Теоретические аспекты организации и совершенствования складского хозяйства на предприятии

1.1 Логистический процесс на складе, роль и функции складов

Складская сеть является одним из элементов макрологистической системы. Склады оптовых баз относятся к звеньям логистической цепи, обеспечивающей продвижение товара в направлении от производства к потреблению. В соответствии с принципами системного подхода проектирование и размещение складов должно рассматриваться с позиций общей цели макрологистической системы.

Для современного складского комплекса одной из основных задач является эффективная организация процесса технологического развития. Использование современных технологий позволяет рационализировать процесс грузопереработки на складе. От того, насколько эффективно организована комплектация заказов, зависит быстрота и качество обслуживания клиентов, что является важным конкурентным преимуществом организации.

Склад — это элемент логистической инфраструктуры/системы, процессы складирования и грузопереработки — это одни из многих других бизнес-процессов в цепи поставок, которые должны быть оптимизированы.

При перемещении материальных потоков в логистических системах важную роль играют складирование, грузопереработка и упаковка, для которых необходимы склады. Склады представляют собой сооружения для приемки и хранения партий грузов, их подготовки к потреблению и отпуску. В рыночной экономике изменилось само содержание понятия «склад» - из здания, где хранятся определенные материальные ресурсы, склад превращается в эффективное средство управления запасами в логистических системах и регулятор материальных потоков.

Такие термины, как «распределительный центр», «логистический центр»,

«терминал», «склад», почти взаимозаменяемы.


Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Обычно весь процесс на складе включает три операции:

1) связанные с их координацией службой закупок;

2) по переработке груза на складе и оформлению его документации;

3) направленные на координацию деятельности службы продаж. Операции по переработке груза на складе и оформлению его

документации [2]:

1 Разгрузка и прием грузов, которые должны осуществляться в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза с целью сокращения простоя транспортных средств и снижения издержек обращения. Это достигается за счет:

- подготовки мест разгрузки под указанное транспортное средство (фура, контейнер и т. п.);

- правильного выбора погрузочно-разгрузочного оборудования, их количества и специального оснащения мест разгрузки.

2 Внутри складская транспортировка - перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда - в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. В процессе выполнения данного комплекса операций с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов должны обеспечиваться:

- минимальная протяженность маршрутов в пространстве и по времени, что можно достигнуть за счет исключения повторного возвращения в любую из складских зон и устранения неэффективного выполнения операций;

- минимального числа перевозок с одного вида подъемно-транспортного оборудования на другое.

3 Складирование и хранение - размещение и укладка продукции на хранение. Основной принцип рационального складирования и хранения -эффективное использование объема зоны хранения за счет:

- использования оборудования для грузовых операций и хранения, учитывающего специфические свойства груза и обеспечивающего максимальное использование высоты и площади склада;

- минимизации пространства под рабочие проходы с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов.

4 Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка:

- подготовка товара в соответствии с заказами потребителей;

- оформление документации через информационную систему;

- выполнение функции объединения товаров в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать грузоподъемность транспортных средств на выбранном маршруте доставки заказов.

5 Транспортирование и экспедирование заказов:

- заказчиком, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Как правило, при таких условиях данный вариант оправдывает себя;

- владельцем склада, когда им осуществляется централизованная доставка заказов. Такой вариант наиболее распространен и экономически оправдан за счет:

- сокращения транспортных расходов благодаря стандартизации упаковок грузов и оптимизации маршрутов доставки;

- осуществления поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

Складское хозяйство организации является звеном, которому надо уделять особое внимание. На рис. 1.1 показан «круговорот» финансовых и материальных потоков в организации.

Линии со стрелочкой означают финансовые потоки, а линии без стрелочки - материальные потоки. То, что в виде финансового потока уходит к поставщикам, возвращается в организацию в виде материальных ценностей (например, товаров) и входит в склад.

С другой стороны, все, что уходит к клиентам (выходит из склада), возвращается в организацию как финансовый поток. Конечно, схема весьма условна, она не отражает, например, последовательность потоков, в ней нет коммерческого отдела, без которого немыслим процесс. И тем не менее схема наглядно показывает роль склада.

Складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:

- необходимость обеспечения бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

- координации и выравнивания спроса и предложения в обеспечении и распределении благодаря созданию страховых и сезонных запасов;

- обеспечения максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

- уменьшения логистических издержек при транспортировке путем организации перевозок экономичными партиями;

- создания условий для поддержания активной стратегии сбыта;

- увеличения географического охвата рынков сбыта;

- обеспечения гибкой политики обслуживания.

Важную роль играют склады в промышленных организациях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях, размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности организаций.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировки и ее потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и в конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного обеспечения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т.д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов носит динамический стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов.

Таким образом, складское хозяйство создается для приема грузопотока с одними параметрами (размерными, качественными и временными), его переработки и накопления и выдачи его с уже другими параметрами потребителю. Эта процедура должна выполняться с наибольшей экономической эффективностью. Проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на оптимизацию движения

материальных потоков в логистической цепи и в конечном счете на совокупные издержки обращения.

1.2 Виды складов, принципы их работы при различном производстве

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Склады - это здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям. Они обеспечивают сохранность товаров и накопление необходимых их запасов.

Каждый склад обрабатывает минимум три вида материальных потоков:

1) входной, связанный с разгрузкой транспортного средства, проверкой количества и качества прибывшего груза;

2) выходной - с погрузкой транспортного средства;

3) внутренний - с перемещением продукции внутри склада.

Эффективное функционирование склада - залог его рентабельности. К

основным задачам эффективной организации и функционирования склада относятся:

- решение вопроса о том, организовывать ли собственный склад организации или использовать склад общего пользования;

- определение количества складов и размещение складской сети;

- выбор места расположения склада; -у разработка системы складирования.

Складская система является важным звеном (инфраструктурой) в

процессе регулирования материальных и грузовых потоков в начальном,

15 конечных и транзитных пунктах логистических цепей движения ресурсов, т. е. управления запасами данных потоков на всех звеньях логистической цепи. При этом решаются задачи: определения величины заказываемой- партии груза; установления размера транспортной отправки груза; расчета состава поезда на железнодорожном транспорте; определения частоты отправки транспортных единиц и т. п.

Следовательно, на складах выполняется концентрация/распре деление материальных и грузовых потоков. Кроме концентрации/распре деления этих потоков на складах и в зоне их расположения совершается ряд других логистических операций. Как правило, склады различных типов и расположенные в непосредственной близости от них другие объекты для выполнения логистических операций образуют комплекс, который называют логистическим центром. Логистические центры могут быть:

1. По принадлежности: собственные, арендованные (необщего пользования) и общего пользования.

2 По функциональному назначению:

- производственные, где концентрируются запасы материальных ресурсов и распределяется готовая продукция. Они расположены в пределах сложных логистических производственно-транспортных систем;

- торговые, где концентрируются и распределяются запасы конечной готовой продукции (товаров) вплоть до розничной торговли. Они размещены в пределах сложных логистических- транспортно-сбытовых систем;

- транспортные, где концентрируются и распределяются запасы грузовых (грузы, контейнеры и т. п.) и транспортных (вагоны, поезда, автомобили, суда и т. п.) потоков. Они расположены в пределах - сложных логистических производственно-транспортных или транспортно-сбытовых систем.

Склады классифицируют по различным признакам:

- по назначению: материальные, производственные, склады готовой продукции;

- по размерам: от небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров; склады характеризуются также высотой, например склады высотой до 6 м называются обычными, а выше - высотными;

- по высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более;

- по конструкции: могут размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах;

- по необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например температуру, влажность;

- по количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одной организации (индивидуальное пользование), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель);

- по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;

по возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта;

- по широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом;

- по месту в процессе движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:

- склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:

- склады готовой продукции организаций-изготовителей;

- склады сырья и исходных материалов;

- склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;

- склады на участке движения товаров народного потребления;

- склады организаций оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий - выходные оптовые базы;

- склады, находящиеся в местах организаций потребления товаров -торговые оптовые базы;

- по форме собственности: собственные склады организации, коммерческие товарные склады, арендованные.

Склады являются распределительными центрами в обеспечении товарами клиентуры обслуживаемой территории. Их расположение определяет величину транспортных затрат.

В развитии складского хозяйства наблюдаются новые тенденции. В годы плановой экономики общесоюзные ведомства охватывали все сферы потребления и распределения, при этом каждое из них ориентировалось на свою группу потребителей продукции. Соответствующие ведомственные базы и склады охватывали своей сетью все регионы страны. Затраты, связанные с обращением товаров, доведением до конкретных потребителей, достигали 15% стоимости товаров. В 90-е гг. ХХ в. работа организаций на условиях бартерного обмена вынудила их создавать большие запасы товаров и, следовательно, крупные склады. С сокращением бартера и разницы между оптовыми и розничными ценами потребность в них уменьшалась, но проявился интерес к мелким складам.

Все склады в рамках логистической системы выполняют следующие основные функции:

- выравнивают интенсивность материальных потоков в соответствии со спросом потребителя;

- формируют ассортимент внутрискладского потока в соответствии с заказом клиента;

- обеспечивают концентрацию и хранение запасов;

- сглаживают асинхронности производственного процесса, т.е. выполняют функцию производственных складов, а именно складов незавершенного производства;

- унитизируют партии отгрузки;

- оказывают услуги.

Для современного складского комплекса одной из основных задач является эффективная организация процесса технологического развития. Использование современных технологий позволяет рационализировать процесс грузопереработки на складе. От того, насколько эффективно организована комплектация заказов, зависит быстрота и качество обслуживания клиентов, что является важным конкурентным преимуществом организации. В связи с этим перед руководством склада каждой организации стоит задача максимально оптимизировать логистический процесс.

Компании постоянно стремятся найти способы для улучшения работы склада и усовершенствования складских операций, развивая максимум эффективности при минимуме затрат. Чтобы максимально повысить эффективность операций, улучшить продуктивность и качество обслуживания клиентов, можно применять различные методы. Не смотря на то, что наиболее прогрессивные методы варьируются в зависимости от отрасли промышленности и поставляемого груза, существует некоторое количество передовых технологий, приемлемых для большинства компаний.

Среди них: внесение изменений в планирование рабочего персонала, внедрение и модернизация ИТ-решений, и изменение рабочего времени смен, изменение и модернизация применяемого оборудования и др. [3, с. 117].

Внедрение автоматизированных процессов в логистике современными предприятиями позволяет получить большое конкурентное преимущество перед другими компаниями в связи со значительной экономией финансовых и других издержек на хранение, распределение и транспортировку материальных потоков. Для успешной реализации логистической деятельности компании необходимо грамотное планирование и распределение ресурсов на каждом этапе логистической- цепочки. В настоящее время все больше компаний занимаются автоматизацией и компьютеризацией всех производственных и распределительных операций.

Для этого используется система - WMS. Это автоматизированная система управления складским комплексом, подразумевающая использование технологии автоматической идентификации для адресного хранения и удаленного управления сотрудниками [25, с. 99]. Эта система зарекомендовала себя как прибыльное вложение денежных средств, которая благодаря значительному уменьшению затрат окупается в достаточно быстрый срок (в зависимости от размеров предприятия и товарооборота). Она позволяет оптимизировать процессы приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров на складах разного типа. Благодаря разделению склада на определенные зоны, WMS-система контролирует работу складского оборудования, техники и персонала, управляет перемещением грузов и погрузочной техники по всей территории складского комплекса, оперативно планирует и распределяет задания сотрудникам в связи сложившейся обстановкой на складе.

О внедрении WMS-системы следует задумываться, когда предприятие имеет следующие особенности бизнес-процессов:

1) Невысокая скорость товарооборота, которая образует большое

количество товара в складском помещении.

20

2) Широкая номенклатура производства. Чем больше различных-

материалов, необходимых для создания продукта, находится на складе, тем

сложнее их распределять по территории.

3) Большой объем складского помещения требует внедрения системы для

оперативного использования и распределения складских ресурсов.

В зависимости от потребностей компании-заказчика, можно внедрить эту систему, как для частичной, так и для полной автоматизации складских операций.

Использование данной системы позволяет получить следующие плюсы:

1) Максимальный контроль за состоянием склада в режиме реального

времени. Благодаря автоматизации, заказчик обладает точной информацией о

том, где лежит необходимый товар и в каком количестве.

2) Сокращение числа сотрудников складского комплекса до оптимального минимума. Персонал тратит гораздо меньше времени на то, чтобы внести информацию о товаре в базу данных, а также уменьшается время, которое требуется для нахождения материалов.

3) Уменьшение количества ошибок при приеме, комплектации и распределении товаров. Ликвидируются ошибки по закупке лишнего количества материальных ресурсов. Система автоматически сравнивает фактическое наличие товара с планом. Это также позволяет исключить воровство на складе.

4) Абсолютно все действия на складе скоординированы в соответствии с заданиями, которые выдаются WMS системой.

5) При осуществлении приемки или разгрузки, сотрудники предприятия получают необходимую информацию о свойствах товара и специфики обращения с ним.

6) Снижается зависимость влияния человеческого фактора на качество работы. В связи с простотой и понятностью использования данной технологии, работа может выполняться с помощью низкоквалифицированного персонала. Так же происходит его ускоренное обучение.

21

7) Благодаря повышению скорости работ увеличивается

удовлетворенность клиента.

8) Выявляется низкооборачиваемый товар, в связи с чем улучшается использование складской площади.

9) Происходит автоматический расчет сдельной заработной платы складским рабочим благодаря получаемым данным о совершенных операциях.

10) Все рабочие процессы на складе фиксируются, что позволяет при неожиданных ситуациях быстро найти виновника нарушения плана [2, с. 90].

Система WMS применяется на складах самых различных форматов — распределительных центрах, складах промышленных предприятий, холодильных комбинатах, складских терминалах и центрах.

Практически ни один бизнес не обходится без таких составляющих, как логистика и склад. От того, как работают логистические и складские службы, во многом зависит успешность компании. Лучшее решение проблемы — это автоматизация склада и логистики на предприятии.

Современный подход к данному процессу подразумевает использование торгового оборудования с применением технологии штрихкодирования и программ для управления складом. Из оборудования для автоматизации склада вам понадобятся: сканеры штрих-кодов и принтеры этикеток для приемки и легкого оперирования товарами, терминалы сбора данных для быстрого поиска товаров и инвентаризации. Предлагаемые нами программы — современные решения на платформе 1С, среди которых вы обязательно найдете наиболее подходящее для вашего бизнеса.

Популярное и универсальное решение автоматизации склада на платформе 1С позволяет вести оперативный учет продукции и детализировать расположение товаров на складах, контролировать запасы и правильность списания товаров, управлять резервированием и многое другое.

Таким образом, применение новейших технологий в области комплектации заказов позволяет существенно повысить производительность склада, улучшить качество набора и уменьшить время, затрачиваемое на

22 комплектацию заказа, что приведет к более полному и своевременному обслуживанию заказов клиентов.

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами.