Совершенствование организации муниципального управления в сфере образования

Начать я бы хотела с того, что на мой взгляд на развитие муниципального управления во всех сферах, в том числе в сфере образования, влияют не только объемы имеющихся ресурсов, но и способности управленческих кадров какой-либо конкретной территории. Связано это с тем, что именно такие кадры должны принимать управленческие решения, при которых будет достигаться эффективность использования ресурсов, имеющихся в распоряжении. В связи с этим, муниципальные органы должны участвовать как в создании, так и в реализации стратегии развития сферы образования, обеспечивая при этом ее корректировку в зависимости от ситуации.

Далее я бы хотела подчеркнуть, что актуальное и своевременное решение вопросов, затрагивающих систему образования на разных уровнях, объясняется тем, что данная сфера отвечает за решение одной из основных задач государства – воспроизводство человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов. Именно поэтому образование должно обладать такими характеристиками, как доступность, высокий уровень качества и конкурентоспособность.

Из вышесказанного мной вытекает явная необходимость разработки механизмов управления, которые направлены на повышение его эффективности в вопросах обеспечения развития образования. Также я бы хотела отметить, что в настоящий момент ключевые полномочия в сфере образования все же переместились на уровень субъектов РФ. Однако те, в свою очередь, делегировали ряд полномочий уже на муниципальный уровень. Это вполне логично и объяснимо: именно на территории муниципалитетов будет наиболее успешно обеспечиваться модернизация образования, ведь на этом уровне достигается консолидация трех составляющих: муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных

ресурсов и повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования1.

На данном этапе целесообразно выделить ключевые направления совершенствования муниципального управления в сфере образования. Так, к ним я бы отнесла следующие:

1) Процедуры административно-управленческого характера;

2) Финансовые мероприятия;

3) Учебно-методическое обеспечение;

4) Кадровая составляющая;

5) Информационно-научное обеспечение.

Я бы хотела более подробно раскрыть каждое из данных направлений. Начну с учебно-методического обеспечения. Так, современное управление на муниципальном уровне в рассматриваемой мной сфере меняется за счет активного воздействия цифровой среды, в связи с этим и учебно-методическая составляющая должна подстраиваться под требования этой среды с учетом особенностей территориального развития.

Нельзя не отметить немаловажную составляющую в виде кадров, ведь они являются несомненным базисом в сфере образования. Без профессиональных и компетентных кадров невозможно должным образом организовать образовательный процесс, одной из целей которого является воспроизводство новых кадров для муниципалитетов, региона и страны в целом. Поэтому, на мой взгляд, улучшение условий подготовки кадров – особо важное направление совершенствования муниципального управления в сфере образования. Более того, оно должно тесно соприкасаться с постоянной подготовкой и повышением квалификации имеющихся кадров. Иначе, при нехватке компетентных специалистов и должного финансирования на специальное оборудование, качество образования будет не только стагнировать, но и стремительно падать.

Что касается информационно-научного обеспечения, то здесь также сильно влияние цифровизации. Создание новых сервисов и систем, в том числе и для системы образования, требует научных исследований, опытов, т.к. без таких инструментов и их совершенствования невозможно улучшение системы образования как на рассматриваемом мной муниципальном уровне, так и на других уровнях.

Также я хотела бы отметить ряд проблем на уровне муниципалитетов, проявляющихся в следующем:

1) Сложность получения места в образовательном учреждении;

2) Нехватка мест в образовательных учреждениях;

3) Неравные возможности обучающихся в зависимости от регионов и иных критериев и т.д.

Так, совершенствование системы муниципального управления сферой образования в совокупности с выше поставленными проблемами, направлено на улучшение качества и доступности образования. Нововведением по оптимизации информационной открытости является инструмент «электронной очереди», который, на мой взгляд, успешно используется на муниципальном уровне.
И последнее, что я бы хотела выделить – финансовая составляющая, к которой так или иначе ведут вышеизложенные направления. Финансовые проблемы – это основная группа препятствий для любой области деятельности. Для системы образования она сопряжена с рядом серьезных последствий, а именно с критическим состоянием общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования, нехваткой мест и квалифицированных кадров, отсутствием развитого информационно-технологического обеспечения, а также доступностью самого образования. Систематизировать финансово-экономическую составляющую развития системы образования на муниципальном уровне означает внести предложения по формированию бюджета. Так, сегодня финансируется данная сфера не только из федерального, но и из муниципального бюджета. Для более результативного распределения бюджетных средств необходимо, чтобы финансирование было закреплено за местным бюджетом2.

В заключение необходимо подчеркнуть, что одним из важных направлений в области совершенствования системы муниципального управления сферой образования являются создание и применение новых технологий. Современная реформа образования делает упор на внедрение новых действенных технологий управления. Также отмечу, что эффективность управления образованием на уровне муниципалитетов постоянно повышается за счет появления современных методик. Более того, органы власти стараются улучшать качество образования и делать его еще доступнее. Таким образом реализуются все вышерассмотренные направления, однако некоторые из них в недостаточной степени.

Что касается данного этапа развития, основными направлениями в совершенствовании системы муниципального управления образованием являются ее реструктуризация, реформирование процесса управления, а также повышение уровня информационной культуры. Также при анализе основных механизмов улучшения качества работы муниципальных органов в сфере образования необходимо учитывать все виды проблем, так как они тесно связаны друг с другом.

Библиографический список

1. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О совершенствовании государственного и муниципального управления в сферах общего образования и среднего профессионального образования» // https://docs.cntd.ru/document/565044057.

2. Ероян А.Е. Особенности системы управления сферой образования на региональном уровне и пути ее совершенствования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2016. № 1(175). C. 107–115.

3. Коротина, К. С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование / К. С. Коротина. — Текст: непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 10-12.

4. Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2017. С. 560-569.

1 Ероян А.Е. Особенности системы управления сферой образования на региональном уровне и пути ее совершенствования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2016. № 1(175). C. 107–115.

2 Коротина, К. С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование / К. С. Коротина. — Текст: непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 10-12.