Сущность экономической безопасности государства и механизмы ее обеспечения
Экономическая безопасность - это сложное явление, обусловленное определённым уровнем развития и защищённости от разных угроз всех сфер экономической жизни государства и общества [26, С.5].
Задача обеспечения экономической безопасности сегодня приобрела обширный и глобальный характер. Следует отметить, что существует большое количество подходов к определению сущности и понятия данного сложного общественного явления, что порождает на практике в использовании инструментов и механизмов создания наиболее эффективной системы национальной и экономической безопасности страны значительные сложности.
После утверждения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. принято наиболее полное понятие национальной безопасности, которое формулируется в виде состояния защищённости личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и позволяет обеспечить свободы, конституционные права, высокое качество и уровень жизни населения, суверенитет, устойчивое развитие и территориальную целостность Российской Федерации, безопасность и оборону государства [8].
При этом к силам обеспечения национальной безопасности можно отнести Вооруженные Силы РФ, иные войска, воинские формирования и органы, в которых в соответствии с федеральным законодательством предусматривается военная либо правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, участвующие в обеспечении национальной безопасности страны на основе российского законодательства.
В середине 90-х гг. прошлого столетия изучение понятия «экономическая безопасность» стало углубленно рассматриваться разными исследователями. [20, c.33]. Выделим некоторые определения экономической безопасности, которые предложены российскими учеными (таблица 1).
Таблица 1 – Определения понятия «экономическая безопасность»
Автор |
Определение |
Айнабек К. С. [13, c.38] |
«…достижение защищенности национальных и государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических потерь…» |
Богомолов А.В. [21, c.25] |
«…возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз…». |
Колосов А.В. [33, c.23] |
«…состояние защищенности от негативных воздействий и нанесения вреда хозяйственной деятельности. Безопасность в качестве экономической категории должна поддерживать экономику на том уровне развития, который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность населения. То есть это должны быть хорошая занятость, поддержание всех действующих систем в рабочем состоянии, возможность дальнейшего экономического роста, которые необходимы для успешного развития и создания условий жизни населения…» |
Кострова Ю. Б., Минат В. Н. [35, c.45] |
«…состояние экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним…» |
Сенчагов В.К. [53, c.28] |
«…состояние экономики и институтов власти, при котором должна обеспечиваться гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие территории и страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее негативных условиях развития внешних и внутренних процессов. То есть, экономической безопасностью можно назвать не только защищенность национальных интересов, но и способность, готовность институтов власти реализовывать механизмы реализации защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально- политической стабильности общества…» |
Итак, в целом экономическую безопасность большинство авторов рассматривает в качестве важнейшей качественной характеристики экономической системы, которая определяет её способность осуществлять и поддерживать хорошие условия жизнедеятельности людей, наиболее полное обеспечение необходимыми ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Все подходы к определению данного понятия можно разделить на три основные группы, в которых авторы представляют экономическую безопасность как:
1) комплекс условий, защищающих народное хозяйство от внутренних и внешних угроз;
2) умение экономики обеспечить успешное удовлетворение разных общественных потребностей на международном и межнациональном уровнях;
3) состояние национальной экономики, позволяющее защищать её жизненно важные интересы [42, С.164].
В системе национальной безопасности экономическая безопасность должна решать ряд задач:
- осуществление прогноза, и на его основе выявление угроз внешнего и внутреннего характера;
- проведение и выработка определённых мероприятий в области предупреждения и минимизации уровня воздействия угроз;
- обеспечение целостности территории и суверенитета государства;
- обеспечение безопасности людей, их свобод и прав;
- реализация мероприятий в сфере экономической политики, направленных на обеспечение экономического роста;
- создание среды научно-технологической независимости, развитие производственного, научно-технического потенциала государства;
- поддержка уровня благосостояния жителей, улучшение качества их жизни;
- поддержание оборонного потенциала страны на высоком уровне;
- повышение эффективности госаппарата, совершенствование государственной системы власти на всех уровнях управления;
- соблюдение действующего законодательства гражданами государства;
- формирование взаимовыгодных отношений с другими странами;
- поддержание благоприятного экологического климата государства;
- интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
- расширение рынка сбыта, поддержание российских производителей на мировых рынках, повышением конкурентоспособности продукции государства;
- обеспечение финансово-кредитной независимости территории;
- формирование эффективной правовой базы для деятельности всех экономических агентов;
- усиление мероприятий в области государственного регулирования отдельных экономических отраслей;
- вывод экономики страны из кризисного состояния [25, С. 57].
Экономическую безопасность определяют через состояние национальной экономики и институты власти, обеспечивающие гарантию защиты национальных интересов, социально-экономическую направленность страны, а также уровень оборонного потенциала. Поэтому экономическая безопасность – защита национальных интересов и возможности организаций власти разработать механизм, защищающий национальные интересы своей экономики и социально-экономической стабильности государства.
Основными критериями оценки безопасности являются состояние развития экономики в условиях, происходящих процессов, и включают: возможности развития ресурсов страны и его потенциала; эффективность использования капитала, ресурсов, труда; конкурентоспособность национальной экономики; целостность экономического пространства и территории; независимость и суверенитет государства.
Экономическую безопасность необходимо рассматривать как важнейшую качественную составляющую, определяющую ее способность улучшать социальные условия страны, устойчиво обеспечивать национальную экономику ресурсами. Экономическая безопасность определяется важными показателями: политической стабильностью, экономическим уровнем развития, нормативно-законодательной системой, уровнем развития отношений в сфере бизнеса. Для сохранения экономической безопасности система показателей помогает заранее определять состояния имеющихся изменений и своевременно определять необходимые мероприятия для изменения и улучшения создавшейся ситуации. Важными для экономической безопасности являются не столько показатели, а сколько уровни их значений, то есть предельное значение индикаторов, изменения которых влияет негативно на состояние и тенденции развития экономической безопасности. Состояние допустимо предельного значения отражает появление угрозы социальной и экономической стабильности государства, а превышение этих допустимых величин показывает нахождение общества в нестабильной зоне, в которой появились угрозы для экономической безопасности [15, С.148].
В структуре экономической безопасности государства выделены ее виды, представленные на рисунке 1
Рисунок 1 - Виды экономической безопасности [55, С.64]
Угрозу экономической безопасности можно определить в виде некоторого ущерба, интегрального показателя, характеризующего уровень уменьшения социально-экономического потенциала за конкретный временной промежуток [57, С.893]. Под угрозой предполагается комплекс условий, факторов, процессов, мешающих реализации социально-экономических интересов и потребностей или вызывающих опасность для них и субъектов экономической деятельности [61, С.47].
Для того чтобы обеспечить высокую степень экономической безопасности государства от кризисных явлений, следует определить разнообразие всех угроз, представляющих опасность для полноценной жизнедеятельности хозяйствующих субъектов. Следует отметить, что в научных трудах сформировались разные подходы к классификации угроз в области экономической безопасности (таблица 2).
Таблица 2 - Классификация угроз экономической безопасности [25, С.69]
более распространенной является классификация угроз на внешние и внутренние. Внутренние угрозы экономической безопасности связаны со столкновением разных частных интересов хозяйствующих субъектов, что вызывает нарушение социально-экономического равновесия и приводит к обострению ситуации, выраженной в стагнации разных воспроизводственных процессов, увеличении социального напряжения и имущественного расслоения граждан. Внешние угрозы экономической безопасности и их появление связаны с негативным воздействием окружающей среды. Продолжительное сохранение внутренних угроз без реализации эффективной экономической политики способно сделать национальную экономику уязвимее перед разными внешними угрозами [46, С.112].
Наиболее опасные внутренние и внешние угрозы представлено на рис. 2.
Рисунок 2 - Угрозы экономической безопасности [45, С.36]
Таким образом, в настоящее время сформировалась система, которая состоит из довольно значительного количества угроз экономической безопасности. Следует отметить, что все угрозы, входящие в эту систему, необходимо изучать комплексно для проведения их разностороннего анализа с учётом ситуации современного времени. Система угроз экономической безопасности считается очень динамичной структурой, характеризующаяся тем, что при наступлении одной угрозы появляется следующая угроза, тем самым усиливается общее воздействие на деятельность экономического субъекта [55, С.76].
Механизмом обеспечения экономической безопасности государства является система правовых и организационно-экономических мер по предотвращению и нейтрализации угроз, включающая в себя такие элементы:
1. Всесторонний и объективный мониторинг общества и экономики в целях прогнозирования и выявления внешних и внутренних угроз экономической безопасности;
2. Выработку предельно допустимых, пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых влечет нестабильность и социальные конфликты;
3. Деятельность страны по предупреждению и выявлению внешних, а также внутренних угроз безопасности экономики [25, С.98].
Основными целями мониторинга экономической безопасности являются: оперативная поддержка государственных органов информацией о состоянии экономической безопасности, их характере, вероятных последствиях, а также прогнозах в данной сфере; информационное взаимодействие разных органов власти; контроль состояния экономической безопасности страны.
Для достижения целей реализации мониторинга необходимо решить следующие задачи: создание организационно-методологического обеспечения проведения мониторинга для сбора и оценки данных; подготовка механизма получения сведений о состоянии угроз в области экономической безопасности; обеспечение оперативного анализа поступающих данных с целью предотвращения угрозы экономической безопасности.
Выбор определенных индикаторов (показателей) экономической безопасности предполагает учет количественных и качественных характеристик, включая их динамику. К числу количественных значений можно отнести официально утвержденные пороговые значения на уровне государства. Пороговые значения экономической безопасности считаются предельными значениями финансово-экономических показателей, превышение которых способно лишить экономику возможности функционировать в стабильном режиме. Подготовка качественных параметров экономической безопасности является достаточно сложным вопросом создания постоянного механизма защиты национальных интересов страны в сфере экономики. Этот процесс осложняется тем, что данные показатели не всегда подвержены количественным расчетам, позволяющим определить пороговые значения экономической безопасности в количественном выражении.
Также для обеспечения экономической безопасности следует создать отлаженную систему государственного воздействия на экономику, которая позволит осуществить регулирование важнейших экономических преобразований с наименьшими потерями, а также данная система будет способна взять на себя основные функции управления и сохранения национальной экономики на безопасном уровне. Следует чётко установить критерии и границы или условия государственного вмешательства в экономику, а конкретно: границы государственного сектора, обеспечить дальнейшее развитие успешных методов государственного регулирования. Страна должна осуществлять совокупность мероприятий, в первую очередь, по обеспечению дальнейшего экономического роста, что и будет выступать гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики, в перечень которых можно добавить осуществление активной социальной, структурной политики, усиление активности страны в финансовой, инвестиционной, кредитно-денежной и внешнеэкономической области [55, С.87].
Таким образом, обеспечение экономической безопасности государства неразрывно связано с устойчивым экономическим развитием и зависит от метода и способов, регулирующих воздействия на появляющиеся негативные социально-экономические тенденции, направленные на их предупреждения и устранение, а также мониторинг и прогнозирование результативности функционирования всей системы обеспечения экономической безопасности страны.