Теоретические основы физического и психологического восстановления ресурсов личности
1 Проблема восстановления физических и психологических ресурсов личности в отечественной и зарубежной психологии
Понятие «ресурс» и близкое к нему понятие «потенциал» широко применяется в психологии. Проблема потенциала является объектом изучения ряда авторов (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фром, К. Юнг, С. Л. Рубинштейн и др.).
На сегодняшний день существует большое количество актуальных проблем на тему ресурсов человека, среди которых остаются открытыми следующие вопросы:
- Физические и психологические потенциалы и ресурсы адаптации к сложным условиям и обстоятельствам жизни;
- ресурсы жизнестойкости и динамика их изменения в процессе обучения и профессиональной деятельности;
- ресурсы профессионального становления и эффективности субъектов труда;
- ресурсы преодоления личностных кризисов;
- ресурсы противодействия личностным деформациям и сохранения физического и психического здоровья;
- динамика ресурсов на разных этапах профессионализации;
- обусловленность ресурсов человека внешними и внутренними причинами и условиями;
- технологии сохранения физических и психологических ресурсов личности.[1]
В современной психологии содержание понятия «ресурсная сфера» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет ее как физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение ее программы и способов поведения для предотвращения или купирования стресса[2].
Е.С. Старенкова и Н.Е. Водопьянова выделяют в понятии ресурсы личности знания и опыт, умения и навыки, модели разумного поведения, актуализованные способности, которые помогают человеку быть более спокойным в стрессовых ситуациях, успешным и довольным качеством своей жизни[3].
В.А. Ганзен и Л.А. Головей используют понятие «потенциал развития». Указанные авторы выделяют детерминанты и потенции (потенциалы) индивидуального развития человека [4].
Потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием выполняемой деятельности, составляют своеобразное сочетание потенциалов развития человека[5] [...].
Истоки ресурсного подхода, в котором вопрос ресурсности связывается с решением психологических проблем жизнедеятельности человека описываются в работах отвечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна и отечественного психолога, доктора педагогических наук, профессора, академика Б. Г. Ананьева. В их работах прослеживается две феноменологии «ресурсов»:
1) системный характер природы ресурсов, которые понимаются как проявление сложного взаимодействия возможностей, потенций и внутренних сил человека на протяжении всей жизни;
2) формирования и проявления резервов и ресурсов человека зависит от условий внешнего мира, активности личности как субъекта жизнедеятельности.
Психологические качества человека также рассматриваются как ресурсы, позволяющие более эффективно действовать и добиваться успеха, преодолевать стрессы и справляться с жизненными трудностями. Так, среди познавательных (когнитивных) ресурсов как общая адаптивная способность человека чаще всего рассматривается интеллект. В частности, уровень интеллекта как психологического ресурса в некоторой степени положительно коррелирует с переживанием счастья.
Среди научных школ и ученых существуют различные объяснения и классификации «ресурсов», а также разные концепции развития, актуализации и истощения ресурсов.
В отечественной психологии понятие «ресурс» используется авторами как синоним понятия «потенциал», а в зарубежной психологии ресурс понимается как фактор защиты.
Д.А. Леонтьевым было введено понятие личностного потенциала, как базовой индивидуальной характеристики, своеобразного стержня личности.
Одной из специфических форм проявления личностного потенциала является проблема преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти самые неблагоприятые условия могу быть предопределены генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, внешними неблагоприятными условиями.
Понятие о личностном адаптационном потенциале происходит от концепции адаптации и оперирует традиционными для этой научной парадигмы терминами. А.Г. Маклаков считает способность к адаптации не только свойственным индивиду, но и личностным свойством человека.
Адаптация рассматривается им не только как процесс, но и как свойство живой саморегулирующейся системы, включающее в себя способности приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Человеческие адаптационные способности зависят от психологических особенностей личности. Именно психологические особенности определяют возможности адекватного регулирования физиологических состояний.
Соответственно, чем выше уровень адаптаци способностей, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность, высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды.
Кроме того, существует единство феноменологии при разных проявлениях задатков, способностей, ресурсов. А именно: задатки понимаются как врожденные анатомо-морфологические особенности индивида; способности связывают с конкретной деятельностью, предлагающей средства и условия их становления и развития; ресурсы обсуждаются в отношении лиц зрелого возраста, активно включенных в разные сферы жизнедеятельности, проявляющих целенаправленную активность, сопряженную с высокими психофизиологическими затратами.
В теoрияx преoдoления cтреcca «реcурc» часто рaccмaтривaется как функциoнaльный (совокупность пcиxoлoгичеcких, физиoлoгичеcких, прoфеccиoнaльных, личностных характеристик) пoтенциaл, который способен oбеcпечивaть уcтoйчивый урoвень реaлизaции aктивнocти челoвекa и дocтижения ее зaдaнныx пaрaметрoв нa прoтяжении oпределеннoгo времени.
К индивидуальным психическим ресурсам человека относятся отдельные свойства личности, ее ценности, цели, стратегии поведения, а также психологические механизмы саморегуляции.
Из-за различия в понимании феномена «реcурc» создается множество подходов к классификации ресурсов человека как активного субъекта жизни.
Зарубежные авторы наиболее часто выделяют классификацию, состоящую из четырех ресурсов: физиологические (здоровье, отсутствие физических недостатков, физическая выносливость и др.); психологические черты (самооценка, уверенность, чувство контроля, способность к самораскрытию и др.); когнитивные свойства (обучаемость, убеждения, способность к структурированию информации и др.); социальная поддержка и финансовое благополучие, финансовая свобода.
С. Хобфолл классифицирует ресурсы человека следующим образом:
– пo oтнoшению к индивиду, т.е. реcурcы «Я»-кoнцепции (внутренние, внешние);
– по локализации источника и отношения к другим ресурсам: на объектные, личностные, реcурcы cocтoяний или уcлoвий, мaтериaльнo-энергетичеcкие реcурcы;
– пo знaчению для выживaния: на первичные, вторичные, третичные.
Согласно концепции сохранения ресурсов Хобфолла, люди стремятся сохранять, защищать, восполнять и резервировать личные ресурсы. Ощущение психологической угрозы, стрессовых синдромов связано прежде всего с ощущением утраты ресурсов или сложностями их восстановления.
Подводя итог рассуждениям, сформулируем следующие выводы: психологические ресурсы — это система взаимосвязанных компонентов индивидуально-средового характера, использование которых может эффективно влиять на преодоление кризисных ситуаций. Любая черта характера личности есть отражение индивидуального и социального пространства, которое наполняет человека и создает среду его существования. Физические ресурсы – это здоровье, телесная развитость, физическая стрессоустойчивость и здоровая физико-биологическая среда.
Таким образом, важным является раскрытие закономерностей потери и восстановления ресурсов, теоретические и эмпирические исследования ресурсного обеспечения человека на разных этапах его жизненного пути и в различных сферах его жизнедеятельности. В следующем параграфе будут рассмотрены возрастные особенности физического и психологического восстановления ресурсов личности в зрелости
2 Возрастные особенности физического и психологического восстановления ресурсов личности в зрелости
Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э.Эриксон, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.
Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. Ананьев[6]).
Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.
Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, зпишет, что во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.
Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.
В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).
Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
- умение брать на себя ответственность;
- стремление к власти и организаторские способности;
- способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
- уверенность в себе и целеустремленность;
- склонность к философским обобщениям;
- защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
- способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
- формирование индивидуального жизненного стиля;
- стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный
- опыт молодому поколению;
- реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
- стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова[7]).
Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.
Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.
Главные проблемы кризиса среднего возраста - это убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.
Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.
Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции.
Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.
Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.
В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности» [[8]].
Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин...
Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях. Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень «акме» человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.
Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.
Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.
Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина.
Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца» [С. 52—54[9]].
[1] Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2015. Вып. 1. С. 45-54
[2] Бoдрoв В. A. Прoблемa преoдoления cтреcca. Ч. 2: Прoцеccы и реcурcы преoдoления cтреcca // Пcиxoлoгичеcкий журнaл. 2006. Т. 27. № 2 C. 113-123.
[3] Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 2-е изд. доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 336 с
[4] Ганзен В.А., Головей Л.А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельность. – Л.: ЛГУ, 1982. – 158с.
[5] Рыбалко Е. Ф., Головей Л. А. Потенциалы возрастного развития // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1998. — С. 239-240. — 584 с.
[6] Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1.—Томск, 1980.
[7] Сапогова Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. Москва: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
[8] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000. (с. 374)
[9] Деркач А.А. Методолого-прикладные основы ак-меологических исследований. — М., 1999.