Сущность и функции организационных структур малых предприятий
Большое количество разных требований предъявляются к структуре управления как к важнейшему компоненту концепции менеджмента, учтенных в принципах создания системы управления, разобранные в многих различных работах отечественных авторов. Основные принципы можно сформулировать таким образом.
В первую очередь, организационная структура управления отражать должна задачи и цели предприятия, тем самым – подчиняться производству, а также его потребностям [17, с. 48]. Между управленческими органами и некоторыми сотрудниками необходимо предусмотреть оптимальное разделение труда, которое обеспечит творческий характер работы, а также рациональную нагрузку и соответствующую специализацию.
При формировании системы управления необходимо ставить ее в связь с определением ответственности и полномочий каждого работника и органа управления, а также установить между ними систему горизонтальных и вертикальных связей [8, c. 116].
Также необходимо поддерживать соответствие между обязанностями и функциями, правомочиями и ответственностью, нарушение которых ведет к недейственному функционированию всей системы управления.
ОСУ должна являться адекватной в отношении социально-культурной среды предприятия, значительно воздействующей на решения по уровню детализации и централизации, распределения ответственности и полномочий, меры масштабов и самостоятельности контроля менеджеров и руководителей.
Такое требование означает, что копирование систем управления с успехом функционирующих в отличных от данных организаций социально-культурных условиях, совершенно не свидетельствует об их успешности и не дает гарантию на нужные результаты.
Таким образом, осуществлением вышеуказанных принципов отражается необходимость учета при формировании системы управления многих разных факторов, которые влияют на ОСУ [5, с. 36]. Подходы к их созданию для разных организаций отличаются, в то же время, учету подлежат: вид собственности (коммерческая либо некоммерческая организация), размер (крупная, средняя или малая организация), этап цикла жизни, степень разделения и специализации труда, кооперирование их и автоматизация, а также другие факторы [10, c. 201].
Императивом является создание формальной системы управления, в которой четко определяют связи, роли, уровни и полномочия.
Множество специалистов в ходе решения задачи по улучшению структур управления забывают о том, что систему управления требуется связывать с фазами цикла жизни предприятия.
Если предприятие только зарождается, то, как правило, управление проводится лично предпринимателем. Тогда, когда предприятие находится на этапе роста – существует функциональное разделение труда управленцев.
Если предприятие на этапе зрелости – проводят тенденцию децентрализации.
Тогда, когда предприятие на этапе спада – проводят разработку требуемых мер, которые связаны с улучшением управленческой структуры по потребностям и тенденциям в производстве [5, с. 39].
Если предприятие прекращает собственное существование – управленческая структура либо рушится (при ликвидации предприятия), либо реорганизуется (так как имеет место или присоединение, или подчинение иному предприятию, адаптирующему управленческую структуру к той фазе цикла жизни, в которой оно само пребывало). Например, если предприятие состоит в объединении (ассоциации, концерне и др.), осуществляется перераспределение управленческих функций (какие-то централизуются), и соответственно – в полной мере меняется управленческая структура предприятия.
Можно рассмотреть процесс создания и обоснования организационных структур предприятия. Организационная структура представляет собой совокупность компонентов организации, где находятся должность и структурные подразделения, а также и связи между ними [9, c. 198]. Связи структурных подразделений организации и должностей делят на [4, с. 21]:
? вертикальные (административно-функциональные) в целях протекания административных процессов по принятию решений в организации; ? горизонтальные (технологические) в целях протекания процессов выполнения работ.
Выделение таких видов процессов и связей возможно лишь на низовом уровне декомпозиции (приближенном к выполнению определенной операции) работы по проекту, а вот на высшем и среднем уровнях деятельности, которая связана с осуществлением проекта, задачу решают лишь с использованием «диагональных» связей и процессов. Можно рассмотреть существующие принципы формирования организационных структур для предприятия [11, c. 156]: 1. Принцип соответствия отношений. Заключается в соответствии построенной системы управления системе отношений функциональных участников выполнения одного проекта (задачи). 2. Принцип соответствия содержанию. Заключается в соответствии системы управления содержанию работы предприятия. 3. Принцип соответствия требованию. Заключается в соответствии системы управления требованиям внешних факторов, которые воздействуют на деятельность предприятия. В ходе проектирования ОСУ важным является учет таких принципов [16, с. 105]:
? насколько структура может меняться;
? насколько структура соответствуют содержанию работе предприятия;
? насколько она оперативна в передаче управляющего влияния;
? оптимизация звеньев управления в структуре;
? каковой является согласованность деятельности всех структурных подразделений предприятий;
? насколько равномерна нагрузка на все уровни управления;
? насколько сбалансированные полномочия и права.
Как было сказано ранее, содержание проекта выдвигает конкретные запросы на создание оптимальной системы управления проекта с точки зрения внутренней организационной конструкции проекта, то есть с позиции разделения труда, что и заложено в организационную структуру.