Теоретические основы анализа применения логистики на предприятии

1.1. Сущность, функции и принципы логистики

На всем протяжении существования человечества товары, которые нужны людям, как правило, не производятся в тех местах, где люди нуждаются в них, либо же просто не доступны в тот момент, когда в них возникает острая необходимость. Все это вызывает необходимость транспортных поставок ресурсов и производимых товаров. Движение материальных потоков, позднее нашедшего свое отражение в термине «логистика», сопровождает хозяйственную деятельность людей еще с глубокой древности.

Сам термин «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами, содержанию запасов и т.п. В начале XX века логистика была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

В период Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в сферу хозяйственной практики и стала широко использоваться в экономике к 60-70-м годам XX века.

Начиная с этого времени, логистика прошла в своем развитии несколько этапов. Очевидно, стоит согласиться с классификацией этапов, предложенной М. Н. Григорьевым и С. А. Уваровым [7, с.19-24]:

Первый этап приходится на 60-70-е годы XX века. К этому времени фирмы, использовав в своей практике практически все производственные резервы увеличения прибыли, обратились в поисках источников ее дальнейшего увеличения к практике оптимального распределения в сфере поставок. На практике это означало развитие складских комплексов, а также динамичных комплексов транспортных средств, обеспечивающих в конечном счете бесперебойность поставок.

РЕКЛАМА

Вам нужен доход от траффика вашего интернет соединения? Зарегистрировался на телефон или другой гаджет и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. 

На втором этапе, в 70-80-е годы логистика становится комплексной. Отдельные задачи логистики сводятся воедино и охватывают весь воспроизводственный цикл.

Третий этап - это 90-е годы XX века. На этом этапе формируются логистические системы «точно в срок» на основе информатизации и оптимизации производства. В силу этого логистика становится мощным фактором конкурентной борьбы фирм.

Современный этап развития логистики связан с глобализацией, в рамках которой логистические связи и процессы охватывают всю мировую экономику.

Одновременно с развитием логистики в рамках хозяйственной деятельности, происходит формирование научного подхода к ее определению. В настоящее время в экономической науке существует ряд подходов к определению содержания логистики. Проанализируем основные из них - как зарубежные, так и высказанные российскими исследователями.

В зарубежной литературе имеется множество различных трактовок логистики. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока [7, с.29].

Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) в 1976 г., уточняя понятие, определил логистику следующим образом: «Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов» [28, с. 27].

Определение, приведенное Советом логистического менеджмента США, рассматривает логистику не как теоретическую науку, а как применение конкретных действий, прикладной процесс. Данное определение отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта, но вместе с тем оно не принимает во внимание необходимость должного управления и информационными потоками.

В соответствии со словарем терминов Российской академии наук, выпущенного под общей редакцией профессора Резера С. М., под логистикой понимается - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [20, с. 347].

Данное определение охватывает огромный спектр операций, связанных с управлением материальными и информационными потоками, также включает процесс «трансформации» сырья в готовую продукцию, планировании и контроле. Однако, Резер С. М. рассматривает логистику лишь как науку.

По мнению Алесинской Т. В., логистика - это наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [2, с. 19].

Приведенное выше определение характеризует логистику как науку, аналогично мнению Резера С. М. Оно рассматривает логистику как науку о широком спектре операций - от поставки сырья, необходимого для производства, вплоть до транспортировки готовой продукции к потребителю, включая управление как материальными, так и информационными потоками.

Теребекин А. В. считает, что логистика — это совокупность действий, которые неоднократно повторяются до тех пор, пока сырьё из исходного продукта не превращается (трансформируется) на заводе в готовый продукт, который доставлен в нужное место. В результате этого процесса товар должен приобрести добавленную стоимость [22, с. 86].

Данное определение определяет логистику как деятельность. По спектру операций оно во многом аналогично приведенному выше. Так же, как и предыдущее, не включает необходимости управления и информацией, однако в данном определении говорится о таком важном пункте, как добавленная стоимость.

Таким образом, логистика по своей сути является полипредметной и многофункциональной и представляется как [7, с.30]:

наука о движении совокупности материальных, информационных, финансовых, кадровых потоков в системе рыночной экономики;

методология управления процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, доведения их до производственного предприятия и доставки готовой продукции до конечного потребителя;

системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и кадровых ресурсов в категориях потоков и запасов;

современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности;

алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;

функциональный менеджмент в системе управления фирмой;

вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на хранении и доставке товарно-материальных ресурсов потребителям.

Анализируя приведенные выше подходы к содержанию логистики, можно дать ей следующее определение. Логистика - это теория и практика построения системы, выработанной для каждого предприятия с целью оптимального с точки зрения получения прибыли ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, от закупки сырья и материалов, прохождения этапа производства, до поставок готовых изделий потребителям и приобретения продукцией добавочной стоимости, включая связывающую эти задачи информационную систему.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессах:

доведения сырья и материалов до производственного предприятия;

внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;

доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его

требованиями;

передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

В практическом плане логистику можно рассматривать как систему согласования и регулирования целей бизнес - процессов по направлению движения товарно-материального потока от поставщика первичных материальных ресурсов до конечного потребителя.

В данном аспекте логистика имеет большое значение для многих участников хозяйственной деятельности - для клиентов и поставщиков, для владельцев и акционеров предприятия. В результате успешного управления логистикой после каждого логистического действия добавленная стоимость товара должна возрастать. Если какое-либо из логистических действий либо не прибавляет, либо прибавляет очень мало добавленной стоимости, то нужно тщательно проанализировать, есть ли вообще в нем необходимость. В любом случае добавленная стоимость появляется тогда, когда клиент готов платить за товар или услугу больше, чем составляет себестоимость этого товара или услуги. Для очень многих предприятий во всём мире логистика стала важнейшим процессом создания добавленной стоимости.

Как и у каждой функциональной сферы предприятия, у логистики есть свои цели и задачи, которые направлены на достижение общей цели предприятия. По Григорьеву М. Н., Уварову С. А. основные цели логистики - повышение конкурентоспособности фирмы, рост ее доходов, прибыли, рентабельности, оборота и реализации. Несомненно, главной целью логистики является создание доходов (главным образом благодаря надежному и точному обслуживанию клиентов), объем которых превышает объем расходов (инвестиций и прочего), необходимых для обеспечения функционирования этой системы.

Основное назначение логистики состоит в том, чтобы превратить неосязаемую услугу в осязаемый продукт. Точно так же, как и в производственной индустрии, в обслуживающей сфере нужно крайне тщательно анализировать затраты, которые связаны с оказанием конкретной услуги.

Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные [11, с. 48]. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования относят к глобальным задачам.

К общим задачам относятся:

создание системы регулирования материальных и информационных потоков;

прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;

определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;

выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;

организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

создание минимальных запасов;

максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;

сокращение времени перевозок.

Развитие логистики осуществляется во взаимосвязи с развитием концепции логистики и ее принципов. Важнейшее значение при разработке и создании логистических систем имеют принципы, определяющие характер и сущность всего устройства согласования в общем и отдельных его аспектов, в частности. В своих трудах Григорьев М. Н. и Уваров С. А. выделяют следующие принципы логистики [7, с. 37]:

системность - формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельному управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода;

комплексность - формирование всех видов обеспечения для осуществления движения потоков в конкретных условиях;

научность - усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком, от планирования до анализа;

конкретность - четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока;

конструктивность - диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока;

надежность - обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока;

вариантность - возможность адекватного реагирования фирмы на колебания спроса;

интегративность - система не сводится к простой совокупности элементов, она выделяет каждую из них и изучает их;

эффективность - способность системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек;

гибкость - встроенность в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия;

целостность - содействие доведению управляющих воздействий до всех структурных составляющих;

- превентивность - предупреждение возникновения отклонений и диспропорций.

Содержание логистической деятельности следует рассматривать в виде взаимодействия определенных элементов, к ним относят - информационные, финансовые, материальные, трудовые и прочие потоки, запасы, производство, а также связующие их логистические операции.

Организационной особенностью логистики выступает то, что она предусматривает управление всеми операциями сквозного материального потока как единой деятельностью. Для этого на предприятии выделяется специальная логистическая служба, управляющая материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Распространенной формой организации логистического управления является матричная система управления. Преимущество такой организационной структуры заключается в интеграции двух или нескольких функций в рамках ответственности отдельного менеджера. Например, менеджер отвечает и за логистику, и за маркетинг товаров и подотчетен двум функциональным руководителям. Такие менеджеры могут иметь неограниченные полномочия и нести полную ответственность за удовлетворение нужд потребителей. Недостатком матричной системы управления является ее высокая стоимость, поскольку она требует более высокой квалификации служащих и более совершенных информационных систем, необходимых для поддержки работы менеджеров. Часто фирма в повседневной деятельности управляется на основе функциональной структуры управления. Однако для решения конкретных разовых проблем на короткий срок создают матричные команды из служащих, выполняющих разные функции.

Это отличает логистику от традиционного управления потоками, которое может осуществляться напрямую от руководителя к системным подразделениям, но при этом операции соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу. На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье -сбытом готовой продукции. В данной ситуации подразделение, целью которого была бы рационализация сквозного материального потока, проходящего через предприятие, отсутствует.

В России интерес к логистике возникает позднее, чем в экономически развитых странах. В силу этого, несмотря на определенные успехи, развитие логистики в нашей стране еще отстает от ведущих стран. По данным, приведенным в исследовании Старковой Н. О. и Успенского А. В. в первом квартале 2014 года Россия занимала 90 место из 160 стран мира в рейтинге наиболее объективного международного показателя оценки уровня развития логистики (по данным Всемирного банка). По данным Всемирного банка деятельность российской таможни по 5-тибальной шкале оценивается в 2,69 балла, развитие инфраструктуры в 2,20 балла, организация международных перевозок в 2,59 балла, правовое обеспечение и регулирование логистической деятельности в 2,64 балла, осуществление транспортировки в 2,85 балла, бесперебойность поставок в 3,14 балла. Для сравнения те же самые параметры в Германии, оцениваются в 4,12; 4,10; 4,32; 3,74; 4,12; 4,17; 4,36 баллов соответственно. По мнению специалистов, в области логистики разрыв в уровнях развития российского рынка логистических услуг с рынком Западной Европы составляет 8-10 лет, а Восточной Европы в 3-4 года [40].

Развитию логистики в России мешает ряд обстоятельств:

несовершенство организации и управления транспортно-логистическим

и складским комплексом;

ориентация ряда компаний на самостоятельную транспортировку и

хранение грузов;

отсутствие у крупных логистических организаций филиальных сетей в

регионах;

низкий уровень и качество российских автомобильных дорог;

низкая пропускная возможность и недостаток железнодорожных путей

[38].

- изношенность автопарка. Россия сохраняет лидирующие позиции в списках самых изношенных автопарков мира [37].

Вместе с тем, для успешного развития логистики в стране есть определённые научные, технологические и профессионально-образовательные предпосылки.

В России уже есть примеры успешного внедрения логистических концепций в производство. Ряд крупных российских компаний уже пытается внедрить у себя JIT. Например, КамАЗ, АВТОВАЗ и «Уралсвязьинформ». На Ульяновском автозаводе внедрение системы привело к экономии времени на 20%. В 2003 году Заволжский моторный завод также перестроил свое производство в соответствии с концепцией JIT.

С мая 2003 года ОАО «Северсталь» начал осуществлять поставки металлопроката на ООО «Катерпиллар Тосно» по принципу Just in Time, то есть по мере необходимости заказчика в том или ином материале. Кроме того, в России поставки по системе JIT осуществляет такая компания как Мастер-СНАБ, ведущий поставщик промышленного оборудования и лидер в области комплексного снабжения на рынках Твери, Тверской и Московской областей. Компания «ЕВРОСИБ-Логистика» предлагает доставку по системе JIT автокомпонентов и труб большого диаметра.

Система just-in-time в торговле предполагает, что товары поступают на полки «прямо с колес». К примеру, в Москве действует сеть магазинов самообслуживания «АБК», поставки в которые осуществляются по системе JIT. Применение данного принципа позволило увеличить объем торговых площадей за счет складских помещений, избежать затоваривания и обеспечить высокий уровень наполнения заявленного ассортимента.

Исходя из вышеописанного, мы можем определить, что логистика как вид хозяйственной деятельности в первоначальных формах возникает еще в глубокой древности. Ее развитие длительное время было связано с процессами военного снабжения. К настоящему времени в процессе трансформации и развития она приобрела глобальный характер.

В научной литературе существует достаточно большое число определений логистики, отличающихся друг от друга наполнением содержания и функциями. Обобщая их, следует признать, что логистика - это теория и практика о построении системы, выработанной для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, от закупки сырья и материалов, прохождения этапа производства, до поставок готовых изделий потребителям и приобретения продукцией добавочной стоимости, включая связывающую эти задачи информационную систему

Элементами логистики выступают потоки, запасы, логистические операции и функции. Организация логистики на предприятиях в организационном плане представляет выделение функции логистики в отдельное подразделение для удобства управления материальными, финансовыми, кадровыми и прочими потоками логистики.

В России развитие логистики пока еще отстает от экономически развитых стран. Ее развитию мешает ряд факторов - таких как несовершенство управления складским и транспортным комплексом, неправильная ориентация компаний на самостоятельную транспортировку и хранение грузов, отсутствие логистических сетей в регионах и др. В то же время в России имеются экономические, научно-технологические, профессионально - квалификационные предпосылки для успешного развития логистики.

1.2. Современные подходы к анализу применения логистики на предприятии

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. В практике функционирования предприятий логистика предстает в виде целостной системы. Исследование логистических систем позволяет выделить основы организации всей логистики на предприятии.

По мнению Ушакова Р.Н., логистическая система - это упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, выполняющих те или иные функции [23, с. 20].

Колмачихин Ю. Н. считает, что логистическая система - это система управления логистическими процессами, с обратной связью, работающими в единой многоуровневой структуре, с единым центром распределения ресурсов по установленным критериям эффективности их использования [29,с. 11].

Лысенко Ю. В. и Попова Е. А. дают определение логистической системе, как широкой категории, которая охватывает сферы производства и обращения материальных ресурсов, управление материальными и сопутствующими им потоками и направленную на оптимизацию логистических функций и операций, обеспечивая повышение эффективности организации и управления торгового процесса [31, с. 18].

По мнению Гаджинского А. М., логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой [3, с. 86].

Учитывая вышеуказанные позиции, можно дать следующее определение логистической системы. Это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, обеспечивающая повышение эффективности организации и управления логистического процесса. Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Элементами или подсистемами логистической системы являются все существующие подразделения предприятия, а также контрагенты (банки, страховые фирмы, поставщики, продавцы и прочие), связь между которыми устанавливается посредствам таких звеньев как: транспорт, склад, кадровые службы, отделы снабжения, сервиса и прочие.

Таким образом, к ним следует отнести:

  • подсистему закупки (снабжения). Функциональным назначением данной подсистемы является обеспечение поступления материального потока в логистическую систему. Снабжение заключается в транспортировке сырья и материалов, комплектующих, запасных частей, оформлении договора с поставщиками, выборе поставщика, оформлении заказа и др.;
  • подсистема производства. Производство — непосредственное изменение физико-химических и геометрических свойств материала с целью получения конечной продукции. Эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда. Логистический подход к производству заключается в минимизации суммарных издержек на производство;
  • - подсистема сбыта продукции. Сбыт продукции включает транспортировку продукции, выбор вида транспорта, выбор перевозчика (экспедитора), заключение договора с заказчиками (потребителями), сервисное послепродажное обслуживание и др. Данная подсистема обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Указанные подсистемы связаны между собой в единую систему логистики предприятия следующими операциями: - логистика снабжения;

логистика запасов;

логистическая поддержка производства;

логистика распределения;

транспортная логистика, включающая в себя не только саму транспортировку, но и экспедирование, таможенные процедуры, страхование рисков и прочее;

логистический сервис как комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров;

складирование;

грузопереработка - перемещение грузов на короткие расстояния, имеющее место внутри завода или склада, или между помещением и транспортным предприятием;

логистические операции по упаковке и таре.

Очевиден факт, что элементы логистических систем разнокаче­ственные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование каждого из элементов логистической системы. Единство цели и последовательность операций выстраивает их в логистическую цепочку.

Соединение всех подсистем в единую логистическую систему предприятия происходит с учетом специфики и сферы деятельности компании. Очевидно, что компоновка данных элементов будет различной в зависимости от того, какая эта фирма, какого рода деятельностью она занимается. Так, фирмы, занимающиеся производством, имеют расширенную производственную подсистему логистики. Транспортные компании в структуре логистической системы акцентируют деятельность в области логистики грузоперевозок, упаковки, и т.д. Специализированные логистические компании наиболее широко представлены подсистемой транспортировки, логистического сервиса, складской логистикой.

Не только методическое, но и практическое значение в исследовании логистических систем имеет их классификация. Она позволяет, идентифицируя логистическую систему предприятия, определять перспективы ее дальнейшего развития, а также проектировать новые.

Несомненно, что классификация систем имеет весьма условный характер. Границы между отдельными их типами и видами расплывчаты и определяются преимущественно отношением исследователя к изучаемой системе, а не реальной действительностью. В практике проектирования и создания логистических систем пользуются общеизвестной классификацией, представленной ниже [27, с. 11]:

1. Классификация по признаку «объект управления»:

материальные (товарные) потоки:

логистические системы производственных (промышленных) фирм;

логистические системы оптовых торговых компаний;

логистические системы оптово-розничных компаний;

сервисный поток:

логистические системы фирм, оказывающие услуги;

материальные и сервисные потоки:

смешанные логистические системы, в которых присутствуют основные потоки двух типов.

2. Классификация в зависимости от отраслевой специализации:

промышленность:

логистические системы машиностроительных предприятий;

логистические системы металлургических заводов;

логистические системы текстильных фабрик;

логистические системы предприятий других отраслей промышленности и прочее;

оптовая торговля:

логистические системы промышленных дистрибьюторов;

логистические системы дистрибьюторов фармацевтики;

логистические системы дистрибьюторов продовольственных товаров и прочее;

2.3. услуги:

логистические системы туроператоров;

логистические системы рекламных агентств;

логистические системы экспедиторских или транспортных компаний;

логистические системы банков и прочее.

3. Классификация в зависимости от сектора бизнеса:

логистические системы, работающие в секторе business to business (В2В) - это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес [30, с. 17];

логистические системы, работающие в секторе business to customer (В2С) - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией и частным, конечным потребителем [30, с. 17].

4. Классификация в зависимости от мощности компании:

макрологистические системы - это системы управления материальным потоком, в реальном масштабе времени охватывающие различные организации, находящиеся в разных регионах страны и функционирующие на межгосударственном либо трансконтинентальном уровне. То есть такие системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межреспубликанских, межобластных связей [5, с. 27];

по территориальному признаку (городские, районные, областные (краевые), межрегиональные, республиканские, федеральные, международные);

по объектно-функциональному признаку (отраслевые, ведомственные, межотраслевые, институциональные, военные, транспортные, информационные);

мезологистические системы - это системы интегрированного управления материальным потоком, охватывающие различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства [5, с 27]:

глобальные, холдинги, ТНК, ФПГ, группы предприятий отрасли;

4.3. микрологистические системы - то системы управления материальным потоком, организованные в границах одной организации [5, с. 28]:

по объекту управления (промышленные, торговые, сервисные компании);

по специализации и сектору бизнеса (отраслевые, секторы В2В и В2С, Е-бизнес);

по организации бизнеса:

внутрипроизводственные (структурные подразделения, рабочие места);

внешние (физического распределения, дистрибуции, снабжения);

интегрированные (внутрипроизводственные + внешние).

5. Классификация по типу связей:

логистические системы с прямыми связями (в этих системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, т.е. без посредников);

гибкие логистические системы (здесь движение материального потока от производителя продукции к её потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников);

эшелонированные логистические системы (движение материального потока происходит только при участии посредников).

Основными тенденциями современных логистических систем являются:

развитие смешанных логистических систем;

интенсификация развития логистических систем предоставления услуг;

формирование интегрированных логистических систем и др. Таким образом, логистическая система - это система, состоящая из

нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком. Элементами логистической системы выступают все существующие подразделения предприятия, а также контрагенты связь между которыми устанавливается посредствам таких звеньев как: транспорт, склад, кадровые службы, отделы снабжения, сервиса и прочие.

Классификация логистических систем имеет не только методическое, но и практическое значение. Современными тенденциями развития логистических систем выступают развитие смешанных логистических систем, интенсификация развития логистических систем предоставления услуг, формирование интегрированных логистических систем и др.

Логистическая система достаточна сложна по устройству и зависит от значительного количества факторов. Учет воздействия внешних и внутренних факторов, их динамичности требует решения вопроса об оптимизации логистической системы.

Согласно определению толкового словаря, оптимизация -выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты [26, с. 235].

По мнению Мищерского И.А. оптимизация - это модификация системы для улучшения ее эффективности [16, с. 102].

Неруш Ю.А. считает, что оптимизация - это процесс приведения (объекта) в оптимальное (наилучшее) состояние [14, с. 93].

Из социологического словаря следует, что оптимизация - это выбор наилучшего варианты из всех возможных [39].

Как видно, приведенные выше определения оптимизации имеют в основе одну и ту же идею - выбор наилучшего варианта использования ресурсов для модификации системы с целью улучшения ее эффективности.

Применительно к логистической системе «оптимизация представляет собой процесс нахождения экстремального поведения логистической системы (максимум с точки зрения результатов, минимальный - затрат), которые могут быть оценены как лучшие варианты из множества возможных. В процессе оптимизации выясняется, какое состояние логистической системы будет наилучшим с точки зрения предъявляемых к ней требований (критериев оптимизации) и которое рассматривается как цель оптимизации. В плане логистического менеджмента оптимизация рассматривается не только как аналитический процесс, но и как процесс достижения этой цели: перевод системы от существующего к искомому состоянию» [7].

Сложность логистической системы, нелинейный характер взаимосвязи использования различных ресурсов, трудности формализации и адекватного описания логистических процессов и случайность их характера, высокий уровень рисков в системе ставит вопрос о выборе критериев оптимальности логистической системы. В общем виде критерии оптимальности - это правила выбора наилучшего варианта из возможных.

В экономической литературе разработаны подходы к определению критериев оптимизации логистической системы. Так, исходя из целей логистики, такими критериями выступают:

- достижение заданного уровня логистического обслуживания потребителей при минимизации используемых ресурсов;

- поддержание возможно более высокого уровня логистического обслуживания потребителей при ограниченном на определенном уровне объеме ресурсных затрат» [7, с. 500].

Практической конкретизацией данного подхода часто выступает определение критерия оптимальности логистических процессов с помощью прибыли предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно.

Дополняет показатель прибыли другой критерий, а именно - «критерий снижение потерь. Все управление цепочками поставок заключается в том, чтобы обеспечить потребителя наиболее качественным продуктом, то есть продуктом с наименьшими потерями качества» [36].

В качестве критерия оптимальности логистики возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат [35]:

Сп + Соб min, (1)

где СП- издержки производства;

Соб- издержки обращения.

Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

R = B-^, (2)

СТД

где R - норма прибыли процесса товародвижения;

B - торговая выручка предприятия;

Стд- затраты на товародвижение.

Следует отметить, что все эти критерии носят общий характер, то есть применимы как к оптимизации всей логистической системы, так и ее звеньев. Однако в определенных функциональных сферах формируются свои задачи и критерии оптимизации. Сведение их воедино - задача логистического менеджмента.

1.3. Особенности применения логистики предприятиями общественного питания

Деятельность торговых предприятий охватывает различные процессы, которые определяются характером организации и технологии данного вида бизнеса. К таким процессам в торговле относятся: изучение внутреннего и внешнего рынка и потребностей потребителей, закупка товаров и их транспортировка, хранение и реализация товаров, административно-хозяйственное и информационное обеспечение. Из указанных бизнес-процессов торговли к основным относятся: закупка, транспортировка, хранение и реализация товаров.

На предприятиях торговли основу товарного движения составляют технологические процессы, связанные с логистикой товаров и продолжением производства в сфере обращения. К ним относятся - закупка и транспортировка товаров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировка, фасовка и подготовка товаров к продаже.

В научных трудах в контексте функционирования торговых процессов получило широкое использование понятие "логистика".

1 Экономическая энциклопедия: В трех томах. Т. 2 / Редкол. СВ. Мочерний (отв. ред.) и др. -М .: Издательский центр "Академия", 2015

В экономической энциклопедии дается определение логистики, как отрасли экономической науки, изучающей теорию оптимального управления материальными, информационными и финансовыми потоками в экономических адаптивных системах с синергичными связями1. С теоретической точки зрения в данном определении логистика рассматривается как отрасль экономической науки, а с практической стороны - система управления материальными, информационными и финансовыми потоками в деятельности субъекта хозяйствования.

Подобное определение понятия "логистики" подается Чкаловой О. В., которое рассматривается в двух аспектах:

Наука об оптимальном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в экономических адаптивных системах с синергичными связями.

Отрасль бизнеса или функция в корпорации, задачей которой является обеспечение перемещения и хранения продукции и сырья для обеспечения производства и продажи2.

В первом случае трактовка логистики аналогична ее определению в "Экономической энциклопедии". Во втором случае данное определение подается через трактовку функций и задач логистики в деятельности предприятия.

Кроме общего определения логистики в "Экономической энциклопедии" подается трактовка логистики торговой, как науки и практики организации управления физическим движением товаров в сфере обращения и коммерческого посредничества. В данном определении сосредоточено основное внимание на процессах физического перемещения товарных потоков в пространстве и времени.

Несколько иное определение дефиниции "логистики" подается в "Энциклопедии инвестиций", в частности: "логистика - это комплексное управление распределением, размещением, потоками транспортировки товарно-материальных ценностей с целью координации и рационализации грузооборота, повышения уровня транспортных услуг, обеспечения сохранности товаров, своевременной доставки к местам реализации и потребления, а также увеличения прибыли»2.

2 Энциклопедия инвестиций под ред. Дякива Р. С. Международная экономическая фундация.-Киев.-2015

Проблемам логистики в сфере торговли уделяется большое внимание отечественных ученых, большинство из них рассматривают логистику торгового предприятия, как организационный процесс управления материальными и информационными потоками от поставщика (через распределительную систему торговой фирмы -склады и транспорт) до реализации и доставки покупателю товаров.

Более широко определение "логистики" подает И. Мищук. Так, он считает, что под логистикой нужно понимать «комплекс технических средств, действий (операций, работ, процессов, целостных технологий) и методических правил, направленных на эффективное планирование, организацию, реализацию (физическое осуществление) и управление материальными потоками, их юридическое, информационное, финансовое, инженерно-техническое и научно-методическое обеспечение и осуществление в соответствии со стратегическими целями предприятия или определенных внешних целей "3. В то же время, по его мнению, с точки зрения практической деятельности "под логистикой необходимо понимать совокупность видов деятельности, с помощью которых обеспечиваются временные, пространственные и информационные преобразования при перемещении материальных ресурсов (продукции, товаров и т.д.) и осуществляется управление и контроль процессов транспортировки и складирования этих грузов "4.

3 Мищук И. П. Логистика торгового предприятия: содержание, направления, проблемы. Вестник НУ "Львовская политехника" № 594 "Логистика" / И. П. Мищук // - Львов. В-во НУ "Львовская политехника", 2015

4 Мищук И. П. Логистика торгового предприятия: содержание, направления, проблемы. Вестник НУ "Львовская политехника" № 594 "Логистика" / И. П. Мищук // - Львов. В-во НУ "Львовская политехника", 2015

Данное определение является очень широким понятием и охватывает не только цепь продвижения материальных ценностей от поставщика к потребителю, но и механизм управления логистическими процессами. В указанной трактовке «логистики» подаются элементы логистики управления, логистической инфраструктуры и других определений логистических понятий, раскрытых в "Экономической энциклопедии"..

Как указано в "Экономической энциклопедии", логистика торговая связана с процессами физического перемещения торговых потоков в пространстве и времени и выполняет ряд важных функций.

Рисунок 1 - Функции логистической торговой деятельности

По-моему мнению, большинство этих функций логистики торговой деятельности, которые перечислены на рисунке 1, касаются как оптовых, так и розничных торговых предприятий. Однако, отдельные функции относятся только к оптовым торговых предприятиям, например, планирование и организация доставки закупленных товаров на склады оптовых посредников. Более целесообразным для логистического управления функции логистики следует рассматривать по отдельным бизнес-процессам: например, процесса закупки, процесса транспортировки, процесса движения товарных запасов в местах хранения, процесса реализации товаров.

Ольдерогге Н. Г. выделяет следующие функции логистики процесса закупки товаров в торговле: определение потребности в материальных ресурсах; получение и оценка предложений; выбор поставщиков; согласование цены и заключение договоров; формирование заказов; контроль количества и сроков поставок; входной контроль и размещения материальных ресурсов на складе; управление запасами и контроль. В то же время, данный автор выделяет три схемы организации материально-технического обеспечения предприятий торговли:

традиционная (с наличием системы складов);

промежуточная (основывается на системе договоров с фирмами-посредниками);

ориентирована на конкретную потребность производства (базируется на методе "Канбан" - разработана в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства, которая учитывает конечную потребность в деталях) система MRP с модификациями, включающую планирование на уровне "программного планирования, распределения товаров и управления закупками"; метод «точно в срок»; система запросов, в соответствии с данной системой с поставщиками заключаются договора поставки на длительный период, а по данным на фактические потребности осуществляют запрос на основе поэтапного уточнения.

Из вышеперечисленных методов поставки товаров для торговых предприятий, по нашему мнению, наиболее оптимальным является использование последнего метода поставки ("системы запросов"), а предыдущие методы более характерны для промышленных предприятий. Организационную структуру службы логистики предприятия общественного питанияприведено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Организационная структура службы логистики торгового предприятия

Как видно из рисунка 2, с одной стороны, служба логистики включает планирование логистических ресурсов (прогнозирование спроса на товары, планирование поставок товаров, поддержка каналов распределения товаров), а с другой стороны - логистическую поддержку, которая предусматривает -налаживание складского хозяйства (прием товара, их складирование, контроль за оприходованием товаров, маркировка). Важную роль в цепи логистических операций принадлежит транспортному подразделению, выполняющему функции транспортировки и экспедиции товаров. При выделении функций в пределах логистики для торгового предприятия важно, чтобы каждая функция была однородной с точки зрения количества и трудоемкости процедур.

Таким образом, управление торговой логистикой охватывает проблемы формирования логистической системы торговой сети, выбора оптимальной организационной структуры службы логистики предприятия общественного питания, регламентации прав и обязанностей персонала такой службы, планирования и контроля организации закупочной логистики, управления движением товарного потока путем выбора форм и методов товародвижения, внедрения эффективной системы управления запасами, организации логистической информационной системы, а также контроль и оптимизация логистичних расходов.

Внимание, которое уделяется организации логистики и определению её места в организационной структуре предприятия, зависит от экономической сферы деятельности предприятия. Процесс доведения товаров от предприятий - изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства, но и операции, связанные с их хранением, транспортированием, сортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли5.

Логистическая организация процесса товародвижения является мощным инструментом повышения уровня продаж и товарообращения. Фирмы деятельность, которых связанна с реализацией потребительских товаров, сталкивается с проблемой оптимизации уровня запасов. Формирование запасов и закупка товаров, для дальнейшей реализации очень затратная часть и может составлять 25% от общих издержек обращения.

Логистические методы организации товародвижения сокращают долю этих издержек на 5- 10%, с помощью систематизации товародвижения. Применение в работе предприятия систем периодического анализа (система формирования запасов с фиксированным интервалом времени между заказами, система управления запасами с фиксированным размером заказа, система расчета оптимального размера заказа) позволит сократить, как переменные, так и постоянные издержки. За счет оптимизации уровня запасов, могут сократиться постоянные издержки, к которым можно отнести содержание складских и производственных площадей, транспортные расходы и др.

При формированиях логистических систем товародвижения, в которые входят производители, распределительные центры, транспортные организации, складские терминалы, сокращение издержек так же будет происходить системно, оптимизация движения материалопотоков эффективно скажется на общей экономической деятельности всей системы товародвижения.

Логистическая организация товародвижения позволит обеспечить сквозное прохождение материалопотоков через звенья логистической системы от производителя до конечного потребителя (Рис. 3).

Интеграции всех звеньев логистической системы дает положительный результат, так каждое звено знает какой товар в каком количестве, в какое время необходим для дальнейшего его продвижения6.

Мерой эффективности системы товародвижения служит отношение затрат фирмы к ее результатам. В результате сокращение издержек может носить эффект масштаба, в общей организации товародвижения от производителя, посредников до предприятий розничной торговли. Процессы товарообращения будут сокращаться, количество произведенных и проданных товаров будет увеличиваться, наценка на произведенную продукцию и товары готовые к продаже будет минимальной. Это позволит элементам системы товарообращения (производитель, посредник, предприятия розничной торговли), быть более конкурентоспособной, за счет понижения цены, высокой оборачиваемости, гибкости, понимания потребностей потребителей.

Рисунок 3 - Структура логистической системы товарообращения Основной результат, который достигается в логистической системе товародвижения - это удовлетворение потребителей и как следствие рост уровня продаж.

На это влияют качественные показатели, они зависят от следующих факторов:

Ни один из упомянутых факторов из рисунка 4 сам по себе не является решающим, но все они в той или иной степени воздействуют на уровень обслуживания потребителей.

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную форму и создается экономическая основа для возобновления производства товара. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения - одна из важнейших функций торговли.

Применение кратчайших путей движения товаров с производства до потребителя

Установление рациональной формы и звенности движения продукции с широким применением централизованной доставки продукции в розничные сети

Выбор оптимальных транспортных средств и их эффективное использование

Широкое применение тары - оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ

Логистика включает и рассматривает разные стадии и операции товародвижения как единое целое

Затраты осуществляются и учитываются как взаимосвязанные, взаимозависимые

Комплексный подход в логистике товародвижения осуществляется во имя ритмичного, своевременного и качественного обеспечения клиентов продукцией и заказчиков услугами с наименьшими расходами как у потребителей, заказчиков, так и у взаимодействующих с ними других субъектов рынков товаров и услуг

Рисунок 5 - Основные принципы логистической организации процесса товародвижения

Совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения

Все технологические операции по продвижению товара связаны с материальными затратами, поэтому для достижения экономического эффекта необходимо интегрировать логистические и технологические процессы товародвижения. При соблюдении всех принципов будет достигнута высокая эффективность всего процесса товародвижения.

Логистические операции в торговле - это элементарные, законченные действия по управлению товарными, финансовыми и информационными потоками в сфере распределение готовой продукции. Совокупность взаимосвязанных логистических операций в сфере товарного обмена, объединенных общностью целей, формирует логистический процесс розничной торговли.

В зависимости от вида потока выделяют операции:

  • с товарным потоком (погрузка, разгрузка, порезка, раскрой, комплектация, разлив, монтаж, консервация и пр.);
  • с денежным потоком (выбор форм, а также условий расчетов, реализация расчетно-кассовых операций, оптимизация режимов кредитования и пр.);
  • с информационным потоком (сбор, накопление, а также анализ коммерческой информации, организация и внедрение в организациях торговли систем управленческого учета и пр.);
  • с правовым потоком (юридическая экспертиза прав собственности на товар, разработка оптимальных схем передачи прав собственности на предмет торговой сделки и ответственности по поставкам и т.д.);
  • с потоком услуг (разработка пакета логистических услуг, определение рационального уровня логистического сервиса и пр.)[1].

Алгоритм организации торговой логистики:

  • Планирование закупок продукции для последующей перепродажи
  • Выбор формы организации закупочной деятельности
  • Организация закупок с целью последующей перепродажи
  • Выбор формы управления запасами
  • Управление запасами продукции
  • Выбор формы организации продажи товаров
  • Планирование и организация поставок товаров потребителям
  • Выбор формы обслуживания клиентов
  • Организация обслуживания клиентов

Так как розничное торговое предприятие выступает логистическим звеном, связывающим поставщиков товаров и конечных потребителей, большое значение имеет организация движения информационных потоков.

Все информационные потоки предприятия общественного питанияявляются двусторонними, так как осуществляется перманентный обмен информацией между субъектами рабочей среды предприятия и им самим.

Осуществив обмен необходимой информацией, поставщики направляют товарные потоки в магазин (поставки товаров), последний, в ответ -финансовые потоки (оплата поставок).

Среди прочих, в розничное торговое предприятие от поставщиков исходят сервисные потоки (дополнительные услуги - предоставление фирменного оборудования, его ремонт, обучение торгового персонала, снабжение утилитарными предметами рекламного характера). В том случае, если розничное торговое предприятие занимается реализацией товаров, поступающих из-за рубежа, оно может привлекать профессиональных таможенных посредников, передавая им на аутсорсинг вопросы таможенного оформления[2].

В процессе коммерческой деятельности магазинам необходимо сотрудничать с различными финансовыми учреждениями, такими как банки, страховые компании. По окончании обмена соответствующей информацией, данные учреждения осуществляют кредитование, лизинг, возмещение ущерба, возникшего в результате страхового случая (финансовые потоки), предоставляют различного рода услуги, например ведение банковских счетов, (сервисные потоки), что впоследствии оплачивается розничным торговым предприятием и формирует исходящие от него финансовые потоки.

Эффективное продвижение товаров на рынке невозможно без привлечения специализированных организаций - рекламных агентств, которые за соответствующую плату (исходящие от предприятия общественного питанияфинансовые потоки) производят и размещают рекламу магазина (сервисные потоки) и представляют ее потенциальным покупателям (информационные потоки).

Двусторонние информационные потоки циркулируют также между конечными покупателями и розничным торговым предприятием. Покупатели получают консультации по поводу приобретения, использования и потребления товаров, представленных в магазине, где дополнительно на них воздействуют размещенные в торговом зале рекламные материалы. В свою очередь, розничное торговое предприятие собирает информацию о различных аспектах покупательского поведения.[3]

Процесс продажи (отпуска) товаров покупателям формируют сразу несколько потоков:

Рисунок 9 - Процесс продажи (отпуска) товаров покупателям формируются несколькими потоками

Операции, совершаемые в розничном торговом предприятии и рассматриваемые с позиций логистики и коммерческой деятельности, связаны с управлением товарными, информационными, сервисными, финансовыми и правовыми потоками. Поскольку на современном этапе развития рыночной экономики конкуренция осуществляется не просто на уровне товаров, а уже на уровне их подкрепления, т.е. дополнительных услуг, проблема организации и управления сервисными потоками становится особенно актуальной.

В случае привлечения посредников для выполнения тех или иных сервисных операций, розничное торговое предприятие должно учитывать все возникающие риски логистического аутсорсинга, постоянно отслеживать все изменения в организации деятельности третьей стороны и знать ее финансовое состояние[4].

Главным отличием логистической организации торговой деятельности от традиционной является интеграция усилий всех участников данного процесса физического перемещения продукции в сфере коммерческого посредничества, что невозможно без обеспечения эффективного взаимодействия между розничным торговым предприятием, поставщиками и всеми привлекаемыми посредниками.

Эффективное управление взаимодействием с привлекаемыми посредниками обеспечивает качественное обслуживание конечных потребителей и достижение высокого уровня конкурентоспособности розничного предприятия общественного питания, что имеет особое значение в современных сложных экономических условиях.

[1] Гаджинский A.M. Логистика - М.: Дашков и Ко, 2017

[2]Федоренко Р.В. Оценка перспектив развития аутсорсинга в таможенной сфере // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. №4

[3] Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность - М.: Дашков и Ко, 2015

[4] Федоренко Р.В. Риски логистического аутсорсинга // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. №4 (36)