Теоретические аспекты управления и контроля в системе обеспечения пожарной безопасности

 Пожарная безопасность как понятие, её сущность и содержание

Пожарная безопасность – одна из составляющих безопасности (жизнедеятельности) [22].

Система обеспечения пожарной безопасности – это совокупность всех сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • осуществление деятельности в области пожарной безопасности;
  • лицензирование отдельных видов деятельности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима;
  • организация и осуществление профилактики пожаров.

Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Элементами системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством.[35]

Достижению пожарной безопасности способствуют:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация её деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • учёт пожаров и их последствий;
  • осуществление Государственного пожарного надзора (ГПН) и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР);
  • установление особого противопожарного режима;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Лица, ответственные за нарушение требований пожарной безопасности, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [39].

Пожарная безопасность объекта — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями [48].

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров. Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности [36].

В Российской Федерации действуют следующие основные нормативные документы, регулирующие пожарную безопасность:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 19.10.2023 N 506-ФЗ) «О пожарной безопасности»; [2]
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 24.10.2022) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [9];
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; [3]
  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». [4]

Пожар невозможен ни при каких обстоятельствах, если исключается контакт источника зажигания с горючим материалом (исходя из этого принципа разрабатываются разделы правил пожарной безопасности, направленные на предотвращение и тушение пожаров).

Если потенциальный источник зажигания и горючую среду невозможно полностью исключить из технологического процесса, то данное оборудование или помещение, в котором оно размещено, должно быть надежно защищено автоматическими средствами:

  • Аварийное отключение оборудования.
  • Различные сигнализации.

Опасный фактор пожара (далее - ОФП) — фактор пожара, воздействие которого приводит к материальному ущербу, к ним относятся :

  • открытое пламя и искры;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • токсичные продукты горения;
  • дым;
  • пониженная концентрация кислорода;
  • последствия разрушения и повреждения объекта;
  • опасные факторы, проявляющиеся в результате взрыва (ударная волна, пламя, обрушение конструкций и разлет осколков, образование вредных веществ с концентрацией в воздухе существенно выше предельно допустимой концентрации (далее - ПДК).

К ОФП , воздействующим на людей и имущество, относятся:

  • пламя и искры;
  • тепловой поток;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
  • пониженная концентрация кислорода;
  • снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

  • осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
  • воздействие огнетушащих веществ.

Система обеспечения пожарной безопасности как одно из необходимых условий обеспечения безопасности организаций

Организация системы обеспечения пожарной безопасности как одно из направлений решения задачи обеспечения пожарной безопасности представляет собой организационную деятельность, результатом которой является проект системы обеспечения пожарной безопасности. По содержанию она представляет собой разработку проекта организационной структуры и организации ее функционирования. Организация СОПБ базируется на общих принципах организационного проектирования, которое представляет собой разработку проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций, главным образом разнообразных социально-экономических систем.

В нашем случае методика организационного проектирования будет продемонстрирована на примере существующей системы обеспечения пожарной безопасности. Результатом этой работы является создание соответствующей документации (нормативной, проектной и др.), определяющей основные организационные характеристики, количественные параметры, принципы формирования системы и управления ею. К ним относятся:

  • организационные структуры системы и ее подсистем;
  • количество объективно необходимых системе подсистем, блоков и отдельных элементов;
  • варианты пространственного размещения всех компонентов системы;
  • информационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение всех структур системы;
  • вопросы технологии управления на всех иерархических уровнях системы, включая порядок выполнения всех типов управленческих процедур, использование рациональных форм документов, применение организационной и вычислительной техники и пр. [19].
  • назначьте ответственных за пожарную безопасность;
  • разработайте необходимые документы;
  • направьте работников на обучение;
  • разработайте планы эвакуации;
  • проводите тренировки по эвакуации;
  • закупите и расставьте огнетушители;
  • приведите здания и сооружения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

Основу работы по проектированию составляет организационно-управленческий аспект – определение комплекса функций, которые составят базу для формирования конкретных функциональных элементов в содержании мероприятий. К основным этапам разработки любого проекта относятся:

1. Выработка концепции проекта (в нашем случае – концепции СОПБ).

2. Формирование общей структурной схемы и ее главных характеристик (структурной схемы и главных характеристик СОПБ).

3. Разработка состава элементов структуры и их подразделений.

4. Разработка качественных характеристик системы управления, установление порядка ее функционирования (системы управления СОПБ).

Чтобы обеспечить пожарную безопасность на предприятии или других организациях:

Ответственного за пожарную безопасность в организации назначают приказом из числа сотрудников, которые прошли обучение пожарно-техническому минимуму (ПТМ) с отрывом от производства (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации») [9].

Ответственным за пожарную безопасность может быть любой сотрудник организации, в том числе специалист по охране труда, нет никаких спецтребований в законодательстве в области пожарной безопасности.

В обязанности ответственного за пожарную безопасность входит обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, в том числе:

  • следить за порядком содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • следить за исправным состоянием систем обеспечения пожарной безопасности, наличием и исправностью первичных средств пожаротушения и т. д.;
  • организовывать необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • контролировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего дня.

Также назначают приказом ответственного за проведение противопожарного инструктажа (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации») [9]. Это может быть тот же работник, который назначен ответственным за пожарную безопасность, или руководитель работ, который прошел обучение ПТМ в учебном центре.

В организации разрабатываются следующие основные документы по пожарной безопасности:

  • приказы;
  • инструкции;
  • документы по обучению;
  • журналы;
  • техническая документация.

Все основные документы разрабатывают на основании Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Остальные документы по пожарной безопасности нужно разрабатывать в зависимости от отрасли, в которой работает организация.

Приказами руководитель организации определяет ответственных за пожарную безопасность и порядок проведения противопожарных мероприятий.

В организации должны быть следующие приказы:

  • о назначении ответственных за пожарную безопасность, за обеспечение и исправное состояние первичных средств пожаротушения, за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;
  • о порядке проведения противопожарных инструктажей;
  • о порядке обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня;
  • о порядке осмотра и закрытия помещений;
  • о порядке уборки горючих отходов и пыли;
  • об определении и оборудовании мест для курения.

Обязанности сотрудников по пожарной безопасности и их действия при пожаре фиксируют в следующих инструкциях:

  • для ответственного за пожарную безопасность;
  • о мерах пожарной безопасности в организации;
  • по техническому обслуживанию огнетушителей;
  • по эксплуатации противопожарного водопровода.

Все сотрудники организации проходят противопожарный инструктаж. Пожарно-техническому минимуму обучают сотрудников, перечисленных в приложении 1 Приказа МЧС РФ от 18.11.2021 N 806. [16]

Порядок обучения закрепляют следующими документами:

  • программой вводного и первичного противопожарных инструктажей;
  • программой пожарно-технического минимума;
  • перечнем вопросов для проверки знаний;
  • планами и графиками обучения, проверки знаний и противопожарных тренировок;
  • протоколами проверки знаний;
  • удостоверениями о прохождении пожарно-технического минимума.

Информацию о проведении противопожарных мероприятий заносят в специальные журналы:

  • регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  • регистрации противопожарных инструктажей;
  • учета первичных средств пожаротушения;
  • технического осмотра огнетушителей;
  • учета пожарных кранов;
  • проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов;
  • проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

В организации должна быть техническая документация:

  • планы эвакуации при пожаре;
  • таблички с указанием эвакуационных выходов и телефонов пожарной охраны, мест размещения огнетушителей;
  • регламенты технического обслуживания систем пожарной автоматики, оповещения о пожаре, огнетушителей;
  • сертификаты на материалы и вещества, которые используют в производстве;
  • эксплуатационные паспорта огнетушителей;
  • графики и акты проверки сопротивления заземляющих приборов;
  • наряды-допуски на выполнение огневых работ.

Для организации обучения пожарной безопасности на обучение в учебный центр направляются руководители организации и работники, ответственные за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа. Также с отрывом от производства обучают работников, которые проводят электрогазосварочные и огневые работы, и иные категории по решению руководителя. [44]

Обучение проводят регулярно:

  • на взрывопожароопасных производствах – раз в год;
  • в остальных организациях – раз в три года.

Из сотрудников, которые прошли обучение с отрывом от производства и проверку знаний требований пожарной безопасности, формируется комиссия. В состав комиссии входят председатель, заместители председателя, члены комиссии и секретарь (п. 3.2 Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций, утв. МЧС 01.01.2007) [17].

Остальных работников организации обучают ПТМ члены внутренней комиссией. Результаты обучения и проверки знаний оформляют протоколом по форме, которая приведена в Методических рекомендациях по организации обучения руководителей и работников организаций. Если сотрудник не прошел проверку знаний из-за неудовлетворительной подготовки, то он обязан в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку (абз. 17 п. 3.2 Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций, утв. МЧС 01.01.2007).

В программах отражаются действия сотрудников:

  • по умению пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • действиям при возникновении пожара;
  • правилам эвакуации;
  • помощи пострадавшим.

Это указано в пункте 4 Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций, утв. МЧС 01.01.2007 [17].

Примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму утверждены в Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций, утв. МЧС 01.01.2007 приложение 2.

Сотрудникам, которые успешно прошли проверку знаний, выдается квалификационные удостоверения (приложение 5 к Методическим рекомендациям). К квалификационному удостоверению по пожарной безопасности работников, которые выполняют пожароопасные работы, приложите талон предупреждений (форма дана в приложении 6 к Методическим рекомендациям). [17]

Планы эвакуации следует обеспечить для зданий организаций, в которых может находиться одновременно 50 и более человек. Разрабатываются планы эвакуации для каждого этажа с рабочими местами для 10 и более человек (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479) [16].

Руководитель организации утверждает план эвакуации, и его вывешивают на видном месте. Специально знакомить работников с планом эвакуации не нужно, но в процессе инструктажа стоит отметить, что каждый работник должен самостоятельно в спокойной обстановке ознакомиться с планом, это поможет быстро сориентироваться в случае пожара.

На каждом объекте, где находится больше 50 человек, не реже одного раза в полугодие проводятся тренировки персонала по эвакуации при пожаре (п. 9 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479).

Тренировочная эвакуация поможет обучить работников быстро эвакуироваться в соответствии с планом и пользоваться огнетушителями.

Для организации практических тренировок, разрабатываются следующие документы:

  • график проведения тренировок на соответствующий год;
  • приказ о подготовке и проведении тренировки;
  • план проведения тренировки;
  • акт (справку) об итогах организации подготовки и проведения тренировки;
  • приказ об итогах организации подготовки и проведения тренировки;
  • журнал учета тренировок.

Чтобы привести здания и сооружения в соответствие с требованиями пожарной безопасности в первую очередь проверяется:

  • освещенность;
  • количество, размеры и объемно-планировочные решения эвакуационных путей и выходов;
  • наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.
  • автоматических установок пожаротушения;
  • автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты;
  • системы оповещения людей о пожаре;
  • средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей;
  • противопожарных и дымовых клапанов;
  • защитных устройств в противопожарных преградах.

Все это должно соответствовать требованиям статьи 84 Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 23 Правил).

Не реже одного раза в год проверяются состояние огнезащитной обработки в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. По итогам проверки составьте акт проверки и, если нужно, устраните выявленные нарушения (п. 13 Правил).

Не реже одного раза в год проводятся работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов. По итогам составляется акт (п. 43 Правил).

Не реже двух раз в год проводится проверка работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода. По итогам составляется акт. При отключении участков водопроводной сети или пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого руководитель организации должен известить подразделение пожарной охраны. [27]

Не реже раза в квартал проводится проверка работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (п. 54 Правил):

По итогам проверок составляется акт проверки. Кроме того, в соответствии с годовым планом-графиком на основе технической документации заводов-изготовителей проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт (п. 54 Правил).

Управление системой обеспечения пожарной безопасности

Управление — это воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик [26].

Процесс управления представляет собой определенную совокупность управленческих действий, логически связанных друг с другом и имеющих протяженность во времени и пространстве.

Составные части управления. Любое управление состоит из ряда взаимосвязанных действий: руководитель принимает решения, собирает необходимую информацию, дает поручения и т.д. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий и называют функциями управления (функция планирования, функция организации, функция контроля и др.).

В результате реализации функций управления управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». [42]

Но для того, чтобы выполнить только одну функцию управления, необходимо решить определенные проблемы и соответственно принять целый ряд управленческих решений. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными для организации решениями, без реализации которых функция не может быть выполнена. Таким образом, процесс управления можно представить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их разрешения и организацией выполнения принятых решений.

Под функцией управления следует понимать определенный вид управленческой деятельности, выполняемый специальными приемами и способами и необходимый для организации и руководства тем или иным объектом управления. Функциональное разделение управленческой деятельности и выделение функций управления является результатом специализации труда в управленческой сфере связанного с ростом масштабов производства и усложнением управленческих процессов. Концепция функционального разделения управленческого труда разработана в исследованиях представителей школы научного управления (Ф. Тейлор, А. Файоль). Например, А. Файоль выделял 5 основных функций управления: предвидение, организация, распорядительская деятельность, координация и контроль. В современной теории менеджмента представлены различные классификации функций управления. Выделяют такие функции, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координирование, учет, анализ, контроль, мотивация. Однако наиболее распространенным является мнение, что основных функций управления пять групп: планирование, организация, мотивация, контроль и координация

Это так называемые общие, универсальные функции управления, которые отражают содержание процесса управленческой деятельности и характерны для любой организации независимо от специализации ее деятельности, особенностей производства. В современных классификациях функций управления выделяют также конкретные (производственные) функции управления, которые осуществляют соответствующие производственные (функциональные) подразделения: управление производством, управление маркетингом, управление качеством и т. п. Эти функции являются предметом исследования самостоятельных дисциплин

Организация управления — это совокупность различных методов, приемов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве [21].

В данном значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).

Функция планирования деятельности организации занимает главное место среди всех функций, так как ее задача — это строгая регламентация поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей и задач. Главная цель функции планирования — это определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ. [38]

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений. [19]

Управление пожарной безопасностью осуществляет Государственная противопожарная служба на основе типового Устава, утвержденного Правительством Российской Федерации. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Государственная противопожарная служба:

  • организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;
  • организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;
  • организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;
  • обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;
  • осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;
  • координирует деятельность других видов пожарной охраны;
  • разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;
  • осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

В систему Государственной противопожарной службы входят:

  • федеральный орган управления Государственной противопожарной службы;
  • пожарно-технические, научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения;
  • специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления;
  • территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

Подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы. Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы - самостоятельное оперативное структурное подразделение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы.

Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы, руководители территориальных органов управления Государственной противопожарной службы, создаваемых в субъектах Российской Федерации, по должности одновременно являются соответственно главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятий (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ. [24]

1. Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой.

На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления. В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.

Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.

Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, об этом прямо говорится в преамбуле базового закона в этой области, а именно, в Федеральном законе "О пожарной безопасности". Там же определено, что действие закона распространяется на все субъекты правовых отношений на территории Российской Федерации. Это органы государственной власти и местного самоуправления, организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, граждане России, иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства. Таким образом, обеспечение пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров - дело каждого из перечисленных в Законе субъектов. [27]

Вместе с тем любой процесс нуждается в управлении и организации системы действий. Для реализации государственной политики государства создаются федеральные органы исполнительной власти, одним из которых является МЧС России. МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности. МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области обеспечения пожарной безопасности. Это нормативно закреплено в Положении о Министерстве. [31]

Контроль как составная часть управления системы пожарной безопасности

Составной частью контроля является надзор. Поэтому рассмотрим его поближе.

Государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (ст. 1). Основными направлениями осуществления ГПН является контроль за [44]:

  • соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций;
  • соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений;
  • соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов контроля (надзора);
  • соответствием производимой, выпускаемой или реализуемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности.

1. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право:

  • осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
  • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
  • давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
  • проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
  • прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;
  • вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;
  • участвовать в мероприятиях по выбору площадок (трасс) строительства, а также по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов в эксплуатацию;
  • составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

2. Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пункте 1, а также имеют право:

  • осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;
  • давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; [39]
  • вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
  • вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.

3. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

4. Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пунктах 1 – 3, а также имеют право:

  • осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов Российской Федерации. [37]
  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан;
  • проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
  • не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;
  • предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
  • знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
  • доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
  • соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, а также имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме. Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются МЧС России. Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

Должностные лица органов ГПН за неисполнение или ненадлежащее исполнение предоставленных прав и обязанностей несут дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность. Дисциплинарная ответственность предусмотрена и представлена следующими видами дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. Материальную ответственность должностные лица органов ГПН могут нести за вред, причиненный неправомерными действиями в ходе проведения мероприятия по контролю на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Уголовная ответственность должностных лиц за совершенные преступления при осуществлении ГПН предусмотрена следующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации [8]:

  • статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»;
  • статья 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну»;
  • статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;
  • статья 286 «Превышение должностных полномочий»;
  • статья 290 «Взятка»;
  • статья 293 «Халатность».

Права должностных лиц МЧС России по применению поощрений и назначению дисциплинарных наказаний, а также полномочия по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава органов ГПН утверждены приказом МЧС РФ от 10.05.2017 N 209. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в МЧС России, аттестованные на соответствие установленным квалификационным требования. [36]

Вывод

Обеспечение пожарной безопасности в организации – одна из важнейших задач любого руководителя. Все мероприятия по пожарной безопасности в организациях начинаются с издания руководителем приказа об обеспечении пожарной безопасности, который является основным юридическим документом в части организации предупреждения пожаров. Данный приказ вводит в действие основные положения, инструкции и рекомендации в части организации противопожарной защиты территории, зданий, сооружений, помещений, взрывов и пожароопасных производственных участков, а также назначает ответственных за пожарную безопасность в подразделениях организации и регламентирует их деятельность. Ежегодно на территории Российской Федерации происходят пожары, аварии и другие чрезвычайные ситуации, на которых гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Одной из главных причин их возникновения, роста количества погибших и размеров материального ущерба является низкий уровень подготовки должностных лиц, работников и всего населения в области обеспечения пожарной безопасности, отсутствие чёткого представления об основных причинах возникновения пожаров, о мероприятиях, направленных на их предотвращение, и о средствах и способах борьбы с огнём.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.