Сущность предпринимательства и его роль в экономике. Критерии малого и среднего бизнеса
Регулирование деятельности малых предприятий в России осуществляет Федеральный закон от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в РФ», который в силу вступил с первого января 2008 года. В число субъектов малого бизнеса входят внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы, коммерческие организации (кроме ГУП и МУП), а также физические лица, которых внесли в ЕГРИП и которые занимаются предпринимательством без создания юридического лица (ИП), КФХ, которые находятся в соответствии с такими условиями:
1) для юридических лиц – совокупная доля участия РФ, ее субъектов и МО, зарубежных физических и юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов благотворительности и пр. в уставном капитале данных юридических лиц не может превышать 25%, а доля участия одного (нескольких) юридического лица – не субъекта малой предпринимательской деятельности не может превышать 25%;
2) среднее количество сотрудников за прошлый календарный год не должно превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории субъектов малого бизнеса:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних фирм;
б) до 100 человек включительно для малых фирм; среди малых фирм можно выделить микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от продаж товаров (услуг, работ) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств) за прошлый календарный год не должна быть больше предельных значений, которые установлены Правительством РФ для каждой категории субъектов малого бизнеса .
Например, установлены следующие предельные значения выручки от продаж товаров (услуг, работ) за календарный год без учета НДС для нижеследующих категорий субъектов малого бизнеса:
? микропредприятия - 120 миллионов руб.;
? малые предприятия - 800 миллионов руб.;
? средние предприятия – 2 000 миллионов руб.
Таким образом, можно сгруппировать критерии определения малого бизнеса в России (таблица 1).
Таблица 1
Критерии (ограничения) определения малого бизнеса в России Критерии отнесения предприятия к малому Содержание
Статус для юридических лиц - общая доля участия России, регионов РФ, муниципальных формирований, зарубежных граждан, зарубежных юридических лиц, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале этих юридических лиц не должна быть более 25%, Продолжение таблицы 1
Критерии отнесения предприятия к малому Содержание
доля участия, которая принадлежит одному либо более юридическим лицам, не выступающих как субъекты малого бизнеса, не должна быть больше 25%;
Численность работников а) от 101 до 250 человек включительно для средних фирм;
б) до 100 человек включительно для малых фирм; среди малых фирм можно выделить микропредприятия - до 15 человек;
Выручка микропредприятия - 120 миллионов руб.;
малые предприятия - 800 миллионов руб.;
средние предприятия – 2 000 миллионов руб.
По данным исследований Общероссийской общественной организации малого предпринимательства «Опора России» малый бизнес понимается в шести аспектах (таблица 2).
Таблица 2
Походы к пониманию сущности малого бизнеса Подход Содержание
Фискальное понимание Малый бизнес трудно локализуется в виду небольшого объема и значительного количества. Трудность контроля финансового потока.
Банковское понимание Малый бизнес, как правило, не обладает активами, под которые можно дать кредит.
Активы малого бизнеса часто имеют нематериальную природу.
Понимание с точки зрения экономических теорий Экономический и неэкономический тип действия
Понимание с точки зрения государства Крупные компании — угроза власти, т.к. в силу размера способны оказывать на нее влияние.
Угроза социальных катастроф при возникновении экономических проблем у крупных компаний.
Малый бизнес — самодеятельное население, не требующее усилий со стороны власти.
Малый бизнес обеспечивает (социальную) связность общества.
Малый бизнес создаёт качество жизни. Продолжение таблицы 2
Подход Содержание
Деятельностное понимание Бизнесмен совмещает в себе специалиста, менеджера и предпринимателя.
Бизнес сложно выделяется, функционализируется и передается другим людям.
Бизнес всегда полностью прозрачен для самого предпринимателя, что сильно сокращает его издержки.
Этническое понимание Малый бизнес, создает принципиально другое качество людей, или использует людей другого качества.
Малый бизнес – это образ жизни, умение организовать себя и других.
Из таблицы 2 видно, что понимание малого бизнеса в разных подходах различно.
Сейчас в российской экономике в одно время действуют малые, средние и крупные организации, а также осуществляется деятельность, которая базируется на семейном и личном труде .
Развитие малого предпринимательства зависит от наличия в стране благоприятного предпринимательского климата. Наличие или отсутствие благоприятного предпринимательского климата в той или иной стране определяется многими индикаторами, в том числе: простотой открытия бизнеса, рациональностью налогообложения, доступностью заёмных средств, активностью контрольных органов, простотой подключения к инфраструктуре, свободой от чрезмерной государственной опеки, масштабами коррупционного давления на бизнес и т. д.