет примерно около 150 человек. Сегодня мы можем утверждать, что число пользователей в несколько раз выше, что имеет прямую связь со всеобщим проникновением глобальной сети Интернет в самые отдаленные части нашей страны.

В литературе встречается множество определений «социальной сети». Так, И.В. Сироткина под «социальной сетью» понимает «социальную структуру, которая состоит из узлов, связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений». Стоит сказать, что примерами узлов в данном случае выступают отдельные люди, группы людей или целые сообщества.

В обычном понимании под социальной сетью мы понимаем некое сообщество людей, которые связаны некими общими интересами, или их объединяет некое общее дело, либо же имеющие некие другие причины для общения друг с другом. В случае рассмотрения социальной сети как элемента сети Интернет, то можно говорить о ней как о программном сервисе, которая служит своеобразной площадкой, созданной в целях осуществления взаимодействия людей (по принципу «клуба по интересам», «вступить в группу»).

Другое определение приводится в работах ПЕТРОВА, который под «социальной сетью» понимает «социальную структуру, которая состоит из множества агентов (индивидуальных или коллективных) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами)».

Как отмечал социолог Марк Грановеттер в 1973 году, внутренние связи в самих социальных сетях – слабые, однако у них гораздо большее глобальное значение, что можно объяснить тем, что в социальной сети любая информация, какой бы «слабой» она ни была, «просачивается» гораздо быстрее известного всем «сарафанного радио» в реальном разговоре. Данное обстоятельство исходит также из того факта, что такие слабые связи «важнее для отдельных пользователей при их «вливании» и взаимодействии в сообществе, тогда как в результате сильных связей образуется тесная локальная группа».

Относительно самой сети Интернет впервые определение «социальной сети» было дано Тимом О'Рейли, основоположником концепции Web 2.0 в 2005 году. В своей статье «Tim O'Reilly — What Is Web 2.0»: «социальная сеть - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете».

Первой социальной онлайн-сеть была Classmates.com, которая увидела свет в 1995 году в США. Позднее, уже в 2000-х гг. были запущены MySpace, LinkedIn и Facebook, которые, собственно, и заложили основу, базу массого увлечения социальными сетями пользователями во всем мире. В Рунете социальные сети появились тогда же, однако их рост был замечен только с 2006 года, когда появились odnoklassniki. ru и vkontakte.com.

Особенностями социальной сети как структуры являются:

— сеть характеризуется как особый тип связей между позициями индивидов, объектов или событий, которые отбираются в зависимости от целей построения сети;

— акторы описываются атрибутами;

— определенный рисунок связей между акторами образует сетевую структуру;

— некоторые акторы могут быть связаны друг с другом сильнее, чем с другими;

— наиболее важными, с точки зрения изучения как отдельных элементов, так и системы в целом, являются структура отношений между акторами и местоположение отдельных акторов в сети;

— управление малыми социальными взаимодействиями.

Социальные сети подразделяются на формальные и неформальные, вертикальные и горизонтальные. Неформальные социальные сети строятся на неформальных отношениях, в формальных социальных сетях четко определяются права и обязанности каждого в рамках сетевого объединения. В вертикальных сетях есть четкая иерархия участников, горизонтальные социальные сети представляют собой сообщество индивидов примерно одинакового социального статуса.

Рассмотрим также черты, присущие социальным сетям в Интернете. К ним можно отнести:

— управление своим аккаунтом (личной страницей);

— отражение образа человека в реальной жизни;

— ориентация на общение между пользователями;

— осуществление контроля связей между участниками;

— максимальное количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фотографии, родственники, интересы и пр.);

— легкость поиска людей (по месту жительства, примерной дате рождения и имени);

— возможность обмена информацией (текст, фото, видео и т. д.), а также функция «отметить человека» на видео или фотографиях, на которых присутствуют пользователи онлайн-сети;

— добавление в «друзья» по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники, одногруппники, родственники и т. д.) или — по принципу схожести интересов (группы, сообщества и т. д.);

— комментирование различного контента.

Таким образом, социальные сети в Интернете позволяют своим пользователям контролировать связи между своими «подписчиками» и «друзьями», создавать группы и сообщества по интересам, а также оставляют право «держателя аккаунта» открывать или закрывать информацию на своей странице от других пользователей. Виртуальные социальные сети обладают рядом характеристик социальной сети как социологической структуры. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны.

Мы приходим к выводу, что виртуальные социальные сети построены по принципу моделирования социальных сетей, обладают рядом схожих характеристик. Но основным отличием онлайн-сетей от реально существующих социальных групп являются следующие: социальный статус пользователей Интернета, участвующих в каком-либо обсуждении, перестает быть фактором, определяющим их поведение. В реальном же социальном пространстве любая социальная роль накладывает на действия актора различные формальные ограничения.

1.2 Популярные социальные сети в России и Казахстане, их характеристика

Любая социальная сеть в современном мире и, в частности, в России является мощнейшим средством для коммуникации, она объединяет миллионы людей по всей стране и миру. В России «расцвет» социальных сетей пришелся еще 10 лет назад, в 2007 году, когда только-только появившиеся социальные сети моментально завоевали популярность среди российских пользователей и увеличили свою аудиторию до нескольких миллионов человек уже до 2008 года.

Социальная сеть, по сути, является мощнейшим маркетинговым инструментом для охвата огромного количества аудитории самых разных возрастов, национальностей, сферы занятий, дохода. По состоянию на начало 2017 г. каждый тринадцатый житель нашей планеты имеет аккаунт на Facebook, при этом только 30% этой аудитории – жители США; российская сеть «Вконтакте» может «похвастаться» наличием более 80 млн. зарегистрированных пользователей, из них более 65% - жители России.

По данным сервиса статистики LiveInternet, более чем 50% всего интернет-трафика СНГ приходится на социальную сеть «Вконтакте», это просто огромные цифры, ведь миллионы людей проводят в социальной сети от 3 минут до 6 часов ежедневно. Если эти ресурсы, колоссальные маркетинговые инструменты использовать грамотно, то любая организация может значительно увеличить свою прибыль: через предоставление качественного трафика, создание положительного имиджа, достижения лояльности аудитории, завоевания «имени» и узнаваемости своего бренда.

Если отследить время, проводимое средним российским интернет-пользователем в Сети, то нетрудно сделать выводы, что 59% отведенного времени – это время нахождения в той или иной социальной сети (по данным исследований компании comScore). На рис. 1 графически изображены данные о месячной аудитории крупнейших социальных сетей, действующих на российском рынке (данные на февраль 2019 г.).

Рис. 1. Аудитория крупнейших социальных сетей ежемесячно,

в тыс.чел.

Если говорить о других социальных сетях, особенно хотелось бы отметить Twitter.com (который, кстати, пока не имеет особой популярности в России, но тоже набирает обороты, пусть и небольшими темпами). Интересный факт: данная социальная сеть имеет в основе сервис микроблогов. За рубежом темп роста пользователей данной социальной сети бьет многие рекорды. Только за 2016 год популярность этой социальной сети выросла на 1500% во всем мире, в т.ч. в России – на 5,6%.

Для чего же маркетологам и PR-менеджерам можно использовать в своей работе социальные сети? Что такого привлекательного находит для себя аудитория социальных сетей, что может использовать специалист в целях развития своего бренда и/или проведении рекламной кампании? Рассмотрим конкретные показатели в разрезе «Социальная сеть – Что привлекает пользователя?» (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика крупнейших социальных сетей, действующих в России [4]

Название проекта

Чем привлекает пользователя (аудиторию)

Вконтакте

Поддерживание контактов ежедневно, общение в регулярном режиме со сверстниками, единомышленниками, родственниками, находящимися в разных точках планеты. Огромное количество сервисов и приложений. Основная аудитория – дети, подростки, молодежь до 28 лет

Мой мир СОБАКА mail.ru

Основная функция – поиск друзей, а также возможность общения с единомышленниками, поиск музыки, блогов, фотографий

Одноклассники.ру

Основная функция – восстановление связей, утраченных ранее – с одноклассниками, однокурсниками, а также действует формат домашнего, семейного общения. Основная целевая аудитория – люди старше 45 лет

Как видно из представленной таблицы, социальными сетями активно пользуются не только подростки и молодежь, как принято считать, но и люди более старшего поколения (если рассматривать контактную аудиторию проекта «Одноклассники.ру»). Поэтому возможности для запуска рекламы и продвижения своего продукта весьма разнообразны и могут иметь целью привлечение людей разного пола, возраста, социального статуса, образования, места проживания и т.д.

1.3 Российские и казахстанские организации в социальных сетях: опыт и характеристика в условиях конкуренции

Можно утверждать, что потенциал социальных сетей и их популярность у российских пользователей связан с наличием следующих факторов:

1.Регистрация в социальной сети обычно отличается простотой, как и доступность пользования.

2.Предоставление возможности для самовыражения, некоторой известности и популярности (с помощью набора «лайков» и наличия функции «репоста», «ретвита» и т.д.).

3.Отсутствие формальных запретов для общения (кроме запрещенных законодательством групп, тем для общения, видео, фотографий).

4.Абсолютная открытость различного рода информации и ее использования.

5.Предоставление интересной возможности объединения в группы по интересам, участия в некоем социальном сообществе, что рождает чувство принадлежности к группе.

Маркетологи отлично знают о возможностях и потенциале социальных сетей в связи с вышеизложенным и активно могут использовать различные маркетинговые средства для продвижения своего товара или услуги в той или иной социальной сети.

Самым распространенным типом продвижения в России в социальных сетях на сегодняшний день является баннерная реклама. Под баннерной рекламой понимается размещение на сайтах графических, текстовых или совмещающих изображение и текст рекламных баннеров, ссылающихся на сайт рекламодателя.

Сегодня специалисты и эксперты считают перспективным направлением продвижения в социальных сетях такой метод как таргетинг, ведь в социальных сетях изначально содержится довольно много информации о пользователях: запросы, наиболее часто посещаемые страницы, различные интересы аудитории социальной сети). Если использовать профили социальных сетей, то можно довольно эффективно применять таргетин рекламы по полу, возрасту, образованию, инересам, профессиям и т.д.

Сегодня каждая социальная сеть предлагает масштабные программы для размещения рекламы по разным направлениям. Так, сеть «Вконтакте» предлагает баннерную рекламу или рассылку, а Facebook и MySpace имеют собственные программы для размещения таргетированной рекламы [5].

В целом, можно говорить о том, что любая компания в России, активно продвигающая свою продукцию на рынок, может создать группу в одной или нескольких социальных сетях, а также вести работу в тематических сообществах. С помощью социальных сетей маркетолог может выбрать интернет-площадку с необходимой целевой аудиторией, создать сообщество и лист обсуждений, привлекать новых клиентов, выстроить доверительные отношения с клиентами через активное общение, а также почти безгранично использовать возможности организации различного рода рекламный акций и конкурсов.

Таким образом, в целях повышения эффективности продвижения уже существующего продукта или при внедрении нового продукта на рынок, специалисты компаний могут активно использовать потенциал социальных сетей. Именно в социальной сети пользователи имеют возможность общаться «на равных», получать своевременную обратную связь, а также разрушать территориальные границы своего рынка сбыта.