Сравнительная таблица «Монархия и республика»
Составить сравнительную таблицу «Монархия и республика», Дать определение, найти в нормативных актах, привести пример и выписать : а) дефинитивную норму; б) норму с альтернативной диспозицией, указать список литературы
Таблица 1. Сравнительные характеристики различных форм правления
Параметр |
монархия |
республика |
Глава государства |
Занимает должность путем наследования, |
Избирается прямыми всеобщими выборами, реже - непрямыми выборами или парламентом |
объединяет в своих руках все ветви власти |
Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий |
|
Правительство |
Если существует, полностью зависит от главы государства |
Формируется совместно президентом и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом |
Взаимовлияние |
Всевластие главы государства, отсутствие парламента |
Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может отправить в отставку правительство с согласия президента |
Право роспуска парламента |
Отсутствует |
президент имеет право роспуска парламента |
Порядок образования правительства |
Отсутствует |
Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
Монархия
Монархия — это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.
Признаки монархии:
1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, монарх); (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
2. власть в монархии передаётся по наследству
Виды монархий:
1) Абсолютная монархия: предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган.
2) Конституционная монархия: власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух видах: парламентарная монархия и дуалистическая монархия.
• Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, при которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.
• Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте).
*теократическая монархия - монархия при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.
Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.
Республика
Признаки республики:
1. Верховная гос власть осуществляется несколькими гос. органами,
2. Высшие органы гос. власти формируются выборным или не выборным путем, но при участии выборных органов,
3. Выборные органы гос. власти имеют срок полномочий,
4. Источником верховной гос. власти признается народ, который участвует в формировании высших органов гос. власти непосредственно (путем выборов) либо через институты представительной демократии.
Виды республики
1. Парламентская республика: власть сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
2. Президентская республика: президент координирует отношения между ветвями власти и верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
3.Смешанная республика (полупрезидентская): сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за правительством. В разных странах разные полупрезидентские республики отличаются друг от друга. Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.
А) Дефинитивные нормы
Монархия
Отметим, что наименьшее число прерогатив монаршей власти, встречающихся в основном и особом законе, - пять : одна политическая прерогатива, т.е. указание на то, что монарх является главой государства, или, иначе, высшим должностным лицом, считающимся верховным представителем государства , три личные - право на священность, право на государственное содержание, часть права на титул.
Последнее выражается закреплением дефинитивной нормой главного звания монарха, которое всегда присутствует в основном законе, как и соответствующее ему название государства (например, король - королевство, император - империя).
Кроме того, закрепляется абстрактная, всегда управомочивающая норма, которая позволяет устанавливать личные прерогативы. Сказанное не означает, что в основном и особом законе не могут закрепляться конкретные личные прерогативы. Однако в большинстве случаев это делается для уточнения соответствующей нормы.
Например, ст. 113 Конституции Бельгии устанавливает, что "Король имеет право жаловать дворянские титулы, не связывая, однако, с ними какие-либо привилегии". Деепричастный оборот в данном случае является уточнением. Толкуя установленную, в частности, абз. 2 ст. 85 Конституции Бельгии монархию в совокупности со ст. 113, можно сделать вывод о том, что речь идет о конституционных правах и свободах человека и гражданина, недопущении их ограничения у всех граждан и людей в пользу дворянского титула.
Ограничения дарования личной прерогативы здесь нет, поскольку в любом случае личная прерогатива остается под контролем монарха. Другая часть нормы - это совокупность двух личных прерогатив: "королевский дар" и "право на титул".
Республика
Дефинитивные нормы устанавливают такое правило поведения, которое не получает достаточно четкого выражения. Эти нормы определяют правовые цели, принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение. Правило поведения в этих нормах выражено в самых общих чертах, эти нормы не формулируют непосредственно юридических прав и обязанностей. [7]. Такое деление представляется правильным.
Б) Нормы с альтернативной диспозицией
В качестве примера рассмотрим нгормы с альтернативной диспозицией в законодательстве РФ.
Простые содержат единственное право, обязанность или запрет.
Например, по Статье 80 ГК РФ, в обязанности отца и матери входит содержание своих маленьких (до 18 лет) детей. Здесь демонстрируется норма права, в которой позиция состоит лишь из одной обязанности - содержание детей родителями. Сложная диспозиция содержит два или более прав и обязанностей или запретов. Например, норма пункта 3 статьи 31 Семейного Кодекса говорит нам о том, что «отношения в семье должны строиться на основе взаимоуважения и взаимопомощи, а пара обязана содействовать укреплению семьи и опекать своих детей (по закону до 18 лет) и обеспечивать их благосостояние и развитие».
В этом примере демонстрируется статья, в которой присутствуют сразу три обязанности:
• обязанность определённым образом выстраивать взаимоотношения супругов;
• обязанность содействовать благополучию и укреплению семьи;
• обязанность заботиться о детях.
Можно рассмотреть и другие примеры.
Альтернативные диспозиции - это когда для реализации правила достаточно реализовать лишь одно из перечисленных прав, обязанностей и запретов. Рассмотрим пункт 3 статьи 32 Семейного Кодекса: «в случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии». Здесь обе стороны имеют возможность своего личного выбора. Гипотеза звучит так: если стороны планируют заключить договор о разводе, то муж и жена могут сохранить общую фамилию или вернуть свои старые фамилии по собственному желанию.
Безальтернативные диспозиции - содержат несколько правил, при этом требуется реализация их всех в совокупности. Рассмотрим пример из п. 3 ст. 31 СК РФ. Это также сложная норма. Здесь мы видим то, что исполнение одной обязанности не освобождает ни одного из супругов от исполнения последующих, остальных обязанностей, перечисленных далее. Все обязанности, перечисленные в данной норме, супруги должны исполнять ради семейной жизни.
Список литературы
1. Велиев, А.Э. Понятие и особенности монархии как формы правления / Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2019. С. 124-126.
2. Видяйкин, И. Е., Любушкин В. А. Форма правления современной России //Огарев-online. Раздел «Юридические науки». -2018. -№11
3. Демченко, С.В. Современные формы правления / НаукаПарк. 2018. № 3 (44). С. 23-25.
4. Денисов, С.А. Особенности государственного права в административном обществе // Конституционное и муниципальное право — 2017. — №3. — С. 17 — 23.
5. Зазнаев, О.И. Российская форма правления: прошлое, настоящее, будущее//Сравнительное конституционное обозрение. -2018. -№ 4. -С. 4-12.
6. Иванов, В. Теория государства. М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2019. 288 с.
7. Кульков, М. О. Теоретические проблемы типологии форм государства: автореф. дисс. … к.ю.н. Саратов, 2019. 34 с. Мальков, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. -М: «Дело» РАХиГС, 2018. С. 59
8. Маркитантова, Е.Ю., Морозова, Ю.М. Проблемы понимания форм государственного правления / В сборнике: ХII Державинские чтения в Республике Мордовия материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2018. С. 275-277.
9. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -4-е изд. -М.: «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 72.
10. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник. М.: Проспект, 2017. 640 с. Никодимов, И.Ю. Комбинаторика форм правления / Правовое поле современной экономики. 2019. № 2. С. 56-59.
11. Никодимов, И.Ю. Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России//Историческая и социально-образовательная мысль. -2019. -№ 4 (26). -С. 193-195.
12. Пешина, Э.В., Стрекалова А.А. Государственное устройство федеративного государства как базисная конструкция компаративного анализа//Федерализм. 2020. № 3. С. 95-106.