Современные теории дивидендной политики
В настоящее время исследования в сфере финансов предлагают несколько теоретических вариантов к решению задач в области дивидендной политики, особую популярность получили:
Теория нерелевантности дивидендов (теория ММ).
Ученые доказали, что крупных игроков в области инвестирования в случае совершенного рынка будет мотивировать исключительно общая доходность.
Теоретики выявили взаимосвязь дивидендной политики и стоимости фирмы в идеальных условиях, которые предполагают:
- абсолютность рынков;
- безучастность выбора между дивидендами или доходом от увеличения капитала;
- свободу политики в сфере инвестирования фирмы от финансовой политики.
На стоимость фирмы не влияет дивидендная политика, так же она не влияет на финансовое благополучие владельцев ценных бумаг. Определим три основных момента:
- организация имеет средства, нужные для текущих выплат собственникам;
- организация выпускает и продает новые акции для выплаты дивидендов;
-организация не выплачивает дивиденды.
Прирост собственного капитала организации, произойдет в случае, если будут выпущены новые акции. Однако выплата дивидендов приведет к уменьшению стоимости организации на эту же величину. Так как на совершенном рынке акции продаются по честной цене, оба явления уравновесят друг друга, и стоимость фирмы не поменяется.
Если предприятие совсем не выплачивает дивиденды, а владельцам нужны денежные средства, они продадут определенное число акций прочим инвесторам, что равнозначно кустарным («самодельным») дивидендам, так как на совершенном рынке акции будут распроданы.
Теория предпочтения дивидендов.
Данная теория базируется на устойчивом и основательном подходе к оценке акций. В конкретном случае цена определяется потоком дивидендных выплат в будущем.
На практике такой вид получения дохода интересен инвесторам. Сущность второго аргумента хорошо описывает известная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Лучше реально обладать немногим, чем стремиться к труднодостижимому. Так как получение дохода в форме увеличения стоимости капитала связано с определенным риском и объем дохода нереально проанализировать и предугадать, инвесторы всегда должны выбирать высокий уровень текущих дивидендных выплат, т. е. «синицу в руках».
При этом продажа ценных бумаг на рынке для получения текущей прибыли, в соответствии с теорией Модильяни-Миллера, для инвестора значительно менее интересна, так как связана с транзакционными издержками, угрозой отрицательных условий для цен, низкой ликвидность. Все эти факторы могут привести к потере важного актива, способного приносить выгоду в дальнейшем.
Теория налоговых асимметрий.
При получении дивиденды подлежат налогообложению, в то время как налог на прирост капитала уплачивается только при продаже акций, долей, паев. Итак, налог на прирост капитала фактически может быть отсрочен до бесконечности.
На основе вышесказанного ученые Р. Литценбергер и К. Рамасвами предложили теорию, базирующуюся на налоговых эффектах. С их точки зрения, когда дивиденды облагаются более высокими налогами, чем прирост капитала, фирмы должны выплачивать самые низкие денежные дивиденды, которые они могут себе позволить. Имеющиеся денежные средства должны сохраняться и реинвестироваться или же использоваться для выкупа акций. На отечественном рынке данная теория не работает, так как ставка налогообложения дивидендов меньше, чем подоходный налог и налог на прибыль.
Теория клиентуры.
Называется ещё «Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров». Суть данной теории можно точно выразить известным постулатом: «Клиент всегда прав». Другими словами, организация должна осуществлять такую дивидендную политику, которая должна отвечать определенным надеждам и должна быть ориентированной на акционеров и будущих инвесторов. Обычно инвесторы останавливают свой выбор в пользу организации, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответствует целям их вложений. Организация становится привлекательной для инвесторов в случае, если ее дивидендная политика стабильная, устойчивая и эффективная.
Таким образом, если основная группа акционеров ориентирована на получение текущего дохода, то дивидендная политика должна исходить из обоснованного направления прибыли на задачи текущего потребления. Если же главный состав акционеров предпочитает увеличить свои доходы в дальнейшем, то дивидендная политика должна исходить из капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других фирм, в результате чего состав «клиентуры» станет еще более однородным.
Итоги теоритических исследований показывают, что «эффект клиентуры» (clientele effect) действительно существует. Этот эффект особенно ярко проявляется в финансовой жизни России.
Сигнальная теория.
Одно из условностей учения Модильяни и Мертона Миллера заключается в том, что все вкладчики имеют право на полный доступ к информации о фирме. Хотя в реальной жизни не всегда так бывает. В данных условиях большая часть участников не имеют представления о действительной стоимости организации, а для ее оценки используют примерные показатели. О прибыли организации в будущем или ее конкретной стоимости можно судить, когда начинают выплачивать дивиденды. Это характерный сигнал о том, что фирма устойчива на финансовом рынке, что ее деятельность успешна. Реальные наблюдения за деятельностью фирмы говорят нам о состоятельности теории, так как рост дивидендов обычно связан с увеличением оценки ценных бумаг. Соответственно, снижение роста дивидендов приводит к падению курсов акций.
Модель агентских издержек.
Согласно данной концепции увеличение рост выплат является одним из рычагов уменьшения агентских расходов, так как уменьшает финансовые потоки организации и уменьшает ресурсы менеджмента производить избыточные вложения в неэффективные проекты. Это приводит к тому, что фирма вынуждена искать внешние ресурсы. Увеличивая денежные потоки из внешних источников, организация должна предоставить необходимую информацию в органы надзора и инвесторам. Данное обстоятельство дает возможность инвесторам получить контроль за действиями в области развития и финансового состояния фирмы. При грамотном использовании накопленных знаний в этой области это позволит оптимизировать деятельность предприятия не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.