Способы реализации карьерного роста студенческой молодёжи и его повышения
Введение. Каждый человек желает достичь определенных высот, но при этом он должен уметь реально оценивать свои деловые качества, соответсвовать предъявляемым к нему требованиям со стороны работодателя.
На карьерный рост молодого человека влияет множество факторов, которые имеют объективный и субъективный характер. Особое значения имеют индивидуально-психологические свойства личности как своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Особенности характера могут способствовать или препятствовать удовлетворительной социальной адаптации и карьерному росту в целом. Нарушения могут возникать под влиянием особого рода психических нагрузок или трудных ситуаций в жизни.
В настоящее время изучение проблематики, связанной с выявлением социальных и психологических факторов, закономерностей, условий профессионально-карьерного роста не утрачивает свой актуальности, поскольку на основе полученных результатов комплексных исследований определяются стратегии, технологии, программы построения профессионального пространства и траекторий карьерного роста молодого поколения.
Цель. Определить особенности отношения к карьерному росту студенческой молодёжи.
Материалы и методы. Методология исследования основана на принципах современной социально-гуманитарной науки – историзме и объективности. В основе исследования положены общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования. Для объективного анализа и сопоставления предмета исследования были использованы такие теоретические методы, как анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретического и социологического материала. В качестве эмпирических методов исследования применялись методы сравнения и описания, а также методы социологического анализа: методы опроса и статистики. Сравнения и описания позволили проанализировать социальные и правовые аспекты карьерного роста. Метод опроса был применим в форме интернет анкетирования.
В научной литературе отдельные факторы, определяющие эффективность карьеры, в той или иной форме затрагивались достаточно часто. Несмотря на длительный период изучения понятия «карьера», это явление стало предметом научного исследования сравнительно недавно.
Теоретические аспекты понятия «карьера» изучены в социологических исследованиях отечественных исследователей: Е. В. Киселевой [20], Л. В. Назаровой[30], О. С. Тураровой[17], Г. А. Чередниченко[15] и других. Эволюция карьерных стратегий молодёжи проанализирована в исследованиях А.С. Миронова-Тихомирова [30], Э.Н. Ломакина [24], А.А. Жданович [19]. Особенности и проблемы карьеры современной российской молодежи представлены в исследованиях А.Е. Личко [26] и И.В Головнева., К.Ю. Домбровская [16].
В центре внимания научных работах – социологический анализ представлений молодёжи о профессиональной карьере, проблемы с которыми сталкивается молодёжь при построении карьеры, роль карьеры в жизни молодого поколения, основные факторы, способствующие развитию карьеры.
Несмотря на многочисленные исследования в данном направлении, феномен карьеры остается малоизученным. Это обусловлено тем, что в условиях постоянно трансформирующегося общества и изменений условий на рынке труда, те профессиональные тенденции и требования, которые еще вчера были актуальными, сегодня уже являются пережитком прошлого. Поэтому в условиях постоянных изменений и введения новых инноваций, остается актуальным исследование карьерных устремлений и проблем построения карьеры молодого поколения. Социологический анализ карьеры личности преимущественно проводится в рамках изучения трудовой активности человека в целом или как функционального элемента системы управления, что не позволяет осуществить комплексный анализ множества переменных факторов. Эта ситуация свидетельствует в пользу необходимости дальнейшей разработки и исследования проблематики феномена карьеры и карьерного развития.
Результаты и обсуждения результатов. На сегодняшний тема «Карьерный рост» является актуальной. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определенного планирования молодежи с учетом их потребностей и социально-экономических условиях. Для современной молодежи важно знать свои карьерные перспективы и возможности дальнейшего обучения для поддержания устойчивой мотивации поведения, стремления работать в полную силу и целенаправленно повышать свою квалификацию. Каждый человек желает достичь определенных высот, но при этом он должен уметь реально оценивать свои деловые качества, соответсвовать предъявляемым к нему требованиям со стороны работодателя.
Для того чтобы определить уровень карьерного роста студентов, было принято решение провести социологическое исследование проводилось на базе Сургутского государственного педагогического университета. Данные социологического опроса позволят определить, на сколько эффективно действуют существующие меры по карьерному росту: плюсы и минусы предложенных для внедрения в жизнь направлений повышения уровня карьерного роста.
В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Анкетирование – это вид опроса, в котором респондент самостоятельно заполняет анкету по указанным правилам.
Цель исследования – выделить особенности отношения к карьерному росту студенческой молодежи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) Выявить уровень мотивации студентов к карьерному росту;
2) Выявить уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
3)Выявить готовность студентов к специфике профессиональной деятельности;
4) Выявить факторы, влияющие на карьерно-профессиональную адаптацию студенческой молодёжи.
Объектом исследования стал уровень карьерного роста студентов Сургутского государственного педагогического университета, предметом – уровень удовлетворённости студентов Сургутского государственного педагогического университета.
В качестве респондентов выступили студенты (30 человек), в возрасте от 18 до 35 лет, обучающихся на 1,2,3,4 курсе разных факультетах СурГПУ. Из них: мужчин - 90%, женщин - 10%.
В анкете было приведено 22 вопроса.
Представим результаты проведенного исследования:
- Мнения студентов при ответе на вопрос Что Вы считаете наиболее ценным в работе? распределились следующим образом 66% полагают, что работа им нужна только для материального обеспечения; 60% - получают удовольствие от саммого процеса; 53% - чувствуют себя полезными и нужными.
- Студенты попытались оценить себя как сотрудника, отвечая на опрос Какое выражение для самооценки 46% - респондентов ответили, что могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход; а другие 46% - ответили, что всегда выполняют то, что от них требуют.
- При ответе на вопрос Как Вы предпочитали бы работать? Студенты предпочитают, чтобы работа приносила им новую информацию, знания - 66%, также значимым для молодых людей является делать в работе то, что им знакомо и привычно - 60%
- Студенты попытались оценить свои условия при приёме на другую работу. 46% -полагают, что если им предложат более высокую зарплату, то они согласятся на другую работу. И это дает нам понять, что финансовая часть является более приоритетной.
- Мнение студентов о значении заработка распределились таким образом 60%-ответили что работа это плата за знания и иквалификацию;53% -ответили что это плата за время и усилия потраченные на работе.
- Студентов опросили как они относятся к разным источникам доходов 86%-ответили, что из перечисленных источников дохода их устраивает зарплата, премия, пенсия, стипендия;53% - ответили, что их устраивают социальные выплаты и льготы, пособия;46% - ответили, что им нужны доплаты за квалификацию;6% - ответили, что их устраивает выигрыши в лотерею и казино.
- Мнение студентов об отношениях между работником и работодателем распределились следующим образом): 60%-ответили, что организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника;33% -ответили, что нужно переживать все трудности и подъёмы в организации.
- Студенты предоставили своё мнение по поводу вопроса инициативных людей результаты опроса 76%-ответили, что нужно выходить за установленные работой рамки; 23% - ответили, что просто хотели выделиться или завоевать расположение начальств.
- Респондент оценивал суждения о коллективной работе результаты опроса : 72%-ответили на вопрос что коллектив для них очень важен и что одному хороших результатов не получить; 55% -ответили, что можно работать в коллективе, но платить должны по личным результатам.
- Студенты высказали своё мнение по поводу шанса занять высокою должность результаты: 72%-ответили, что это может увеличить их доход;66% -ответили, что работник должен быть совладельцем организации или компании;27%- ответили, что управление не интересует, а рабочему процессу это помешает;5%-ответили, что им не нужны лишние заботы.
- Респонденты высказали мнение по поводу поисков работы: 83%-ответили, что ищут работу, за которую больше платят;27% -ответили, что за работу должны платить большие деньги и не нужно было надрываться;5%-ответили, что не могут представить, что уйдут со своей нынешней работы.
- Респонденты выказали своё мнение по поводу оценки успехов своего коллеги: 89%-ответили, что будут оценивать уровень квалификации и профессионализм;26%-ответили, что будут оценивать как коллега хорошо утроился на работе.
- Мнение студентов по поводу сложной ситуации: 63%-ответили, что нужно освоить новую профессию;47% -ответили, что можно работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать заработную плату;10%-ответили, что согласятся на любые перемены потому-то деваться некуда.
- Мнение студентов по поводу руководящей должности и ее привлекательности: 68%-ответили, что руководящая должность это возможность принести организации наибольшую пользу;31% -ответили, что руководящая должность это возможность применить свои знания и умения.
- Студентов опросили по поводу того что хотели ли бы они занять руководящую должность на своей работе: 78%- ответили, что они смогут лучше применить свои умения;57%-ответили, что если руководящая должность будет должным образом оплачиваться;42% -ответили что они не против занять руководящую должность, если это будет для пользы дела.
- Мнение студентов о важности карьерного роста: 95%-ответили, что им важен карьерный рост;5%-ответили, что им не важен карьерный рост.
- Мнение студентов по поводу важности планирования соей личной карьеры: 100%- ответили, что им важно планировать свою карьеру;0%-ответили, что планирование карьеры их не интересует.
18)Респондентов спросили, какие факторы влияют на карьеру.:84%-ответили, что факторы оказывающие влияние на карьерный рост это образование, мотивация, возраст, способности;78%-ответили, что на карьеру влияет профессионализм;57% -ответили, что стаж работы влияет на карьеру;52%- считают, что на карьеру влияет условия работы;21%- считают, что на карьеру влияет пол.
19) Мнение студентов по поводу возможности карьерного роста на работе: 89%- ответили что они считают что карьерный рост есть на их работе и что он возможен;10%-ответили что карьерный рот неважен и он неввозможен на их работе.
20)Респондентам был задан такой вопрос: Ваш курс обучения? 52%-это студенты второго курса;31%студенты первого курса;15% студенты третьего курса.
21) Работаете ли вы, в какой либо организации: 38%-студентов работают в организации.61%-не имеют место работы.
22)Студенты ответили, сколько времени они работают в организации 80%-работают 1 лет / месяцев/год;6% работаю 2,3,4лет / месяцев/год.
Обобщая полученные результаты исследования и проблемы, выделенные нами ранее, можно сделать следующие выводы:
1) Изучая вопрос карьерного роста с различных сторон, мы пришли к выводу, что в университете преобладает внутренние мотивации выбора будущей профессии и построение своей будущей карьерно-профессиональной деятельности, но при этом присутствует проблема мотивации студентов в профессиональном самоопределении, согласно большинству опрашиваемых студентов нашего вуза. Так как большая часть студенческой молодежи не полностью или не может определиться, в какой определенной карьерной сфере они будут работать;
2) Анализируя ответы респондентов, мы определили достаточно средний уровень карьерной адаптации студентов 1,2 курса к своей будущей карьерно- профессиональной деятельности. Но также мы обнаружили проблему отсутствия важнейшего фактора успешной карьерно-профессиональной адаптации и это фактор опыт работы, которой по большей степени отсутствует у студенческой молодежи;
3) Изучая субъективное представление респондентов о своей готовности к специфике карьерно-профессиональной деятельности, мы выявили, что большинство опрашиваемых не в полной мере готовы начать профессиональную деятельность, так как существуют факторы, препятствующие быстрой и успешной интеграции молодого специалиста в профессиональную среду. Такими факторами являются:
- Опыт работы;
- Адаптация профессиональной деятельности.
- Условия профессиональной деятельности.
- Работодателю нужны квалифицированные работники.
- Качества и навыки личности.
- Социальное происхождение.
4) Выявлены устойчивые доминирующие факторы, влияющие на карьерно- профессиональную адаптацию выпускников вузов, которые являются и основной проблемой для успешного включения молодых специалистов в трудовую и рабочую деятельность. Таковыми факторами являются: наличие опыта работы, профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых для данной профессии уровень практических знаний и умений, навыки воспринимать и анализировать информацию.
Таким образом, проанализировав все ответы респондентов на интересующие нас вопросы, мы можем сделать вывод, что общий уровень карьерно-профессиональной адаптации к карьерному росту у студенческой молодёжи в высшем учебном заведении имеет средний уровень. И это обуславливает актуальность всеобъемлющей проблемы социально-профессиональной адаптации студенческой молодёжи нашего ВУЗа, что создает необходимость в дальнейших, более масштабных и углубленных исследованиях в сфере карьерно-профессионального становления молодых специалистов.
Выводы. ер
Под деловой карьерой или карьерным ростом понимается продвижение сотрудника по «ступенькам» служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Развитие обозначает рост, овладение индивидом навыками и их применение.
Карьера ер - ер это ер субъективно ер осознанные ер собственные ер суждения ер работника ер о ер своем ер трудовом ер будущем, ер ожидаемые ер пути ер самовыражения ер и ер удовлетворения ер трудом. ер Различают ер два ер вида ер карьеры: ер профессиональную ер и ер внутриорганизационную. ер Многоаспектность ер карьеры ер выражается ер в ер ее ер наполненности ер различными ер составляющими. ер Карьера ер комбинирует ер в ер себе ер такие ер направления ер деятельности ер как ер совершенствование ер уровня ер профессионального, ер личностного, ер общего ер культурного ер развития, ер мероприятия ер по ер самопрезентации, ер саморекламе, ер формированию, ер укреплению ер и ер поддержанию ер необходимых ер связей. ер Все ер вышеперечисленное ер способствует ер тому, ер чтобы ер реальный ер внутренний ер рост ер был ер замечен ер и ер отражен ер в ер форме ер внешнего ер роста ер (повышения ер по ер службе, ер оплаты ер труда). ер Полноценное ер развитие ер карьеры ер невозможно ер без ер содействия ер карьерной ер среды, ер направленных ер на ер обеспечение ер необходимых ер условий ер для ер роста ер и ер реализации ер растущего ер потенциала ер личности.
р Для ер студентов ер ведущими ер ценностями ер при ер построении ер карьеры ер являются ер ценности ер стабильности ер работы ер и ер интеграция ер стилей ер жизни. ер Студенты ер характеризуют ер карьеру ер как ер напряженную, ер трудную, ер сложную, ер сильную ер и ер умную.
Студенты ер демонстрируют ер высокую ер готовность ер к ер смене ер места ер жительства ер при ер построении ер карьеры, ер а ер также ер низкую ер направленность ер на ер предпринимательскую ер деятельность. ер Различия ер в ер представлении ер о ер карьере ер у ер студентов ер и ер подростков ер зафиксированы ер по ер шкалам ер «Менеджмент» ер и ер «Служение». ер Так, ер показатели ер по ер шкале ер «Менеджмент» ер выше ер у ер подростков, ер чем ер у ер студентов. ер
Это ер свидетельствует ер о ер стремлении ерстудентов ер познать ер несколько ер функциональных ер областей. ер Также ер подростки ер ориентированы ер в ер большей ер степени ер на ер принесение ер пользы ер людям, ер обществу, ер чем ер студенты. ер Подростки ер представляют ер карьеру ер менее ер тяжелой ер и ер менее ер сложной, ер чем ер студенты. ер Подростки ер представляют ер карьеру ер как ер более ер радостную, ер более ер хорошую, ер более ер активную ер и ер более ер чистую. ер Подростки ер характеризуют ер карьеру ер как ер светлую, ер дешевую, ер злую ер и ер упорядоченную, ер а ер студенты ер как ер темную, ер дорогую, ер добрую ер и ер хаотичную.
Общими ер при ер описании ер карьеры ер студентами ер и ер подростками ер является ер их ер заинтересованность ер в ер высоком ер материальном ер положении, ер признании, ер высоком ер статусе, ер для ер них ер важна ер возможность ер самореализовываться, ер развиваться ер в ер личностном ер плане. ер Также ер важны ер возможность ер сделать ер карьеру, ер успешность ер деятельности, ер достижение ер цели. ер При ер этом ер небольшой ер процент ер студентов ер относит ер карьеру ер к ер категории ер «Будущее», ер что ер говорит ер о ер важности ер карьеры ер еще ер на ер этапе ер обучения.
Литература
- Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М., Аспект Пресс, 2016. - 424с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. – М.: ВЛАДОС, 2018. - 520с.
- Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-КОНЦЕПЦИИ [Текст] // Сборник материалов III всероссийского съезда психологов. СПб., изд-во Ленинградского государственного университета, 2017. — 250 с.
- Барышева Т.Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2016. - № 1. - С. 51-55.
- Бодалев, А.А. Психология личности /А.А. Бодалев. – М.: ВЛАДОС, 2018. - 346с.
- Борбот, А.Ю. Психология профессиональной деятельности /А.Ю. Борбот. – Мн.: Асвета, 2017. -179с.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности /Б.С.Братусь. - М.: Просвещение, 2018. – 285с.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – М.: Гардарики, 2017. – 562с.
- Бегичева О.Л. Социально-психологические характеристики карьерных ориентаций студентов, обучающихся по направлению «менеджмент»: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 2016. - 24 с.
- Бурмакова Ю.А. Индивидуально-личностные предпосылки профессионального развития специалистов в рекламном деле: Автореф.дисс.... канд. психол. наук. - М., 2017. - 21 с.
- Введение в практическую социальную психологию. //Под. ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В.- М.: Инфра – М.: 2016. – 356с.
- Великий коммуникатор / Энциклопедии карьеры, [Электронный ресурс] / Портал «Онлайн-журнал» «HEADHUNTER», 2016 г.
- Волкова, М.Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии /М.Н. Волкова. - Владивосток: ИПК МГУ им.адм. Г.И. Нельского, 2017. – 456с.
- Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов /П.Я. Гальперин. - М: Высшая школа, 2012. – 400с.
- Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б.Ганнушкин. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2018. – 304с.
- Головнева И.В., Домбровская К.Ю. Особенности карьерных ориентаций личности студенток старших курсов обучения
- Егоршин А.П., Филимонова С.Г. Карьера одаренного менеджера. – М.: Логос, 2017. – 408 с.
- Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 2018. - 20 с.
- Жданович А.А. Реадаптация опросника «Карьерные ориентации» и его стандартизация на студенческой выборке // Психологический журнал. - 2017. - № 4. - С. 4-19.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий /Э.Ф. Зеер. - М.: Фонд «Мир», 2017. – 336с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.
- Иванов В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления. [Текст] / Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 3.
- Кужненкова А.С. Изучение карьерных ориентаций и учебной мотивации современной студенческой молодежи// Личность в Природе и Обществе: науч. труды мол. учёных. Серия «Психология и педагогика». Вып. 16 (по материалам межвузовских психолого-педагогических чтений, Москва, 25 апреля 2013 г. / сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. - М.: Изд-во РУДН, 2018. - С.151-155.
- Ломакина Э.Н. Карьерные ориентации как ценностный компонент профессиональной направленности будущего инженера // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2017. - №7(77). - С.104-110.
- Леонгард, К. Акцентуированные личности /К. Леонгард. - СПб: Питер –2016. -348с.
- Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков /А.Е. Личко. – М.: Просвещение – 2018. – 452с.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. – 672 с.
- Моросанова, В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов /В.И.Моросанова// Вопросы психологии. – 2012. - №6. – С. 27 - 41
- Муталимова, А.М. Взаимосвязь свойств темперамента и особенностей межличностных отношений / А.М. Муталимова (кандидатская диссертация). М., 2016. - 120с.
- Миронова-Тихомирова А.С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: автореф. дисс.... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2016. - 24 с.