Специфика прогнозирования научно-технологического развития в России

Прогноз НТР РФ на период до 2030 года, который был утвержден Правительством РФ 22 января 2014 г., определяет наиболее перспективные области развития науки и технологий, способные обеспечить максимальную реализацию всех имеющихся конкурентных преимуществ страны. Этот долгосрочный прогноз выступает в качестве единой платформы для последующей разработки конкретных стратегий, целевых программ и иных прогнозных и плановых документов, имеющих среднесрочный характер[27, с.152].

В современной системе разделения труда Россия относится к поставщикам первичных ресурсов, что не может характеризоваться как положительная тенденция, способная обеспечить конкурентное преимущество. Для освоения позиций мирового технологического лидерства необходимо создание инновационной производственной базы, которая основывалась бы на использовании высокотехнологичного оборудования и научно-исследовательских разработок. В этой связи особую актуальность приобретает выработка государственной эффективной политики повышения и обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, основываясь на управлении техническим развитием на базе существующих ресурсов и производственных фондов. Основополагающим компонентом в такой системе выступает долгосрочный научно-технический прогноз, который и становится информационной базой для роста технического уровня.

Для целей настоящего исследования представляется необходимым перечислить основные методы формирования научно-технологического прогнозирования в целях обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ: это метод экспертной оценки, метод аналогий, экстраполяции, методы нормативных расчетов, метод математического моделирования. Именно на этих методах основываются современные российские прогнозы.

Постоянно меняющиеся и быстроразвивающиеся современные условия, делают особенно сложной повышении качественной составляющей прогнозирования развития технологий в России, так как в следствие политических реформ в 90-х годах прошлого века, отказа от системы планирования и недостаточного внимания сфере науки, были утеряны конкурентные преимущества, а институт прогнозирования указанных отраслей в своем развитии находится на достаточно низком уровне даже относительно некоторых мировых корпораций, что никак не может соответствовать масштабам стоящих на сегодня перед страной задач и международных вызовов.

Разработанный в 2014 году прогноз научно-технологического развития до 2030 года в некоторой степени содержит обзор научно-технологических направлений, но исследователи отмечают, что указанные стратегии развития служили основой ведущих промышленных компаний мира еще 5–10 лет назад [24, с.47].

Причем, одних только методов прогнозирования, не может быть достаточно для обеспечения конкурентоспособности, насущной проблемой существует выступает необходимость модернизации научно-технологической политики. Сущность такой политики основана на имеющихся реальных конкурентных преимуществах страны для дифференцированных технологий, а также для каждой стадии жизненного цикла создаваемых технологий или продуктов. Одним из таких вариантов является вариантов является имплементация инструментария новой парадигмы научно-технологической политики – политики «быстрого реагирования». Она основывается на том, что в достижении стратегического лидерства как корпорации, так и страны постоянно должны актуализировать сведения о происходящем развитии технологических трендов, о появляющихся возможностях освоения рыночных ниш, которые образуются вследствие ускорения генерации научных знаний.

В качестве основных векторов политики «быстрого реагирования» выступают[20, с.605].:

1) внедрение не только долгосрочного, но и краткосрочного прогноза в научнотехнологической сфере и постоянная непрекращаюсяяся актуализация национальных научно-технологических приоритетов;

2) развитие управления проектной деятельностью технологической отрасли, а также модернизация информационной базы, на которой впоследствии основываются при принятии управленческих решений;

3) создание комплекса мероприятий повышения эффективности отечественного производства в разделе НИОКР.

Таким образом, учитывая современные тенденции, необходимо понимать особую роль и специфику разработки прогнозов научно-технологического развития, встраиваемого в стратегическую политику социально-экономического развития государства. Сегодня прогнозные исследования имеют все более широкий охват и опираются на самые разнообразные информационные ресурсы и имеющиеся средства их анализа, что создает основу для конвергенции количественных и качественных методов. Полноценно войти в число мировых лидеров развития науки и технологий невозможно без обеспечения продвижения по направлению создание устойчиво функционирующей экспертной прогнозной базы, которая была бы способно охватить все без исключения сегменты национальной инновационной системы. Все это позволит создать благоприятные возможности развития научно-технической и инновационной политики в стратегической перспективе, а значит положительно скажется на социально-экономическом развитии страны.