Техника управления церковным хором

Исполнительская техника певцов


В современном мире, вопрос сохранения единства музыкального ряда в Русской Православной церкви начала XXI века становится все более
актуальным. Мы часто обсуждаем основные аспекты церковных песнопений, которые зависят не от стиля, а от способа исполнения. Основное требование к таким произведениям заключается в том, чтобы они органично вписывались в Литургию и не затмевали священный момент причащения.


В постсоветский период происходит активное возвращение в Русскую
Православную церковь храмов и монастырей, их освящение и возобновление
богослужений. Многие музыканты, получившие музыкальное образование в
мирской сфере, начали заниматься пением, преимущественно как регенты.
Обеспечить все приходы квалифицированными кадрами для пения не сразу
оказалось возможным из-за отсутствия специализированных церковных
учебных заведений, где можно было бы получить регентское образование.
Однако, нельзя не отметить отрицательные музыкальные и критические
оценки в отношении "неправославности" исполнения песнопений Русской
Православной церкви хорами и коллективами. Сегодня проводится
недостаточно специальных исследований, посвященных стилю пения в
церкви, но есть критика в адрес несоответствия музыкальных произведений
общему духовному настроению праздника или темы дня.
В специализированных регентских изданиях и на сайтах все чаще
обсуждают несовпадение исполнительского стиля с особым эмоциональным
состоянием, которое духовенство определяет, как "молитвенность". В данных
2
16
источниках есть статьи, посвященные систематизации музыкальных и
богословских точек зрения на эту проблему и выделению основных принципов
церковного пения. Критерии "церковности" и "молитвенности" исполнения
могут быть применены в разделах интерпретации, посвященных хоровому
искусству.
В IV-V веках началось развитие профессионализма в исполнении
церковных песнопений, согласно О. Иоанну. Этот период также
характеризовался первыми данными об обмирщении церковного пения. По
утверждению М. Пекерской, певцы того времени не использовали
специальных технических методов для исполнения своих мелодий, которые
звучали в среднем голосовом регистре. Сегодняшние открытия касаются
высокого и сверхвысокого регистров человеческого голоса, когда голос и идея
соединяются для создания непосредственного воздействия.
Возникновение школ пения направлено на расширение диапазона
человеческого голоса до двух октав, обязательных для исполнения сложных
музыкальных произведений. Важно отметить, что основные изменения в
певческом стиле происходили на фоне театральной жизни в России XVII века,
в то время как духовная музыка внедряла «принцип концертности» во все
жанры богослужебной музыки, отдаляясь от традиционного пения. Кроме
того, в период перехода от XIX к XX веку возникла острая проблема
сохранения церковной манеры пения, вероятно, из-за влияния театральности и
на богослужебную практику.
В то время, когда женщины вступили в церковные хоры, заменив
мальчиков-дискантов, разнообразие в исполнении вокала увеличилось. Новые
голоса пришли в клиросные коллективы, требуя сохранения старой манеры
пения, присущей дискантам. С учетом обучения оперных певиц и артисток у
2
1
1
17
тех же педагогов, что и у солистов, изменение стиля пения стало неизбежным в
церковных хорах.
Тем не менее, следует отметить, что профессиональная подготовка
регентов в церковном пении стала неотъемлемой частью обучения во многих
религиозных учебных заведениях. Ведущие духовные школы признали
важность оснащения регентов вокальными навыками и методикой
дирижирования.
Мы провели сравнительный анализ программ обучения по постановке
голоса и руководству регентскими отделениями в различных учебных
заведениях - от Московской духовной академии до светских учебных центров,
реализующих программу «Хоровое дирижирование».
В апреле 2007 года А.И. Ващенко, заведующий регентским отделением в
СПбДАиС, раскрыл в интервью, что «сходство целей, задач и методик
обучения церковных певчих присутствует в различных учебных заведениях.
Однако, он также подчеркнул, что особая манера церковного пения
действительно существует и активно применяется на занятиях в хоровом
классе специализированных учреждений. Специальных указаний по этому
поводу он не нашел. Мой двадцатилетний опыт регентско-певческого
служения в Свято-Воскресенском храме подтверждает это»[17].
Практикующие регенты из регионов юга России, включая
Краснодарский край, Адыгею и Ростовскую область, отмечают утрированное
произнесение, особенно в жанрах с назидательным содержанием. Некоторые
случаи также включают псалмодирование и приближение к чтению, с
применением приема "взрывной" согласной и утрированным произношением
слогов в моментах "читки". Исследования, проведенные в Майкопе
Республики Адыгея, позволили выявить основные черты особой церковной
1
66
2
9
1
18
манеры пения, которая характеризуется приоритетным вниманием к Слову и
его формообразующей роли:
1. Пение с минимальной вибрацией, исключая индивидуальность
тембра, с использованием «мягкого» звука, приближающегося к детскому
пению. Верхний регистр должен звучать светло и нежно, напоминая о
небесной музыке. Использование фальцетного и «микстового» пения на
первом плане.
2. Фокусировка на едином звучании хоровой части, стремление к
органичности и создание объединенного звучания, независимо от структуры.
3. Отсутствие яркой индивидуальности и театральности в исполнении,
особенно в участках с тембризацией и концертированием - это важно для
поддержания целостности звучания.
В конце ХХ века светская хоровая музыка стала богаче благодаря новому
жанру - хоровому театру. Партитуры для академического хора теперь содержат
партии, исполняемые в народном или эстрадном стиле. Академический
хоровой коллектив отличается мастерством театральных приемов, но в храме
это не всегда уместно. Согласно святоотеческой традиции, молитва должна
быть смиренной, благоговейной и тихой, исполненной страха и трепета.
Хор П.Д. Толстого, под мастерским управлением М.С. Литвиненко,
преклоняющего колени перед духовной музыкой, искусно воплощал идеалы
церковного исполнения. Ноты staccato и sforzando, обычно резко звучащие, в
исполнении хора Толстого звучали невероятно нежно и сдержанно. Каждый
нюанс и штрих был исполнен с такой тонкостью, что звук был логично
структурирован, художественно сбалансирован и воспринимался естественно
и понятно для верующих.
Церковные песнопения воплощают в себе широкий спектр
исполнительских методов, таких как subito, piano, crescendo, diminuendo и т. д.
1
5
19
Стоит написать несколько слов и о репертуаре церковного хора, который
отличается необычайным богатством динамических переходов, создавая
атмосферу строгой аскезы и некого равнодушия даже в самые страстные
моменты молитвенного восторга.
Мысль о подлинных целях христианско-богослужебного пения
высказано св. Василием Великим следующим образом: «Поелику Дух Святой
знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, что, по склонности к
удовольствиям, мы не радим о правом пути, то что Он делает? К учениям
примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и
благозвучным для слуха принимали мы незаметным образом и то, что есть
полезного в слове. На сей то конец изобретены для нас стройные песнопения
псалмов, по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои
души» [14].
В одной своей проповеди св. Киприан Карфагенский (III век) отмечает,
что христиане, когда собираются в церкви, должны соблюдать самое большое
благоговение и нужный порядок. «Мы не должны необузданными и
искусственными голосами возносить молитвы к Богу или же многоречивостью
и криками просить от Него желаемого, потому что Бог не слушает голоса уст, а
голос сердца и не обращает внимание на наши крики, а на то, что у нас в
мыслях» [16].


 Особенности дирижерского жеста


В процессе проведения службы регент «видит» ее звучание в целом: от
торжественной начальной Великой ектеньи до такого же торжественного
Многолетия в конце Литургии — и подбирает репертуар таким образом, чтобы
центральными по содержанию, форме, динамике, темпу становились один или
два наиболее ярких произведения. Например, все церковные песнопения
исполняются знаменным распевом, а один или два центральных — обиходным
четырехголосием или в форме авторских сочинений. Или наоборот: все
богослужение звучит в обиходном четырехголосии, а самые важные части — в
одноголосном изложении.
Таким образом, задачей высшего порядка для регента становится
осознание богослужения как сакрального и музыкального целого. Регент, не
изменяя сути богослужения, меняет и усовершенствует его музыкальную
сторону, используя для этого все достижения хоровой музыкальной культуры
за последние десятилетия. От начального возгласа: «Благословенно Царство»
(Божественная Литургия) или «Слава Святей» (Великая вечерня) — до
заключительного отпуста регент должен объединить все музыкальные части
православного богослужения в единую, нераздельную форму со своими
законами музыкальной архитектоники.
Музыкальный хор несет в себе глубокий смысл, который дирижер
должен передать исполнителям через свои движения. Это как перевод с одного
языка на другой, только в музыкальном мире. Жест дирижера — это магия,
которая наполняет пространство музыкой и создает гармонию в исполнении.
Каждый жест имеет значение и цель, и дирижер должен быть мастером
владения ими. Необходимо умение четко и ясно донести свои музыкальные
идеи до всех участников хора, вне зависимости от их музыкальной подготовки.
Ведь дирижеру важно создать единство в исполнении, объединив всех вокруг
общей идеи.
Важной ролью в общении дирижера с хором является его мимика и
взгляд. Экспрессия лица и направление глаз помогают дать инструкции певцам
и передать эмоциональный настрой произведения. Руками дирижер указывает
29
26
66
21
темп, ритм, динамику и фразировку. Своими жестами он уточняет и
подчеркивает всю сущность музыки и слова.
Хор сможет легко интерпретировать жесты дирижера, если они будут
ясными и точными, соответствующими музыкальной фразе и согласованными
между собой. Выразительный и эмоциональный жест дирижера должен быть
понятен всем участникам хора, независимо от их опыта и подготовки.
Признаки музыкального руководства: Ритм, темп, динамика и
фразировка - все это можно передать с помощью разнообразных движений
дирижера. Жесты рук могут быть совершенно разными, отчетливыми и
точными для передачи ритма и длительности нот. Амплитуда и сила движений
также могут указать на динамику и громкость звучания. Плавные и
выразительные движения могут помочь передать фразировку и эмоциональное
содержание музыки.
Мастерство дирижера хора сокращается до использования жеста, что
способствует достижению ансамблевого исполнения на высоком уровне и
передаче музыкальных идей композитора. Беспрерывная тренировка и
улучшение техники жестикуляции играют важную роль в совершенствовании
навыков дирижирования.
Наиболее трудным для регента является дирижирование простым
пением с его речитативами и прихотливо меняющимся несимметричным
размером, особенно при повсеместно укоренившемся небрежном отношении к
нему. Исполнение простого пения не должно быть слишком растянутым.
Нельзя петь его монотонно, ровно, "отрубить" и тем лишить словесный ритм
его естественной гибкости. Не годится и излишняя скорость, обращающая
текст в какую-то бессмысленную «неразбериху». Исполнение обычного
распева, а, следовательно, и дирижирование им должно быть настолько
свободно, чтобы выпевание текста было бы так же естественно, как и обычная
10
22
разговорная речь. От этого обычные песнопения выиграют в ясности,
выразительности и понятности.
Ввиду преобладания в них текста над напевом при дирижировании
приходится, не забывая о напеве, руководиться, главным образом, текстом и,
следовательно, указывать свободно сложные размеры последнего.
Принятый обычно способ — указывать каждый слог текста движением
руки вниз, очевидно, совершенно непригоден. При исполнении, например,
речитатива с надлежащей скоростью (средняя скорость обычной человеческой
речи) перед глазами хора будет быстро и невразумительно мелькать рука
регента, и хор, очевидно, не в состоянии будет уловить эти движения и
согласовать с ними свое исполнение. При излишне медленном пении исчезает
вся красота, живость и яркость человеческой речи.


Методические рекомендации по работе с церковным хором


В современной практике работы церковного хора есть определенные
особенности. Среди них следует отметить следующие:
1. Мелодические распевы в строках, как правило, сопровождаются
гармоническим движением и часто исполняются певцами как ударения. Но в
традиционной певческой культуре акцент передается не через ударность, а
через долготу звучания слова или его части; это особенно очевидно в
употреблении лиц и фит в столповом знаменном распеве.
2. Бытующие сейчас гласовые модели в большинстве своем основаны на
мелодиях, сокращенных киевского и греческого распевов, в которых
распевность развита несильно, а ударность свойственна мелодике. Ощущение
акцента, особенно в зонах окончаний строк, усиливается и движением баса,
поэтому при исполнении гласовых напевов лучше придерживаться практики
«безударного» пения: в этом случае представляется больше возможностей как с
10
11
23
23
23
точки зрения сохранения цельности текста, который не будет прерываться
кадансами в конце каждой строки, так и с точки зрения свободы использования
в исполнении традиционных выразительных средств.
3. Как видим, в певческой практике сложились определенные правила и
закономерности, соблюдение которых позволяет так распеть текст на гласовый
напев, чтобы он звучал в богослужении цельно и осмысленно. Этому служат
грамотное разделение текста на строки и соединение его с напевом, выбор
темпа, употребление хорового дыхания.
Данные особенности позволяют нам дать некоторые методические
рекомендации по работе с церковным хором:
1. Рассматривать церковных хор, как «звучащую икону», а не как
простое музыкальное сопровождение богослужения.
2. Слово в пении церковного хора является основой – ядром, центром
богослужения, поэтому важно обращать внимание именно на этот
момент в работе с церковным хором. Важна полнота состава всех
текстов и их точное и понятное произнесение. Нужно всегда помнить,
что церковное пение имеет много общего с церковным чтением. Все
звучащие слова должны быть понятны и звучать осмысленно и
выразительно.
3. Все песнопения должны исполняться с учетом нормы литургического
произношения. При этом нужно обращать внимание, что гласные
звуки не редуцируются, согласные не оглушаются. Эти традиции
нужно изучить, освоить и следовать данным правилам на практике. В
работе с церковным хором важно отрабатывать иное произношение
по сравнению с нормами светского пения. Необходимо добиваться
единообразия произнесения гласных.
23 66
24
24
4. Основные выразительные средства в церковном хоре – это темп и
акцентность. Чем важнее текст, тем медленнее темп исполнения
музыки.
5. При исполнении церковных песнопений необходимо отрабатывать
ритмизацию текста за счет скандированного произнесения текстов
музыкальных сочинений. При этом организация дыхания певцов и
темпо-ритмическая вариативность должна быть близка к речи.
Характерной чертой должна быть равномерная слоговая пульсация.
6. Тембровая однородность партий хора – основа технического и
выразительного звучания хора.
Таким образом, в этой главе мы рассмотрели следующие вопросы:
1) Изучили отличия классического исторического хорового пения и
современное исполнение в различных учебных центрах
2) Выявили основные черты особой церковной манеры пения
3) Выяснили особенности управления регента по сравнению с
традиционным дирижером, важность музыкальной и сакральной
составляющей
4) Разработали рекомендации