Сущность распределительной логистики
Распределительная (сбытовая) логистика ориентирована на обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса, а также служит неотъемлемой частью общей логистической системы, обеспечивая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции.
Она охватывает всю цепь распределения системы: маркетинг, транспортировку, складирование и др. Главное направление — рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.
Важнейшие функции распределительной логистики заключаются:
• в планировании, организации и управлении транспортно - перемещающими процессами в логистической системе в после производственный период; • управлении товарными запасами; • получении заказов на поставку продукции и их эффективной обработке; • комплектации, упаковке и выполнении ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к распределению; • организации рациональной отгрузки; • управлении доставкой и контроле над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях; • планировании, организации и управлении логистическим сервисом. Распределительная деятельность требует существенных затрат (издержек) на их выполнение. Основная часть этих затрат связана с выполнением ключевых логистических операций: складированием, переработкой, транспортировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т.д. Эти затраты по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками, возникающими в процессе производства, но в большей мере вызваны транспортно-складскими издержками, расходами на упаковку и тару, а также расходами, связанными с завозом товаров и их отправкой потребителям, и другими составляющими издержками обращения. Совокупные логистические издержки на локальном уровне определяются (и планируются) исходя из сумм продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы готовой продукции, предназначенной к реализации, или в процентах от стоимости чистой продукции.
- Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи состоит: • в подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; • системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками); • системной взаимосвязи всех функций внутри самого распределения.
Термин «распределение», использованный в названии изучаемой
функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Толковый словарь русского языка гласит, что распределить — это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. Например, распределяют полученную сумму дохода между предприятием, государством и различными фондами; распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества и т. п.
В экономике распределение - это фаза воспроизводственного процесса: сначала надо произвести материальные блага, а затем распределить их, то есть выявить долю каждого производителя в созданном богатстве.
При этом распределяется право собственности на произведенный продукт труда. Сами продукты, например, собранные на вагоностроительном заводе вагоны, между участниками производственного процесса не распределяются.