Теоретические аспекты организации процесса товародвижения

1 Понятие и сущность процесса товародвижения

Для рассмотрения организации товародвижения на предприятии необходимо рассмотреть основные теоретические понятия данной темы. В маркетинге система товародвижения подразумевается, как система, которая обеспечивает своевременную доставку товаров на места реализации .

РЕКЛАМА

Хотите майнить по 1,50 долл. в день? 

 ?Переходим по ссылке (https://hi.com/phil74

 ?Выбираем Телеграмм, проходим регистрацию (логин и тп, ничего сложного) 

 ❗️На одном из шагов потребуется ввести имя реферера ?? phil74 

 ?1,5 доллара сервис выплачивает в день за ответ на вопросы 

 ✅ Для вывода нужно будет пройти верификацию


Зарубежные авторы под данным понятием подразумевают систему принимаемых мер для передачи и размещения товаров между потребителями и производителями.

Одним из необходимых процессов производства является переход товара от производителя к потребителю. Если рассматривать по физическим и экономическим свойствам, то данный процесс является материально-вещественным, так как подразумевает переход определенных материальных ценностей.

Если говорить о количествах перемещаемых товаров, то они выражаются количественными характеристиками (такими, как количество штук или объема) и стоимостными выражениями (стоимость перемещённых продуктов). В рамках экономической сферы общества процесс товародвижения характеризуется грузооборотом и товарооборотом. Если говорить о выражении стоимостных показателей, то речь идет об экономической эффективности процесса производства и помогает выразить в денежной единице эффективность процесса. Также существует необходимость выражения товарооборота в натуральных величинах для оценки физических и материальных свойств объектов и помещений.

В рамках данной работы необходимо рассмотреть процесс товарооборота с двух позиций.

а) Технологическая система. С этой стороны данный процесс помогает возобновлять и контролировать товарооборот, которая выражается непосредственно в движении материальных составляющих от одного объекта к другому.

б) Кибернетическая система. С этой стороны сложнее так как тут рассматривается значимость происходящих аспектах в экономических сферах и происходят процессы переработки информации о переходящем товаре.

Таким образом, необходимо сформировать основную цель товарооборота, которая заключается в осуществлении процесса передачи товара и предоставление информации о происходящих операциях. В экономических целях стоит задача также изучить данный процесс и при этом минимизировать возможные издержки и предоставить наиболее выгодный процесс перемещения с учетом имеющихся факторов.

Систему товародвижения в упрощенном виде можно изобразить следующим образом. (рис 1.1.1.)

Рис.1.1.1. Схема организации товародвижения

Источник: Баканов, М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2018. - 35222 c.

Товародвижение - система, обеспечивающая доставку товара к месту продажи (для товаров производственного назначения - к месту потребления) в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателя.

Если система товародвижения на предприятии выстроена верным образом, то вне зависимости от дальности доставки и возникновения нескольких смен транспорта компания доставит товар вовремя и с минимальными потерями и затратами ресурсов. При этом существует около 10% рисков, которые не передаются преодолению и могут повлиять на время доставки негативно. (например, природные аномалии или вновь возникшие политические ограничения).

Поэтому, для формирования эффективного комплекса функционирования товарооборота прибегают к следующим факторам:

скорость выполнения заказа;

возможность срочной доставки товара по специальному (аварийному) заказу;

готовность принять обратно товар в случае обнаружения в нем дефекта или замена его в кратчайший срок доброкачественным;

обеспечение разной партионности отгрузки по желанию покупателя;

умение воспользоваться самым подходящим видом транспорта;

высокоэффективная служба сервиса;

достаточный уровень запасов и товара, и запасных частей к товарам

уровень цен.

При этом данная система транспортировки и производства также имеет внутреннюю и внешнюю составляющую, к таким компонентам во внутренней среде относятся:

обработка заказов;

контроль за качеством изделий от поставщиков;

формирование оптимальных партий товаров по заказам (с транспортной точки зрения);

упаковка партий;

отгрузка и наблюдение за движением груза.

Если говорить о внешней среде, то там уже влияние оказывают:

фирмы-перевозчики;

посредники и их склады;

сбытовая сеть .

То есть исходя из представленных данных видно, что во внутренней среде влияние оказывает сама компания и от неё зависит оперативность и своевременность осуществляемых действий. А во внутренней среде влияние компании распространяется только путем законных ограничений или условий, что снижает возможность контроля в данной части.

Далее рассмотрим несколько важных понятий, которые используются в системе товарооборота и являются её неотъемлемой частью:

обработка грузов - выполнение операций упаковки, погрузки, перемещения и маркировки;

организация складского хозяйства - проектирование и использование складских помещений, средств перемещения. Складское хозяйство выполняет такие функции, как сортировка товара для хранения, сортировка товара для отгрузки, упаковка и доставка к транспортному средству, оформление соответствующих сопроводительных и бухгалтерских документов;

управление запасами - создание и поддержание запасов товаров соответствующего ассортимента в соответствующим количестве;

транспортировка - перемещение товара с места производства к месту его продажи и использования .

При этом для эффективного управления товародвижения менеджер должен обеспечивать работу каждой из этих частей, для этого рекомендуется распределить усилия в следующем соотношении:

управление запасами - 30%;

транспортировка - 35%;

складское хозяйство - 20%;

обработка заказов - 10%;

другие затраты - 5%.

Таким образом, товародвижение на предприятии является значимым аспектом и оказывает значительное влияние на удовлетворенность потребителей, так как присутствует желание получить не только качественный товар, но и получить его вовремя.

2 Принципы рационального построения процесса товародвижения

После рассмотрения понятия и сущности товародвижения необходимо рассмотреть принципы построения рационального процесса товародвижения, которые непосредственно помогают компании правильно выстраивать систему и получать прибыль. Соответственно в основе рассматриваемо системы лежат следующие принципы:

а) Во-первых, необходимо проанализировать все существующие пути передвижения товара и выбрать наиболее выгодный и эффективный в плане временных затрат;

б) Также необходимо рассмотреть длительность цикла доставки и выбрать наиболее оптимальный из них, сократив большинство звеньев, также стоит стремиться доставлять в крупные торговые сети, которые имеют склады для запаса продукции;

в) Использовать выбранные транспортные системы наиболее эффективным образом, для этого прибегать к помощи логистов;

г) Также стремиться обеспечить механизацию производственного процесса и процесса перемещения товара;

д) При этом руководству необходимо постоянно следить за научно-техническим прогрессом и использовать его для совершенствования процесса товаропередвижения внутри организации и за её пределами.

Помимо того, что своевременная доставка товара доставка обеспечивает удовлетворение потребителей также присутствует фактор того, что реализация продукции обеспечивает приток денежных средств в компанию и высвобождение ресурсов под хранение продукции, а также снижение издержек на хранение продукции. Соответственно эффективный товарооборот помогает быстро реализовать продукцию и обеспечить непрерывность производственного цикла.

В настоящее время используется две схемы для организации товародвижения.

Транзитная форма. (рис.1.2.1)

Данная форма предполагает поставку продукции с производства на прямую в розничные сети. Данная форма используется для передвижения рядового ассортимента товаров, так как требует своевременной и быстрой доставки и не требует дополнительных затрат на дальность расстояния и переупаковку.

Рис.1.2.1. Транзитная форма товарооборота

Источник: составлено автором

Рис. 1.2.2. Складская схема

Источник: составлено автором

При такой форме поставки продукции доставка осуществляется не напрямую в розничную сеть, а на складские помещения данной сети, где непосредственно происходит переупаковка продукции и распространение её по магазинам.

Современная практика также предусматривает ситуации, когда данные формы смешиваются и формируется новый вид доставки, так как существует необходимость использования и складских помещений и магазинов розничной торговли.

При этом необходимо узнавать количество звеньев в сети доставки и определять это можно при помощи расчетов и коэффициентов. Также принято сравнивать складской товарооборот и розничный для выявления взаимосвязи между ними.

Чтобы определить количество складских звеньев применяется коэффициент, который принято рассчитывать, как отношение оптово-складского товарооборота к товарообороту розничному.

Для эффективной организации товародвижения серьезное внимание следует уделять правильному выбору транспортных средств и грамотному их использованию. Следует учитывать также расстояние грузоперевозок, вид товаров и его физико-химические свойства. Следует обеспечить максимальную загрузку применяемого транспорта, минимизированы (в идеале - сведены на нет) его простои, а порожний пробег исключен. При использовании в процессе товародвижения специальной тары и оборудования позволяет не только снизить или полностью исключить тяжелый ручной труд, но и весомо увеличить производительность труда персонала, и, как следствие, культуру торговли. Применение специальной тары и оборудования позволяет добиться весомого экономического эффекта от введения ее в технологический процесс. В частности, расходы на перевозку и продажу одной тонны груза снижаются на 42%, производительность автомобильного транспорта увеличивается в 1,6-1,9 раз, время погрузки-разгрузки автотранспорта снижается в 4,5-5,2 раз. Заметим попутно, что применение соответствующей тары и оборудования для перевозки и реализацииразличных товаров позволяет сократить:

в торговле: около 10 технологических операций;

на предприятиях поставщиков и на транспорте: около 15.

Во всех звеньях товародвижения и технологической цепочки следует широко применять средства механизации (средней и малой) погрузочно-разгрузочных работ. Это позволит более эффективно и рационально использовать как транспортные средства, так и труд персонала, а главное -оптимизировать процесс товародвижения за счет ускорения. Эффективность и рациональность товародвижения заключаются в постоянной оптимизации и в совершенствовании всей технологической цепочки. Достичь этого можно за счет единства технологической цепи, соответствия этой цепи требованиям обработки грузов поточным методом, когда каждая предыдущая операция естественным образом является подготовкой к операции последующей. Здесь важнейшее значение имеют подготовка товаров к продаже (их упаковывание и фасовка, комплектация требуемого ассортимента и пр.). Сегодня эти операции в большом объеме выполняются и на оптовых предприятиях, и в розничной торговой сети.

Технологическая цепь товародвижения, будучи организованной с соблюдением названных нами базовых принципов является залогом высокой эффективности всего организованного процесса товародвижения. И мелочей здесь нет. Одно слабое звено в цепи товародвижения может снизить эффективность всего процесса, зачастую кардинально влияя на него.

Особенно это касается многозвенных схем товародвижения, где провал в одном звене рушит весь построенный процесс, снижая прибыль, а порой -вызывая убытки.

Таким образом, существует несколько принципов рационального построения товародвижения, соблюдая которые компания сможет повысить эффективность не только реализации товара, но и производства. Так как несколько аспектов товародвижения имеет сильное влияние на состояние производства.