Общая характеристика дежурной части территориального органа внутренних дел МВД РФ

19 февраля 2021

1.1. История развития дежурной части территориального органа внутренних дел МВД России

Для того, чтобы более глубоко понять сущность и назначение дежурных частей территориальных ОВД МВД, необходимо более подробно рассмотреть исторический аспект становления и развития дежурных частей в органах внутренних дел[1].

Дежурная часть – передовое подразделение, работа которого направлена не только на борьбу с преступностью, но и организацию деятельности органов внутренних дел в целом. Оперативный дежурный – универсальный сотрудник полиции, поскольку ни одна другая служба не обладает таким разнообразием функций», – сказал полковник полиции Александр Половинка, а также отметил, что сотрудники дежурных частей столичного региона с честью справляются с поставленными задачами.

Служба Дежурных частей берет свое начало в глубоко дореволюционном периоде. Впервые, функции общедоступного и постоянно действующего органа власти, куда в любое время суток можно было обратиться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав, были закреплены еще в период формирования полицейских органов в XVIII в. за Управами благочиния в лице частных приставов и вверенных им полицейских команд, определяемых на каждые 200-700 дворов города.



РЕКЛАМА

Вам нужен доход от вашего интернета? При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB


Согласно полицейского устава, учрежденного 8 апреля 1782 г., частный пристав был обязан:

– принимать жалобы, прошения и донесения о непорядке в своей части, допрашивать нарушителей и свидетелей;

– заключать преступников под стражу;

– докладывать обо всех происшествиях в его части за прошедшие сутки в Управу[2].

С середины XIX в., в каждой части Санкт-Петербурга был так называемый «съезжий дом», в котором располагались частные приставы, городовые унтер-офицеры, имелись помещения для арестантов. На территории части устанавливались «полицейские будки» с городовым внутри, однако до образования полноценной дежурной службы и самого понятия «дежурная часть» было еще далеко.

С установлением в России советской власти и учреждением милиции, функции будущей дежурной части выполняли сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции, заступавшие на дежурство по графику. В начале 30-х гг. в ходе масштабной реорганизации органов милиции и аппаратов уголовного розыска, специализации её подразделений, в некоторых крупных управлениях и отделах были введены штатные должности дежурных, однако повсеместной практики это не получило и в большинстве горрайорганов обязанности дежурных продолжали выполняли участковые инспекторы и другие должностные лица, зачастую плохо подготовленные к этой работе. Роль дежурных сводилась к регистрации событий и докладам о происшествиях руководству.

В приказе НКВД СССР от 14 июня 1935 г. № 077 «О работе дежурных по милиции», отмечена значимость работы дежурных: «От быстроты, правильной работы и своевременно принятых дежурным мер часто зависит предупреждение и раскрытие преступлений. Этот участок работы милиции надо немедленно наладить и поставить образцово», а так же были закреплены основные обязанности дежурных, в основном оставшиеся неизменными до нашего времени: прием заявлений от граждан о преступлениях и нарушениях порядка, быстрое и решительное принятие мер по отношению к нарушителям, охране общественной собственности, руководство суточным нарядом, доклад начальнику о происшествиях. Более подробно права и обязанности дежурного, его подчиненность, а так же порядок назначения на дежурство, ведения служебной документации были определены приказом НКВД СССР от 28 мая 1940 г., которым утверждена «Временная инструкция ответственному дежурному по городскому отделению районного комиссариата милиции»[3].

В середине XIX века в каждой части Санкт-Петербурга существовал так называемый «съезжий дом», в котором располагались частные приставы, городовые унтер-офицеры, имелись помещения для арестантов. На территории части располагалось несколько «полицейский будок» – достаточно больших отапливаемых помещений, в которых круглосуточно дежурил один из городских полицейских, а также мог располагаться усиленный ночной полицейский дозор. Это, в определенной мере, способствовало оперативности действий полиции по пресечению и раскрытию преступлений «по горячим следам».

Таким образом, уже в XIX веке перед полицейскими органами России была поставлена задача создания в своей структуре службы, способной в любое время суток должным образом реагировать на изменения оперативной обстановки. Вместе с тем, основные этапы становления и развития дежурной службы в системе ОВД приходятся на более поздний период и неразрывно связаны с созданием и развитием советской полиции.

Некоторые обязанности ответственного дежурного того времени, во многом схожи с функциональными обязанностями современной дежурной части ОВД. Например, ответственный дежурный лично или через дежурного по отделению проверял несение службы постовыми милиционерами, следил за «правильным» содержанием задержанных и т.д.; в случае тревоги принимал необходимые меры к тому, чтобы все подразделения и сотрудники были «своевременно оповещены об этом». В связи с этим можно согласиться с мнением исследователей, считающих, что ответственные дежурные по милиции являлись прообразом современной дежурной части ОВД и сыграли важную роль в организации управления милицией.

В соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 28 февраля 1956 года численность ОВД была значительно сокращена, что, в свою очередь, отрицательно сказалось как на состоянии дел по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью в государстве, так и на развитии дежурной службы ОВД. Подтверждением этого является выдержка из докладной записки МВД СССР Совету министров РСФСР, датированная 1956 годом, где, в частности, отмечалось, что «...из-за малочисленности штатов учреждений милиции во многих горрайотделах отсутствуют постоянные дежурные, а в ущерб работе дежурство несут оперативно-следственные работники, участковые уполномоченные».

С 1 января 1973 года были введены в действие «Временное типовое положение о дежурной службе органов внутренних дел» и «Временная инструкция по организации работы дежурной части органа внутренних дел исполкомов районного, городского, окружного Советов депутатов трудящихся (отделения милиции)». Некоторые нормативные акты в конце 1972 года были утверждены приказом МВД СССР «О коренном улучшении работы дежурных частей органов внутренних дел». Именно после выхода в свет таких правовых актов началось активное и целенаправленное формирование дежурных частей как организаторов конкретных действий по обеспечению общественного порядка и раскрытию преступлений «по горячим следам». Это и позволило начало 1973 года считать точкой отсчета второго периода развития дежурных частей ОВД. Следует признать, в 70- годы в МВД постоянно принимались нормативные акты по совершенствованию дежурных частей внутренних дел[4].

Таким образом, пройдя нелегкий путь становления и развития, к началу 90-х годов дежурные части ОВД стали занимать важное место в структуре аппарата управления органами внутренних дел. И вновь, уже в 2002 году происходит реформирование структуры и деятельности дежурной службы. В связи с принятием УПК РФ в 2001 году и вступлением его в законную силу с 1 июля 2002 года были разработаны и вступили в действие[5]:

С 2004 г. начался новый этап автоматизации рабочего места оперативного дежурного органа внутренних дел. Планомерное внедрение и последующее совершенствование Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС) позволило расширить и усовершенствовать информационные банки данных по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, развернуть систему управления и позиционирования нарядов, внедрить в эксплуатацию Единую автоматизированную информационную систему дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации (ЕАИС ДЧ), которая позволила перевести в электронный вариант многие виды служебной информации, такие как содержание сообщений и заявлений о происшествиях, данные о лицах доставленных в дежурную часть, сведения о заявителях и пр. Дежурные части включены в систему оказания населению государственных услуг по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях[6].

До 2011 г. дежурные части находились в оперативном подчинении штабов органов внутренних дел. Таким образом, становление дежурной части МВД РФ началось в 18 веке. В ходе начатой в 2009 г. реформы МВД России дежурные части вошли в структуру полиции. Основные вопросы их деятельности, в настоящее время, определены приказом МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России».

Таким образом, пройдя нелегкий путь становления и развития, к началу 90-х годов дежурные части ГРОВД стали занимать важное место в структуре аппарата управления органами внутренних дел. Так, в современных дежурных частях данного звена сходятся все потоки сигналов и сообщений об оперативной обстановке; на них выведены системы оперативной связи; здесь сосредоточены типовые оперативные планы по реагированию на чрезвычайные происшествия и критические ситуации. Под контролем дежурного наряда находятся оружие и защитные средства всего личного состава горрайоргана. Все это предопределяет роль дежурных частей горрайорганов как важнейших центров оперативного управления в системе ОВД, в связи с чем исключительно важное значение приобретает правильная организация их деятельности. При этом оптимальная организация функционирования любого органа управления невозможна без выяснения его сущности и назначения.

1.2 Структура дежурной части территориального ОВД МВД, ее задачи и полномочия

Дежурная часть как самостоятельное структурное подразделение в наше время представляет собой важнейший центр оперативного управления полиции. Такую роль в системе органов внутренних дел можно объяснить прежде всего тем, что это первая инстанция, с которой сталкивается гражданин в отделе полиции в случае проблемы или беды. Зачастую правильно организованная и слаженная работа сотрудников может не только способствовать раскрытию преступлений, но и в прямом смысле спасти жизнь человеку.

Система дежурных частей состоит из нескольких уровней – дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

В систему территориальных органов входят: дежурная часть МВД России, дежурные части подразделений центрального аппарата МВД России, в том числе главных управлений МВД России по федеральным округам (ГУ МВД России по ФО), дежурные части МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, территориальных органов внутренних дел, органов внутренних дел на режимных объектах[7].

Кроме того, в систему дежурных частей входят дежурные части органов внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России.

В руках дежурного находится главный документ отдела полиции – «Книга по учету сообщений о происшествиях», от способа ведения которой зависит как объем работы полицейских в отделе, так и конечная статистика МВД в целом.

Необходимо перечислить, какие еще книги и журналы она должна вести. Это:

– «Рабочая тетрадь для записей оперативного дежурного», в которой дежурный подробно расписывает, что было сделано в течение смены;

– «Книга приема и сдачи дежурств», в которой расписывается примерно то же самое (туда же вкладывается рапорт оперативного дежурного);

– контрольно‑накопительное дело «Оперативная обстановка за сутки», куда складируются сводки по отделу и по области (кроме того, по нему ведется таблица, заполняемая дежурными в конце смены);

– «Книга выдачи вооружений и боеприпасов»;

– «Книга приема вооружений и боеприпасов»;

– журнал выдачи и приема документов и ключей на автотранспорт;

– «Книга задержанных»;

– «Книга изъятого имущества»;

– «Книга посетителей»;

– «Журнал радиационного и химического наблюдения».

Полицейские говорят, что последний никто и никогда не анализирует, но наличие такого журнала и его заполнение проверяют. Когда-то, в далекие 1950-1980-е, ведение аналогичных журналов, заполнявшихся от руки два раза в сутки всеми дежурными страны, очевидно, имел смысл. Ведь если случится техногенная катастрофа или нападение с атомным оружием, можно будет понять, откуда, куда и как быстро распространилась радиация. Однако теперь эта технология фиксации прошлого века очевидно устарела. Зачем ответственные дежурные в нашей стране ежедневно тратят свое рабочее время на фиксации той информации, которая легко доступна по интернету в режиме реального времени. Такого вопроса в системе МВД, к сожалению, не задают.

Кроме того, дежурный по разбору составляет протоколы по административным правонарушениям и, как все подразделения ОВД, ведет соответствующие журналы учета административных протоколов, журналы получения и движения бланков протоколов.

Дежурная часть территориального органа внутренних дел обеспечивает:

– непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке на обслуживаемой территории;

– предоставление государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (в том числе поступивших посредством электронной почты), а также своевременное реагирование на них;

– безотлагательную организацию действий л/с по обеспечению общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

– организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными;

– контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц.

Персональную ответственность за работу дежурной части несет начальник органа внутренних дел. Начальник территориального органа внутренних дел в целях организации эффективной работы дежурной части обязан:

– обеспечивать правильный подбор, расстановку и воспитание сотрудников дежурной части;

– постоянно контролировать ее деятельность, оказывать сотрудникам практическую помощь;

– организовывать служебную и боевую подготовку сотрудников дежурной части;

– принимать непосредственное участие в проведении служебных занятий;

– внедрять передовой опыт;

– принимать меры к обеспечению дежурной части служебными помещениями, документацией, вооружением, средствами защиты и связи, автотранспортом, другим имуществом согласно штатной и табельной положенности;

– обеспечивать ведения учета работы дежурной части.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения утверждаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно подпункту 1.2 приказа МВД России от 13 августа 2012 года № 783 «О порядке утверждения правил внутреннего служебного распорядка органов внутренних дел Российской Федерации» правила внутреннего служебного распорядка территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждаются приказами руководителей (начальников) соответствующих органов, организаций и подразделений МВД России.

При этом подпунктом 15 пункта 19 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года №249 (далее - Положение), определено, что руководитель территориального органа устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и служебной необходимостью правила внутреннего распорядка и режим работы территориального органа, подчиненных органов и организаций. Согласно пункту 5 Положения территориальные органы МВД России на районном уровне являются подчиненными по отношению к территориальным органам внутренних дел МВД России на региональном уровне.

Таким образом, правила внутреннего служебного распорядка территориальных органов МВД России на районном уровне, не подчиненных территориальным органам МВД России на региональном уровне, должны утверждаться приказами начальников соответствующих территориальных органов МВД России на районном уровне.

Правила внутреннего служебного распорядка территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных территориальным органам МВД России на региональном уровне, должны утверждаться приказами руководителей (начальников) соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Дежурные части органов внутренних дел обеспечиваются необходимыми помещениями. Их количество и предъявляемые требования по оборудованию определяются в соответствии с примерным перечнем помещений и оборудования дежурной части. На дежурную часть органа внутренних дел составляется тактико-технический паспорт по установленной форме. Основными принципами работы дежурной части являются: высокая боевая готовность, оперативность, глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории, преемственность в работе, инициатива и целеустремленность в решении оперативно-служебных задач, строжайшее соблюдение законности, сохранение государственной и служебной тайны, четкое выполнение нормативных актов, бдительность, высокая профессиональная этика и культура в работе[8].

Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, состав которой определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке типовыми штатными расписаниями дежурных частей.

Начальник дежурной смены, а в органах внутренних дел, где в штатном расписании эта должность не предусмотрена, оперативный дежурный (старший оперативный дежурный), является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дежурную часть задач. Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел включаются: группа управления нарядами, полицейский по охране здания, водитель служебного автотранспорта дежурной части; следственно-оперативная группа, группа немедленного реагирования, группа (группы) задержания пульта централизованной охраны отдела вневедомственной охраны.

По решению начальника органа внутренних дел суточный наряд может усиливаться дополнительными силами и средствами. Дежурные части в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России в пределах своей компетенции осуществляют следующие полномочия:

– прием и регистрация (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, осуществление контроля за их разрешением; выдача заявителям на основании личных обращений уведомлений о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; прием и регистрация обращений (жалоб) граждан на правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел, поступающих через «горячую линию МВД России» (телефон доверия)[9];

– реагирование на поступившие в ДЧ заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях с целью незамедлительного прибытия полиции на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;

– незамедлительное направление на места происшествия дежурные следственно-оперативные группы (СОГ), а при необходимости группы немедленного реагирования (ГНР), осуществление контроля за их деятельностью;

– предоставление СОГ необходимых сведений из имеющихся в ОВД банков данных информации;

– постоянное информирование руководства ОВД о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории, взаимообмен информацией о состоянии оперативной обстановки с другими территориальными органами МВД России, заинтересованными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

– непрерывное управление силами и средствами подразделений ОВД и приданных сил, дежурными нарядами, нарядами задействованными по плану комплексного использования сил и средств (единая дислокация), их инструктаж, незамедлительное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;

– организация действий сил и средств при возникновении чрезвычайных обстоятельств, принятие неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказания содействия в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечения общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

– информирование дежурной части вышестоящего органа внутренних дел о состоянии оперативной обстановки и её изменениях в порядке и сроки установленными МВД России, территориальными органами МВД России на региональном уровне[10];

– разбирательство с лицами, доставленными в ОВД, установление их личности, осуществление иных процессуальный действий возложенных на дежурные части органов внутренних дел Российской Федерации, содержание доставленных в специально предназначенных для этих целей помещениях.

Рассмотренный вопрос о системе и организационной структуре дежурных частей органов внутренних дел, в частности, территориальных органов МВД России, функционирующих на основе законодательных и ведомственных нормативных актов, позволяет сделать вывод о том, что указанные подразделения играют огромную роль в обеспечении безопасности личности, прав и законных интересов граждан, в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, что обусловлено постоянной готовностью и способностью указанных подразделений оперативно реагировать, при поступлении соответствующей информации, на совершенные и совершаемые преступления, административные правонарушения, происшествия.

Дежурные части, как структурные подразделения органов внутренних дел, образуют систему дежурных частей; имеют задачи, отличающиеся, в зависимости от уровня подразделения, функциональной направленностью; деятельность их строится на основе определенных принципов, в числе которых основными можно указать оперативность, профессионализм личного состава, сочетание организационных и управленческих форм деятельности. Дежурные части имеют свою структуру, организацию деятельности, штатное расписание по должностям, материальное и техническое обеспечение, соответствующее решаемым задачам. К лицам, занимающим должности сотрудников дежурных частей, предъявляются повышенные требования. Все это, в совокупности, позволяет дежурным частям, как структурным подразделениям органов внутренних дел, быть теми подразделениями, от эффективности деятельности которых, в значительной степени, зависит, организованность и результативность деятельности самих органов внутренних дел.

В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов МВД России на современные дежурные части возлагается широкий спектр обязанностей. Данная служба выполняет значительный объем работы по сбору и анализу обращений от населения, сигналов и сообщений об оперативной обстановке, координирует действия во время чрезвычайных происшествий и критических ситуаций, исполняет обязанности по организации раскрытия преступлений по горячим следам и всестороннему разбирательству с доставленными в дежурные части правонарушителями, их содержанию в специальных помещениях.

В круг полномочий сотрудников также входит обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и спецсредств, их выдача личному составу органов внутренних дел для несения службы по охране общественного порядка; подготовка нарядов полиции к несению службы, приему и передаче оперативной информации и другие функциональные задачи. Необходимо также отметить, что большую их часть они должны выполнять, как правило, в очень сжатые сроки.

Таким образом, дежурные части можно представить в виде комплексной системы координации и управления полицией в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Многозадачная деятельность этой службы строится на основе обмена информацией между непосредственно субъектами (дежурные части) и объектами (подразделения органов внутренних дел) управления. В связи с тем, что объем информации, поступающей в дежурные части, с каждым годом неумолимо растет, возникает проблема ее обработки.

Несмотря на введение в деятельность службы информационно-справочных систем (например, АРМ «КУСП», ПК «ТОР»), на большей части территории страны все еще продолжают вестись вручную журналы, куда заносятся сведения о каждом доставленном гражданине-правонарушителе, информация, поступающая от нарядов, команды нарядам, телефонные звонки и т. п. Книги службы нарядов также ведутся вручную, что крайне осложняет деятельность и без того занятого своей прямой работой оперативного дежурного. Для сравнения: в правоохранительных органах зарубежных стран данная информация уже давно фиксируется техническими средствами[11].

Решению данной проблемы вполне может послужить такой технологический прием, как автоматизация. Создание внутренней автоматизированной системы учета служебной информации способствует значительному сокращению дополнительной нагрузки на дежурную смену и времени, которое дежурный уделяет заполнению журналов вручную. Важно учитывать и организационные аспекты в деятельности дежурной части, особенно дублирование функций.

Каждый оперативный дежурный должен быть подробно ознакомлен с четким алгоритмом действий в любой ситуации, в том числе чрезвычайной.

В подразделении необходимо централизованное управление, дабы свести лишние или повторные действия к минимуму.

Подобные действия позволяют сделать вывод о неспособности некоторых сотрудников использовать по максимуму имеющиеся в распоряжении силы и средства, а также правильно применять их на практике.

Представляется, что для устранения перечисленных недостатков должна быть принята во внимание периодическая аттестация и постоянный контроль работы сотрудников данных служб[12].

В свою очередь, не следует забывать и о важности соблюдения сотрудниками дежурной части требований законности. Разнообразные нарушения в правовой сфере оказывают существенное влияние на эффективность защиты прав и свобод человека данной службой и непосредственно на формирование отношения и уровень доверия к ней населения. В качестве нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России выступают следующие действия: не реагирование сотрудников на сообщения граждан о фактах совершения правонарушений или преступлений; халатность; невыполнение действий по пресечению административных правонарушений; неправомерное применение физической силы и специальных средств; грубое общение сотрудников дежурных частей с задержанными лицами; не разъяснение в полном объеме прав и обязанностей лицам, доставленным в дежурную часть в соответствии с требованиями законодательства и др. Подобные действия подрывают авторитет не только конкретных сотрудников данной службы, но и дискредитируют всю систему МВД России в глазах общественности.

В целях предупреждения данных негативных явлений необходимо использовать разные способы.

Во-первых, нужно проводить занятия по профессиональной служебной подготовке с личным составом ОВД.

Во-вторых, на периодичной основе осуществлять выборку личных дел и в плановом порядке направлять сотрудников дежурных частей в учебные заведения образовательной системы МВД России для систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Именно это является определяющим фактором компетентности сотрудников полиции на сегодняшний день.

В-третьих, в целях изучения и распространения современных инновационных форм и методов работы создать в каждом субъекте Российской Федерации базовые дежурные части с необходимым материально- техническим оснащением, где сотрудники будут проходить стажировку.

Рассмотренные проблемы в деятельности дежурных частей и предложенные пути решения позволяют создать мероприятия, направленные на повышение эффективности их работы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на уже произведенный массив законодательных и организационных реформ, по-прежнему требуется выработка направлений и продолжение совершенствования деятельности дежурных частей территориальных органов МВД для укрепления доверия населения к полиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что, в целом, задачи и функции дежурных частей носят комплексный, масштабный характер, успешность и результативность реализации которых во многом зависит от качественной организации работы этих структурных подразделений органов внутренних дел. Выполнение задач, возложенных на дежурные части, требует от их сотрудников выполнения значительного объема обязанностей. Выполняя обязанности по своим должностям, сотрудники осуществляют комплекс определенных действий, являющийся содержанием основных функций дежурных частей, рассмотренных в настоящем параграфе. Следует отметить, что выполнение всего многообразия функций дежурной части урегулировано различием функциональных обязанностей ее сотрудников, входящих в состав дежурных смен, и наличием соответствующей правовой и нормативной базы позволяющей им полно, эффективно, в рамках законности охватывать все направления деятельности дежурной части.

[1] Административная деятельность полиции: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. В.А. Кудина. Изд-во СПб ун-та МВД России. – СПб: ООО «Р-КОПИ», 2016. – 696 с.

[2] Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов. М.: Юристъ, 2015. – С. 103.

[3] Полиция и милиция России: страницы истории / А. В. Борисов, А .Н. Дугин, А. Я. Малыши и др. М.: Наука, 2014. – С. 65.

[4] Агафонов С.И., Адмиралова И.А., Бадальянц А.Н. К вопросу о правовом регулировании деятельности дежурных частей органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2017. – № 2. – С. 143

[5] Галустян Н.В., Овсянников В.С. Определение места и роли дежурных частей территориальных органов МВД России в соблюдении прав и свобод человека и гражданина // Юристъ - Правоведъ. 2015. – № 2. – С. 22

[6] Шевченко Ю. П. Правовое положение и организационное построение полиции. Материалы к обзорной лекции. Омск: Академия МВД России, 2016. – С. 54.

[7] Кобозев А. А. Правовые и организационные вопросы деятельности дежурных частей внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности. М: Моногр. Домодедово - ВИПК МВД России, 2015. – С. 109.

[8] Майдыков А. Ф., Миньковский Г. М., Российский Б. В., Иванов В. Н. и др. в сборнике статей // Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации. М, 2014. – Ч. I и II. – С. 187.

[9] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / В. П. Сальников. Ч. 1. М: ЦОКР МВД России, 2015. – С. 108

[10] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 2014. – С. 221.

[11] Алиуллов Р.Р. Научно-методическое обеспечение деятельности дежурных частей территориальных органов внутренних дел // Направления совершенствования деятельности дежурных частей ОВД : материалы всерос. круглого стола, 27 мая 2016 г. / Казан. юрид. ин-т МВД России. Казань, 2016. С. 9.

[12] Шакирьянова А.И. К вопросу о совершенствовании организационных и правовых основ деятельности дежурных частей // Направления совершенствования деятельности дежурных частей ОВД : материалы всерос. круглого стола, 27 мая 2016 г. / Казан. юрид. ин-т МВД России. Казань, 2016. – С. 44. Связь с администрацией