Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Одним из требований нового государственного образовательного стандарта начального общего образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

РЕКЛАМА

Хотите майнить по 1,50 долл. в день? 

 ?Переходим по ссылке (https://hi.com/phil74

 ?Выбираем Телеграмм, проходим регистрацию (логин и тп, ничего сложного) 

 ❗️На одном из шагов потребуется ввести имя реферера ?? phil74 

 ?1,5 доллара сервис выплачивает в день за ответ на вопросы 

 ✅ Для вывода нужно будет пройти верификацию


В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных технических средств обучения.

Технические средства обучения (ТСО) - позволяют представить учебный материал более доступно и понятно. Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность. Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс благодаря дидактическим возможностями ТСО:

-являются источником информации;

-рационализируют формы преподнесения учебной информации;

-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

- организуют и направляют восприятие;

-обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;

-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;

-усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

- делают доступным для учащихся такой материал, который без ТСО недоступен;

-активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

- иллюстрируют связь теории с практикой;

- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель[4].

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы,

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

e) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Технические средства обучения можно классифицировать по их функциональному назначению: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии [9].

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программыориентированые на младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре [17].

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы – тренажерывыполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента– программные комплексы, позволяющие проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансам.

Электронные учебники и учебные курсыобъединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ [7].

В электронных энциклопедияхобъединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Наиболее новой в образовании является система SMARTEDUCATION, которая является концепцией, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах. Концепция SMART в образовательном разрезе влечет за собой появление таких технологий, как умная доска, умные экраны, доступ в Интернет из любой точки. Каждая из этих технологий позволяет по-новому построить процесс разработки занятия. Профессором Московского Государственного Экономического Университета Тихомировым очень точно выражена основная позиция развития образования сегодня: «Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни в SMART-обществе. Без SMART-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз» [5].

Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования представляет собой презентацию, создаваемую учителем во время своего урока - презентацию, создаваемую здесь и сейчас. На интерактивных досках SMART Boardsможно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске SMART Board передается учащимся, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии учащихся. Учебный материал, созданный во время лекции на интерактивной доске SMART Board, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен. Во время работы на интерактивной доске улучшается концентрация внимания у учащихся, быстрее усваивается учебный материал [17].

При использовании инновационного оборудования, в частности SMARTdocumentcamera, наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Все иллюстрации, учебные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у школьников, обучающихся в начальном звене, на порядок выше, нежели, при демонстрации тех же материалов в натуральном виде. Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растет по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Запоминаемость сложного материала, терминов, правил значительно возрастает, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании учащихся младшего школьного возраста легко создаются четкие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала. [12; 22].

В современной школе появились, наконец, средства, которые не только помогают учителю представить интересный урок, но и мощные средства, которые дают возможность составить такой урок, а также средства контроля знаний учащихся, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.

Средством контрольно-оценочной деятельности является система интерактивного голосования SMART Response, которая открывает большие возможности перед преподавателями школ в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.

Система интерактивных опросов SMART Response предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель. А проверяет и оценивает работу компьютер. Хоть система интерактивных опросов и помогает в большей степени учителю, для учащихся она является дополнительным занимательным моментом, который активизирует их интерес и мотивацию к учению, благодаря необычной и легкой форме контроля [18].

Исходя из всего вышеизложенного становится ясно, что одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.

И можем сделать вывод, что технические средства обучения в начальной школе имеют такие возможности как: проведение интерактивных опросов, и экспериментов, наглядный показ изучаемого материала, демонстрация и передача демонстрируемого материала через электронную почту и облачные хранилища учащимся. Что способствует развитию познавательного интереса младших школьников.