Теоретические аспекты энергетической безопасности
1.1 Сущность и содержание понятия «энергетическая безопасность»
В современных условиях обеспеченность энергетическими ресурсами является особо важным фактором развития государственной экономики. Сложно найти сферу жизни общества, государства, которая не была бы связана с потреблением энергии. Однако обеспеченность стран мира энергией характеризуется значительной степенью дифференциации: одни страны имеют энергетические ресурсы в необходимом количестве для продолжительного беспроблемного использования, а другие являются энергодефицитными и вынуждены закупать её извне. Усугубляется такое «энергетическое неравенство» нарастанием и обострением угроз энергетической безопасности, которые значительно снижают возможности удовлетворения потребностей в энергетических ресурсах. Поэтому вопросам обеспечения энергетической безопасности уделяется самое пристальное внимание со стороны органов государственной власти, международные организаций, бизнеса, а научным сообществом справедливо исследуются различные аспекты этой проблемы.
Под энергетической безопасностью страны принято понимать составной элемент национальной безопасности, заключающийся в защищенности государства от всех возможных негативных событий, способных нарушить бесперебойное снабжение страны энергией [2, С.94]. Деятельность по обеспечению энергетической безопасности является непрерывным процессом и направлена на выявление и постоянный контроль потенциальных внутренних и внешних угроз, а также обоснование и применение наиболее эффективных направлений и способов их предупреждения и преодоления. Гарантией обеспечения энергетической безопасности является эффективно работающий механизм, способный при наличии внутренних и внешних угроз поддержать надежное функционирование топливно-энергетического комплекса и необходимый уровень энергообеспечения страны.
Место энергетической безопасности и соотношение ее влияния с другими видами составляющих в системе национальной безопасности можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Энергетическая безопасность в системе элементов национальной безопасности [5, C.310]
Энергетическая безопасность, из-за ее проникновения во все сферы жизни общества, является приоритетной составляющей обеспечения национальной и экономической безопасности. Данная система определяет прямое влияние энергетической отрасли на уровень национальной безопасности.
Энергетическая безопасность страны напрямую связана с надежным функционированием топливно-энергетического комплекса, преодолением зависимости российской энергетики от природного газа, развитием двух взаимодополняющих секторов промышленности — высокотехнологичного и сырьевого, диверсификацией рынков сбыта и снижением экспортно-сырьевой зависимости экономики.
Топливно-энергетический комплекс России имеет ряд особенностей, которые негативно сказываются на параметрах обеспечения её энергетической безопасности:
1) основные запасы энергетических ресурсов расположены в восточной зоне, а главные районы потребления сосредоточенны на западе России, что обуславливает наличие логистических издержек, связанных с транспортировкой добытого на востоке топлива в западные регионы;
2) большинство месторождений находятся в труднодоступных районах, из-за чего стоимость добычи топлива возрастает с каждым годом;
3) по уровню энергоэффективности российская экономика значительно отстает от наиболее развитых экономик мира, что обусловлено как объективными факторами (климат, рельеф, географическое положение и т.д.), так и заметным отставанием в уровне применяемых технологий.
Однако несмотря на наличие данных проблем, современные объемы добычи первичных энергоресурсов позволяют не только удовлетворять внутренние потребности, но быть в числе лидеров мирового энергетического рынка по поставкам углеводородного сырья. По итогам 2017 г. Россия заняла первое место в мире по объему добычи нефти, опередив Саудовскую Аравию и США [5]. По данным Министерства энергетики, объем добычи нефти на 2017 г. составил 546,8 млн. тонн, добычи природного газа – 690,5 млрд. м3 и добычи угля – 407,8 млн. тонн, из них на экспорт ушло 238,7 млн. тонн нефти, 210,2 млрд. м3 газа и 181,3 млн. тонн угля [3, 4, 6, 9]. Показатель прироста экспорта нефтяного сырья в 2017 г. по сравнению с аналогичным показателем 2016 г. составил 2,6 млн. тонн, или +1,1 %. Нефть является главной статьёй российского экспорта: в 2017 г. на неё пришлось 38 % экспорта в денежном выражении [8, С.20].
От уровня цен на нефть и нефтепродукты существенно зависят цены на другой основной компонент экспорта — природный газ. Добыча природного газа, по данным Министерства энергетики, увеличилась на 7,4% относительно показателя в 2016 г. — до 690,5 млрд. м3. При этом Россия является крупнейшим в мире экспортером природного газа, формирующим около 20% его мирового экспорта. В 2017г. объем экспорта газа из России составил 210,2 млрд кубометров и увеличился по сравнению с 2016г. на 5,7% [8, С.20].
Выработка электроэнергии в России в 2017 г. составила 1073,6 млрд. кВт/ч, что больше уровня 2016 г. на 0,2%. Следует отметить, что в последние годы выработка электроэнергии в России постепенно увеличивается, но при этом также наблюдается и увеличение объема потребления электроэнергии, достигнут в 2017 г. отметки в 1059,5 млрд. кВт/ч (рис. 2).
Рис. 2. Потребление и выработка электроэнергии [20]
Подводя итоги, отметим, что для России характерно традиционно большое присутствие государства в экономике. При этом энергетическая сфера является объектом государственного регулирования ввиду ее особой значимости для экономики и социальной сферы. Ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности России играет государственная энергетическая стратегия [6, с.51], которой определяются приоритетные направления развития отрасли, формулирующая внешнюю энергетическую политику страны, регулирующая взаимодействие с бизнесом и действующая в интересах всего общества.
1.2 Вызовы и угрозы энергетической безопасности в контексте обеспечения социально-экономических процессов
Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. Российская энергетическая инфраструктура, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях: от арктической до субтропической зоны [9, С.50].
Россия, исходя из своих национальных интересов, своего ресурсного и интеллектуального потенциала, с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, определенных Генеральной Ассамблеей ООН, вносит существенный вклад в обеспечение международной энергетической безопасности. Полномасштабному участию Российской Федерации в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении Российской Федерации, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей ее топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием Российской Федерации.
В целом Россия обеспечивает себе полную автономность в отношении энергетических ресурсов, экспортируя при этом около 45% угля и 30% природного газа и более 40% нефти в год, затрачивая на обеспечение собственного населения электроэнергией 35% энергоресурсов [20]. Таким образом, Россия может обеспечить собственные потребности в энергоресурсах, а те факторы, которые оказывают негативное влияние на энергетическую безопасность, в современных условиях не являются превалирующими.
Однако в настоящее наблюдается нарастание числа и обострение внешних и внутренних угроз энергетической безопасности. К числу ключевых внешним угроз можно отнести следующие:
- недостаточную географическую диверсификацию экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов из России, ограниченную товарную номенклатуру и приоритетную европейскую нацеленность;
- неустойчивую конъюнктуру мировых финансовых и энергетических рынков в сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных регионах добычи энергоресурсов;
- высокую политизированность отношений в энергетической сфере и обусловленные этим фактором дискриминационные действия отдельных стран, их сообществ и компаний по отношению к российским экспортерам.
- дефицит инвестиций, способный привести к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей объектов энергетического производства в условиях высокой изношенности оборудования и его низкого технического уровня;
- зависимость предприятий топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, сервисных и инжиниринговых услуг;
- трудовые конфликты на предприятиях отраслей топливно-энергетического комплекса.
- Законодательное обеспечение энергетической безопасности России
К ключевым внутренним угрозам энергетической безопасности России можно отнести:
Последствия полной или даже частичной реализация угроз энергетической безопасности могут привести к существенному нарушению стабильности функционирования систем топливо- и энергоснабжения и может вызвать замедление развития экономики, а также обострение проблем социальной защиты населения. Поэтому обеспечение энергетической безопасности России в полной мере не может быть достигнуто без учёта этих угроз и максимального нивелирования негативных последствий в случае их реализации.
Базой для реализации и эффективного использования мероприятий по обеспечению энергетической безопасности по перечисленным направлениям является система государственного регулирования в этой сфере. Государственное регулирование включает здесь соответствующие механизмы и инструменты экономического регулирования, стимулирования и поддержки принципиальных направлений и конкретных мероприятий по обеспечению энергетической безопасности. Принципиально важными являются правовые основы экономической и другой деятельности по обеспечению энергетической безопасности России, и ее регионов, содержащие необходимый свод законов, учитывающих особенности проблемы на разных уровнях.
13 мая 2019 года Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении новой доктрины энергетической безопасности РФ. Соответствующий документ опубликован на портале нормативных правовых актов. Доктрина является стратегией планирования в сфере обеспечения национальной безопасности.
В 20-страничном документе отмечено, что задачами по технологической независимости российского ТЭК стало импортозамещение, в частности — локализация производства иностранного оборудования или создание его отечественных аналогов, и развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа (СПГ).
Кроме того, в доктрине указано, что иностранные ограничения в отношении РФ мешают участию страны в международной энергобезопасности. Также в документе конкретизируются положения экономической безопасности страны до 2030 года, стратегии научно-технологического развития, основ госполитики в промбезопасности до 2025 года.
Предыдущая доктрина энергетической безопасности России была утверждена президентом 29 ноября 2012 года. В 2017 году Путин поручил внести изменения в доктрину с учетом возможных угроз энергобезопасности страны, связанных с развитием производства СПГ. В июне 2018 года были выработаны рекомендации по корректировке и дополнению ее положений.
Согласно опубликованному в прошлом году рейтингу энергетической безопасности, подготовленному Институтом мировой энергетики, на первом месте по уровню энергетической безопасности была Норвегия. Россия занимала 12-е место, а в худшем положении из 25 крупнейших мировых потребителей энергии оказалась Украина.
В доктрине говорится, что Россия поддерживает международные усилия по борьбе с изменениями климата, однако считает недопустимым рассмотрение вопросов изменения климата и охраны окружающей среды с предвзятой точки зрения. Также недопустимо «ущемление интересов государств — производителей энергоресурсов и намеренное игнорирование таких аспектов устойчивого развития, как обеспечение всеобщего доступа к энергии и развитие чистых углеводородных энергетических технологий».
Внутренними угрозами в документе названы, в частности, снижение качества минерально-сырьевой базы ТЭК (истощение месторождений), рост числа правонарушений в энергетической сфере.
В числе рисков, связанных с внутренними вызовами и угрозами, названа чрезмерная финансовая нагрузка на организации топливно-энергетического комплекса «в результате увеличения размеров налоговых, таможенных и иных платежей», нерациональное потребление энергоресурсов.
В документе обозначены задачи по совершенствованию государственного управления в области обеспечения энергобезопасности. Это, в частности, обеспечение стабильности налоговой политики и нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, развитие конкуренции в отраслях ТЭК, долгосрочное и сбалансированное регулирование цен на товары и услуги естественных монополий.
В доктрине поставлена задача по развитию внутреннего рынка сжиженного природного газа (СПГ) «в целях обеспечения энергетической безопасности территорий, удалённых от Единой системы газоснабжения». В числе других задач – противодействие дискриминации российских компаний ТЭК на мировых рынках, планомерное осуществление импортозамещения в критически важных для ТЭК видах деятельности, в том числе локализация производства иностранного оборудования.
Кроме того, президент поручил развивать интеграцию со странами ЕАЭС и СНГ, углублять партнёрство в рамках БРИКС, ШОС, ОПЕК и ФСЭГ (Форума стран — экспортёров газа).
В доктрине устанавливается, что Правительство России проводит единую госполитику по обеспечению энергобезопасности, координирует соответствующую деятельность, а также ежегодно предоставляет главе государства доклад о состоянии энергетической безопасности и мерах по её укреплению. Таким образом, обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач любого общества и государства. Энергетическая безопасность – это одна из основных составляющих национальной безопасности, так как энергетика – является приоритетной отраслью в экономике страны, от которой зависит эффективность развития всего хозяйственного механизма. Улучшение и поддержание достойного уровня энергообеспечения населения страны является одной из приоритетных за дач, решение которой определяет стабильное развитие государства, то есть развитие, которое основано на рациональном потреблении исчерпаемых ресурсов.