Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Понятие «экологические знания» у детей старшего дошкольного возраста
Потребительское отношение к природе, нежелание думать о том, как ее можно защитить, привели к тому, что планета Земля терпит экологическую катастрофу. И это не громкие слова, это повод задуматься и перестроить свое сознание по отношению к природе с потребительского на созидательное, повод формировать экологическую культуру с детства, повод сменить ценностные ориентиры.
РЕКЛАМА
Вам нужен доход от вашего интернета? Зарегистрировался и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB
Для решения данной проблемы и достижения экологически разумного
компромисса между человеком и природой выступает экологическое образование и воспитание, включающее в себя комплекс экологических знаний. Проблемами экологического воспитания занимались Н.Н. Кондратьева[24], Л.М. Маневцова [30], С.Н. Николаева[35], А.И. Иванова[18], и др.
С.Н.Николаева [36], считала что экологическое воспитание – это использование знаний о природе для всестороннего развития и воспитания личности. Исходным звеном воспитания осознанно - правильного отношения дошкольников к природе является система экологических знаний отражающие ведущие закономерности живой природы.
Е.Ю.Виноградова [4] считала ,что экологические знания — это знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающей среде.
Формирование экологических знаний — это лишь начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Конечный результат - это отношение. Но при этом без экологических знаний невозможно сформировать правильное отношение к объектам природы. Без отношения экологические знания являются только «багажом», который не применяется на практике.
Проблеме формирования экологических знаний дошкольников уделяли внимание многие исследователи, среди которых Н.Ф.Виноградова [4], Т.А.Куликова[12], П.Г.Саморукова[20], Н.А.Рыжова [23], и другие.
Так, в исследованиях Н.Н. Кондратьевой [9], Л.А.Бобылевой [2] , Н.А. Рыжовой [ 23] доказано, что детям 5-6-и лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке, как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы – оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.
Ведь именно детские впечатления от первой встречи с родной природой надолго, а может на всю жизнь, остаются в памяти детей, имеют колоссальное значение в формировании отношения к природе в будущем, воспитывают понимание великой ценности природы и необходимости ее беречь.
И.Л.Саво [24] отмечает, что система экологических знаний, отражающая основные закономерности существования живой природы – это исходное звено экологического воспитания. Она включает в себя знания о видовом многообразии живых существ, их умение приспосабливаться к среде обитания, закономерности их роста и развития, правила жизни в сообществах. Такие системные знания позволяют ребенку понять существенные особенности природных объектов и явлений, системные связи между ними.
Взаимосвязь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ. Исследователь Л.М. Маневцова [13], предлагает следующие модульные блоки системообразующих знаний старших дошкольников о природных явлениях:
- система знаний и представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей;
- система знаний и представлений о среде обитания живых существ, их приспособленности к определенной среде обитания, в том числе к сезонным изменениям;
- система знаний и представлений о размножении живых существ, их росте и развитии;
- система знаний и представлений о взаимодействии живых существ в экосистемах.
Таким образом, формирование системы экологических знаний является частью интеллектуального развития ребенка. Умение наблюдать за жизнью природы, а также доступная возрасту исследовательская деятельность в полной мере способствует развитию логического мышления. Сравнение объектов живой природы, выявление сходства и различий способствует активизации мыслительной деятельности ребенка.
Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношений к явлениям и объектам природы. Осознанный характер отношений проявляется в умении объяснить природные явления, в выполнении целенаправленных трудовых действий, направленных на сохранение природы.
Исследователь А.П.Усова [26] отмечала, что сообщая детям сведения о тех или иных природных явлениях, важно подводить их к пониманию простых взаимосвязей и закономерностей. В предлагаемой детям системе знаний из любой области действительности должны быть отражены существенные связи этой области.
Важно понимать, что спецификой экологического обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении является обеспечение непосредственного контакта ребенка с природой, обустройство возможности непосредственного наблюдения за природными явлениями и практической деятельности по уходу за живой природой. Важно не только наблюдать, но и обсуждать с ребенком увиденное, побуждать его к осмыслению происходящего, делать выводы. Главным методом экологического воспитания в детском саду является совместная деятельность детей и педагогов в специально обустроенной зеленой зоне.
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольной организации - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
О.Н.Лазарева [11] утверждала, что знания, полученные в совместной деятельности, помогут детям осознать явления природы. Ребенок сможет выполнять отдельные поручения по уходу за растениями или животными, проявляя доброе и бережное отношение к ним.
Формирование правильного осознанного отношения к природе – это обеспечение понимания ребенком связей живых существ с внешними условиями, их умения приспосабливаться к среде обитания; это осознание понятия «живое» и его само ценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимание красоты природных явлений и значимости содержания живых существ в естественных условиях. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, знаний о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Таким образом, экологические знания — это знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающей среде.
1.2 Содержание и задачи по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание старших дошкольников это систематический, планомерный, целенаправленный процесс, целью которого является получение экологический знаний, формирование навыков, умений, нравственных убеждений, которые обеспечивает формирование таких личностных качеств, как бережное отношения к природе, любовь ко всему живому, понимание ответственности человека за экологическое благополучие.
Содержание экологического воспитания включает два взаимосвязанных аспекта: передача экологических знаний и трансформация их в правильное гуманное отношение к природе.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в их знаниях о природе родного края, о лесе, о реках, о животном мире, о домашних и диких животных, о зимующих и перелетных птицах, о взаимосвязях в мире природы, умении ухаживать за растениями и животными.
Качественными показателями экологической воспитанности являются не только знания о природе, но и желание, целенаправленное участие в улучшении окружающего природного мира.
Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование основ экологической культуры, правильного отношения детей к окружающей их среде.
Концепция экологического воспитания С.Н.Николаевой [16] предполагает развитие базовых основ, под которыми понимается формирование осознанного отношения к природе, уважительном отношении к людям, которые бережно относятся к природе, понимание ценности жизни и здоровья человека.
Таким образом, сущность экологического знания - это получение экологически направленных знаний о природе и умение их использовать в реальной жизни. Дети старшего дошкольного возраста могут эти знания использовать как в игре, так и в быту и труде.
Содержание экологических знаний включает:
- связь организмов со средой обитания, приспособленность к ней;
- многообразие живых организмов, сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности
- охрана и восстановление природных богатств.
человека, загрязнение окружающей среды;
А.И.Иванова [7] выделяла следующие задачи по формированию экологических знаний детей:
- Формирование у дошкольников знаний правильного, гуманного отношения к природе.
- Формирование знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
- Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы.
- Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных.
Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ, являются программы обучения и парциальные программы, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних, немало экологических.
Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Рассмотрим следующие задачи экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, используя анализ программ.
Одной из наиболее распространенных программ дошкольных учебных учреждений является программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «От рождения до школы» [19]. Сущность данной программы заключается в том, что на основании ФГОС ДО создана программа развития ребенка возрастом от 0 до 7 лет и охватывает все необходимые по ФГОС ДО образовательные области .
В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено образовательной областью «Познавательное развитие» разделом – Ознакомление с миром природы.
Задачи :
-Ознакомление с природой и природными явлениями;
-Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
-Воспитание умения правильно вести себя в природе.
-Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
В программе «Юный эколог» [15] С.Н.Николаева делает акцент в экологическом воспитании дошкольников на их ознакомлении с живыми организмами и природными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Задачи программы:
-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
-воспитание потребности в созидании и творчестве;
-создание условий для полноценного экологического воспитания;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Кроха» [10] - программа воспитания самых маленьких (детей раннего возраста) в семье и детском саду. Е. Ф. Терентьева (автор раздела программы) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Задачи программы основываются, на приобщение детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, конкретных представлений: о растениях, о животных, о природных явлениях. Учить замечать состояние растений, настроение животных, вызывать желание не мешать, защитить, позаботиться. Побуждать детей к проявлению бережного заинтересованного отношения к природе разными способами: словом, мимикой, жестом, приобщать к соучастию в уходе за объектами природы.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует множество различных образовательных программ, направленных на экологические знания детей.
Анализ программ показал что, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста можно соотнести с формированием экологических знаний. У ребенка формируется оформленная ценностная система только в том случае, если экологические знания становятся началом основ экологического воспитания и экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Также экологическое воспитание напрямую связано с развитием эмоциональной сферы ребенка, а именно со способностью сопереживать, сострадать и сочувствовать, удивляться, уметь видеть красоту окружающего мира и природы.
Как считают С.Н.Николаева[36] , А.И.Иванова[18] , В.Д. Лысенко[28] , Ю.А Акимова[2] , экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, главным образом, опирается на воспитание бережливого отношения к окружающей среде, формирование трудовых навыков в условиях природы, воспитанию гуманного отношения детей ко всему живому, ознакомление детей с рядом представителей животного мира, обучение навыкам ухода за ними.
По мнению В. И. Логиновой[15] , Т.И.Бабаевой[15] , Н. А.Ноткиной [15] и др. экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Дети старшего дошкольного возраста должны осознавать и понимать, что они и природа, которая их окружает, неразрывно связаны. Ребенок старшего дошкольного возраста должен не только понимать это неразрывное единство с природой и окружающим миром, но и прочувствовать, это должно стать непосредственно основой гуманного отношения к природе и окружающей среде. Если ребенок старшего дошкольного возраста будет относиться к каждому живому существу и организму как самоценному, уникальному, у которого имеется право на жизнь.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
1.3. Использование моделирования для формирования экологических знаний старших дошкольников
Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с предметами. Как подчеркивает исследователь А.И.Иванова [6], использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.
Исследователи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги и психологи. Так А.И. Иванова [7] считала, что модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
С.Н.Николаева определяет, что: «Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью» [28,с.10] .
Л.Н.Блаценко [1] полагает, что моделированием называется такое средство исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Оно служит для исследования этих процессов или систем объектов, а также для уточнения их характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Благодаря этому моделирование находит применение и в науке, и в учебной деятельности.
Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку позволяет демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.
По мнению Н.Н. Ветровой [10], моделирование имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Следовательно, моделирование — это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Цель моделирования — обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, [3], Д.Б. Эльконин[5], и др.) отмечается доступность средства моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. В учебном учреждении в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры), планы и многое другое. В обучении можно применять разные виды моделей, например: С.Н. Николаева [17], выделила следующие виды моделей:
1. Предметные — в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
3. Графические (дидактические) модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.
Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям.
Исследователь О.Г.Романенко [21] предлагает следующую классификацию экологических моделей:
- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;
- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;
- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;
- по способу использования – статические и динамические и т. д.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований, их выделял В.П. Мизинцев [14]:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- быть простой и доступной для создания и действия с ней;
- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- облегчать познание
Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.
Таким образом, модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Моделирование — это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Модели и моделирование позволяют раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах и системах, их взаимосвязях в природе. Поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является одним из основных средств формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по 1 главе
Изучая проблему экологического знания дошкольников, можно сделать вывод о том, что данный вопрос является актуальным и относится к числу фундаментальных проблем воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого и наших дней придавали большое значение природе как средству воспитания детей, среди них Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Л.К. Бобылева, С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, З.П.Плохий, А.П.Усова, В.Д.Лысенко, Ю.А. Акимова. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили свою реализацию в современных программах обучения для детей дошкольного возраста.
В основе идей экологического воспитания лежит осознанное правильное отношение ребенка к явлениям природы во всем их многообразии, уважительное отношение к людям, бережно относящимся к природе, ухаживающим за ней. В процессе экологического воспитания ребенок осознает свою значимость для сохранения состояния окружающей среды, учится созидательно взаимодействовать с природой.
Экологические знания — это знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающей среде. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношений к явлениям и объектам природы.
Задачами по формированию экологических знаний детей являются следующие:
- Формирование у дошкольников знаний правильного, гуманного отношения к природе.
- Формирование знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
- Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы.
- Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных.
Эффективность работы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста зависит и от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию.
Модели и моделирование позволяют раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах и системах, их взаимосвязях в природе. Поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является одним из основных средств формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.