Теоретические основы развития воображения младших школьников в процессе обучения в условиях инклюзивного образования

Сущность, цели, задачи и особенности развития воображения

Проблема развития воображения не является новой. Как развивать этот психический познавательный процесс у младших школьников, считается одним из важнейших в педагогике и психологии.

Очевидно, что роль воображения в жизни человека очень велика. Способность воображать – ценный навык для каждого. Это может помочь ему принимать нестандартные решения, творчески решать возникающие проблемы, находить выход из сложных ситуаций. Даже при отсутствии определенных теоретических знаний и опыта, необходимых для решения никогда прежде не встречавшейся, новой задачи, благодаря работе воображения человек способен найти решение [22].

Воображение играет большую роль в повседневной жизни человека, а также в науке, творчестве и исследовательской деятельности.

Воображение – это психический процесс, сущностью которого является отражение действительности в необычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Авторы рассматривают сущность понятия «воображение» с разных точек зрения.

И.В. Возняк утверждает, что «воображение есть психологическая деятельность, заключающаяся в создании идей и психических ситуаций, которые человек вообще никогда непосредственно не воспринимал» [7].

С.Г. Шевченко рассматривает воображение как «временную стадию искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о действительности, не дает ему ничего нового взамен, а только искажает образ самой действительности» [22].

Л. С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые были накоплены ранее, а создает некоторые новые черты из ранее накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [8].

Е.Г. Карасева считает, что с помощью воображения человек отражает действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных композициях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на ее основе новые образы [15].

Суть воображения заключается в способности замечать и выделять в предметах и явлениях определенные черты и свойства и переносить их на другие предметы, создавая новый образ.

Воображение многофункционально.

Среди важнейших функций воображения, И.П. Фарман называет [20]:

1. Представление действительности в образах и умение использовать их при решении задач. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает мысленную модель конечного или промежуточного продукта труда, что способствует их фактической реализации. Эта функция воображения связана с мышлением и органически входит в него.

2. Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения человек может воздействовать на органические процессы — изменять ритм дыхания, пульса, артериального давления, температуры тела. Эти факты лежат в основе самообучения, которое широко используется для саморегуляции.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояния человека. С помощью умело вызванных образов человек может обратить внимание на нужные события. Через образы он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями.

4. Формирование внутреннего плана действий - умение осуществлять их в уме, манипулировать образами.

5. Планирование и программирование деятельности – составление таких программ поведения при неопределенности проблемной ситуации, оценка их правильности, процесс реализации.

Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в тех случаях, когда необходимо найти новое решение, т.е. требуется опережающая практическая деятельность рефлексии, которая происходит в конкретно-образной форме в результате оперирования образами.

Л.В. Шайтанова отмечает, что развитие воображения проходит три фазы, каждая из которых имеет свои особенности [21]:

1) детство и отрочество, когда преобладают фантастика, игры, сказки, художественная литература;

2) в юности это сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

3) в зрелости - это подчинение ума воображению и интеллекту.

Существует несколько классификаций типов воображения, каждая из которых основана на одном из основных свойств воображения:

Воображение называется активным, образы которого рождаются и изменяются при участии воли человека. Используя этот вид воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу что-то изобрести, а затем осуществляет ее. Этот тип воображения называется активным, потому что в каждый момент, когда человек создает подходящий образ, он может представить себе что-то новое, остановиться, то есть он в состоянии контролировать этот процесс или остановить его по своему желанию [17].

Пассивное – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. В этом случае он не в состоянии контролировать ни начало, ни ход, ни конец соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сны [19].

Продуктивным называется воображение, в образах которого много нового (элементы фантазии). Продукты такого воображения обычно ничем не напоминают или имеют очень мало сходства с тем, что уже известно. Это часто идеи талантливых писателей или художников, открывающих новую страницу в литературе или искусстве. Правда, нельзя сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения нет ничего нового. При желании его всегда можно найти, разлагая продукт воображения на известные элементы, но сущность воображения и его продукта не сводится к ним [16].

Репродуктивное – это воображение, в котором есть много уже известных продуктов, хотя есть и отдельные элементы нового. Такова, например, фантазия подающего надежды поэта, писателя, инженера, художника, который сначала создает свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь при этом профессиональному мастерству. Конечно, в продуктах их воображения можно найти много того, что они сами придумали, но в целом эти продукты все же напоминают то, что кем-то уже создано [19].

Таким образом, решение вопроса развития воображения и творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, вовлечение в активную творческую деятельность. Организовать такую деятельность возможно на уроках.

Психолого-педагогические особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это период, когда активно развиваются все психические функции. Согласно психологическим исследованиям, этот возраст считается чувствительным к развитию, в том числе и воображения.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, оно проявляется гораздо чаще и позволяет гораздо легче уйти от действительности. Неустанная работа с воображением – один из путей, ведущих к познанию и развитию детей [18].

Выделяют следующие основные направления развития воображения младшего школьника [14]:

1) совершенствование планирования создания образов воображения;

2) повышение точности и достоверности образов воображения;

3) увеличение разнообразия и оригинальности фантазийных изделий;

4)сокращение элементов воспроизведения изображений;

5) повышение реалистичности и управляемости образов воображения;

6) усиление связи воображения с мышлением;

7) переход воображения от деятельности, нуждающейся во внешней поддержке, к самостоятельной внутренней деятельности, основанной на речи.

Исследования развития воображения у детей младшего школьного возраста занимают важное место в отечественной психологии. Большинство авторов связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением школьниками различными видами деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, необходимо знать психологический механизм детского воображения, в основе которого лежит соотношение фантазии и действительности.

Задача взрослого состоит в том, чтобы расширить опыт ребенка, что создаст условия для развития детской творческой активности, ведь воображение связано с самой действительностью, и в процессе ее восприятия накапливаются и совершенствуются представления о ней, тем самым обогащается память образами существующего [8].

Воображение младшего школьника развивается постепенно по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт школьника, чем больше он увидел, услышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений он собрал об окружающей действительности, чем богаче материал его воображения, тем больше простора открывается его воображению и творчеству, что наиболее активны и полностью реализуются в играх, написании сказок и рассказов, рисовании [11].

Школьный возраст, как и все человеческие возрасты, начинается с критического периода или переломного момента в возрасте 7 лет.??? При переходе от дошкольного к школьному возрасту младший школьник меняется. Результаты многих современных исследований по этой проблеме сводятся к следующему: для 7-летнего ребенка характерна прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни.

Признаки, характеризующие кризис 7 лет, связаны с ослаблением сенсорной непосредственности, усилением рациональной стороны восприятия действительности, которая теперь опосредует переживание и сам поступок, являясь противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребёнку [16].

Ребенок начинает осознавать свои переживания, рождаются понятия «я счастлив», «я расстроен», «я зол», «я добрый». Переживания детства приобретают смысл, в результате чего у ребенка создаются новые отношения с самим собой, ставшие возможными благодаря процессу обобщения и усложнения опыта. Это так называемое аффективное обобщение, или логика чувств, когда ребенок школьного возраста учится обобщать свои многократно повторяющиеся чувства [14].

Каковы этапы развития воображения у детей школьного возраста? Известно, что до 3-х лет детское воображение существует как бы внутри других психических процессов, являющихся фундаментом воображения. В 3 года у ребенка развиваются словесные формы воображения, и воображение становится самостоятельным психическим процессом. В 4-5 лет ребенок учится планировать, структурировать предстоящие действия на ментальном уровне [8].

В 6-7 лет воображение уже достаточно активно, осмысленно и конкретно. Появляются первые элементы детского творчества. Воображение нуждается в питающей его среде – оно предполагает эмоциональное общение со взрослыми, предметную и манипулятивную деятельность разного типа.

С 6-7 лет до 9-10 лет - начальный школьный период ребенка. У него есть постоянные обязанности, которые связаны с учебно-познавательной деятельностью [3].

Новый социальный статус ребенка, мир нормативных отношений усложняет условия жизни ребенка, нередко выступая в роли стрессора, нарастающего психологического напряжения, что сказывается на физическом здоровье, эмоциональном состоянии и поведении ребенка. Стандартизация условий жизни младшего школьника, происходящая в школе, начинает мешать его естественному развитию, которое до тех пор ожидалось и понималось близкими ему людьми. В основном младший школьник адаптируется к стандартным условиям школы, что помогает ему в учебной деятельности [11].

Младший школьный возраст является периодом интенсивной и качественной трансформации познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.): они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными.

Без достаточно развитого воображения учебная работа учащегося не может продолжаться успешно, поэтому важный педагогический вывод: создание благоприятных условий для развития воображения детей способствует расширению их реального жизненного опыта, накоплению впечатлений [6].

Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлые переживания, предметное окружение, которое зависит от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция сверху ситуативно становится вне ситуативной.

Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный, чувствительный к развитию воображения и фантазии. Детские игры и разговоры отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство их воображения [4].

В их рассказах и разговорах часто смешиваются реальность и фантазия, а образы воображения могут переживаться детьми как вполне реальные, исходя из закона эмоциональной реальности воображения.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, рисовании, сочинении рассказов и сказок.

В детском творчестве проявления воображения разнообразны: одни создают действительность, другие создают новые фантастические образы и ситуации. При написании рассказов дети могут заимствовать знакомые сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, иногда даже не замечая этого. Однако нередко они намеренно комбинируют знакомые сюжеты, создают новые образы, преувеличивая при этом отдельные стороны и качества своих персонажей [22].

Неустанная работа воображения является для младшего школьника действенным способом познания и освоения окружающего мира, возможностью выхода за границы личного практического опыта, важнейшей психологической предпосылкой развития творческого отношения к миру.

Развитию воображения младшего школьника способствуют следующие условия [19]:

1) включение учеников в различные виды деятельности;

2) использование нетрадиционных форм проведения уроков;

3) создание проблемных ситуаций;

4) использование ролевых игр;

5) самостоятельное выполнение работы;

6) использование различных материалов;

7) использование разных видов заданий, в том числе психолого-педагогических.

Таким образом, детская фантазия обладает значительным потенциалом для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Благодаря воображению младший школьник творит, осмысленно планирует свою деятельность и руководит ею. Воображение выводит младшего школьника за пределы его текущего существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, младший школьник может «жить» в разные времена, чего не может себе позволить ни одно другое живое существо в мире.

Особенности содержания и организации урока в начальных классах в условиях инклюзивного образования

Образование представляет собой единый целевой образовательный процесс, который представляет собой социально значимое преимущество и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Понятие «инклюзивное образование» определяется таким образом, что всем учащимся гарантируется равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [13].

Включение в образование тесно связано с процессами включения в общество. Как отмечает А.И. Красило: «В настоящее время инклюзивный подход — это не что иное, как социальный заказ, достигший определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства, где он основан на принципах гуманизма и толерантности. Представляет собой переосмысление отношения к разнородным группам населения, признание не только равенства их прав, но и осознание обязанности предлагать им те же возможности, что и всем другим людям, в том числе при получении образования» [17].

Убеждение, что образование является одним из важнейших прав человека и способствует формированию справедливого общества, легло в основу формирования концепции «инклюзивного образования». Следовательно, все дети имеют одинаковое право на образование, и это не может зависеть от их проблем или личных качеств.

Инклюзивное образование — это термин, описывающий процесс обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях. Инклюзивное образование основано на идеологии, исключающей любую дискриминацию в отношении детей, гарантируя равное обращение со всеми людьми и создавая особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Речь идет о детях с особыми потребностями, физическими недостатками [11].

Обучение детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них особой коррекционной и развивающей среды, которая предлагает адекватные условия и равные возможности с обычными детьми, корректировать нарушения развития в рамках специальных образовательных стандартов, реабилитации, воспитания и обучения, и социальная адаптация к обучению.

Выделают следующие особые образовательные условия для детей с ограниченными возможностями:

1. Основные группы условий [8]:

а. Материально-техническая база, оснащенная спецтехникой; возможность организации дистанционного обучения.

б. Организационная поддержка образовательного процесса, включая правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями, информационно-образовательная поддержка.

в. Организационная и образовательная поддержка. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и способностей детей. Предоставление возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуальной учебной программы. Программно-методическое обеспечение учебного процесса. Внедрение вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование разных типов обучения. Использование современных образовательных технологий, а также психологическая и педагогическая поддержка. Адаптация методов обучения и воспитания к особым образовательным потребностям школьников и учеников с ограниченными возможностями.

г. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

д. Штат сотрудников. Специальная подготовка педагогических кадров по работе с ОВЗ в интегративной практике.

2. Психологические и образовательные условия при работе с детьми-инвалидами [10]:

а. Индивидуальный подход.

б. Поддержка устойчивости эмоциональной сферы.

Для детей с ограниченными возможностями важно учиться без принуждения, основываясь на интересе, успехе, уверенности и размышлении над тем, что было изучено. При организации учебного процесса необходимо исходить из способностей ребенка - задание должно быть в зоне средней сложности, доступное. И на первых этапах коррекционной работы необходимо передать учащемуся субъективные переживания успеха на фоне определенного количества усилий. В дальнейшем сложность заданий следует увеличивать пропорционально повышению навыков ребенка. Поэтому главный приоритет в работе детей с ОВЗ — это индивидуальный подход с учетом особенностей психики и здоровья ребенка [7].

Учащимся с ограниченными возможностями необходимо также изменить способ представления информации. Традиционные технологии обучения позволяют обогатить воображение учеников, вызвать множество ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие языка учеников и постоянное эмоциональное взаимодействие учителя и ученика, основаны на использовании элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих форм обучения [4;19].

Методические приемы [16]:

1) последовательное выполнение задач;

2) повторение инструкции ученику для выполнения задания;

3) пошаговое объяснение задач;

4) предоставление дополнительного времени для выполнения задачи;

5)использовать упражнения с минимальным наполнением, с пропущенными словами, предложениями;

6) изменение вида деятельности;

7) использование печатной продукции посредством иллюстраций.

Подходы к работе с детьми [8]:

1) обогащение познанием мира;

2) проведение подготовительных курсов;

3) активизация познавательной деятельности;

4)коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

5) проявление педагогического такта.

Очень важно развить в ребенке интерес и положительное отношение к учебной деятельности. Для этого нужно использовать [8]:

1) дидактический материал;

2) игровую деятельность;

3) совместную деятельность «учитель-ученик» по завершении задания;

4)фазовое устное обучение и язык как фактор организации образовательной деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями необходимо организовать психологическую и педагогическую поддержку, основной задачей которой является создание системы непрерывного, комплексного, индивидуального психологического и педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями. Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.

Выделяют следующие формы работы педагога [7]:

1) выполнение индивидуальной работы с учениками и их родителями:

2)тематические дискуссии, семейные визиты, подготовка рекомендаций и характеристик;

3) проведение педагогических советов;

4) ведение карточек с наблюдениями за динамикой педагогического мастерства;

5) посещение, взаимное посещение занятий, анализ занятий с точки зрения сохранения здоровья;

6) разработка методических указаний для учителей;

7) анкетирование учащихся, диагностика.

Вера в способности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию положительного отношения к себе и другим людям, дает чувство уверенности в себе и доверия к окружающим. Сотрудничество педагога, педагога-психолога и логопеда в совместной поддержке ребенка - основа всей коррекционной работы [4].

При работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации нервной системы таких детей. Поэтому необходимо использовать компенсационные элементы реабилитационного кабинета [19]:

1) любовь к ребенку (забота, человеческое отношение, тепло и ласка);

2) понимание трудностей и проблем, с которыми сталкиваются дети;

3) принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, сочувствие;

4) обучение элементам саморегуляции и видам образовательного обеспечения усвоения знаний:

5) обучение без принуждения (на основе интереса, успеха, доверия);

6) занятие как система реабилитации, благодаря которой ученик начинает чувствовать и осознавать себя способным действовать рационально, ставить и достигать цели;

7) адаптация содержания, очистка учебного материала от сложных деталей и излишнего разнообразия;

8)использование ориентировочной основы действия (опорных сигналов);

9) оптимальный темп с позиции полного усвоения.

Таким образом, получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших и неотъемлемых условий их успешной социализации, чтобы обеспечить их полноценное участие в жизни общества и эффективную самореализацию в различных видах профессиональной и общественной деятельности.

Использование возможностей урока в условиях инклюзивного образования для развития воображения младших школьников

Воображение считается одним из важнейших психологических новообразований младших школьников. Детская фантазия проявляется и формируется в процессе обучения под влиянием взрослого и деятельности самого ребенка. Развитию воображения необходимо уделять должное внимание в процессе обучения детей с ОВЗ, так как оно является важным средством познания окружающего мира детьми, оно во многом определяет развитие личности в целом. Наиболее эффективным способом развития воображения является приобщение учащихся к продуктивной творческой деятельности. Для этого необходимо применять различные формы и методы в учебной деятельности.

Большое значение имеет проявление творческих способностей детей на занятиях по русскому языку и литературному чтению. С первого класса дети учатся сочинять рассказы, сказки по аналогии с произведениями искусства читают, сочиняют пословицы, загадки, стихи, создают иллюстрации. Драматизация — самый сложный, но и самый интересный прием организации творческой деятельности учащихся с ОВЗ по следам прочитанного. Чаще всего детям показывают отрывок из произведения или басни. Может быть объявлен конкурс «Кто прочтет одно и то же слово (фразу) с большим количеством оттенков интонации» или игра «Не дам!». Необходимо попросить детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей [4].

Со второго класса детям с ОВЗ можно предлагать творческий пересказ — это преобразование текста с целью его переосмысления. Различают два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словарного запаса учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ [14].

Игра «Путаница» занимает особое место в системе творческих заданий. Это творческая игра слов, каламбур, как говорил М. Горький. Суть игры Следующая: слова нескольких пословиц или поговорок пишутся на доске или на отдельных листах бумаги, чередуются, разделяются запятыми. Дети должны внимательно читать слова, думать и стараться вычленить из всех слов те, из которых состоят известные поговорки и пословицы [22].

При работе со словом можно использовать задание «Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и др. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками [9].

Одним из любимых занятий младших школьников с ОВЗ на уроке литературного чтения является рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой. Дети активно принимают участие в данном виде деятельности как в первом классе так, и в четвертом.

На уроках математики такие задачи, как ребусы, загадки и задачи на логику, помогают развивать воображение детей с ОВЗ. Детям очень нравится выступать в роли учителя и придумывать новые задания по картинке.

Виды заданий на развитие воображения [16]:

1) задания с несформулированным вопросом;

2) задачи с пропущенными данными;

3) задачи с избыточными данными;

4) задачи с несколькими решениями;

5) задания с изменяющимся содержанием;

6) задачи на размышление, логическое мышление;

7) задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные»

8) с на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Особое место в математике занимают развивающие игры, развивающие воображение школьника с ОВЗ.

Игра «Сравни»: назови предмет, сходный с данным по какому-либо признаку (книга, мел, хлеб, дерево)

Игра «Причина»: педагог называет причину, а дети - причину, по которой это произошло.

Игра «Ошибка»: найди ошибку и объясни ее.

Игра «Встреча»: представьте, что встретились два человека. О чем они могли говорить? («Петух и солнце», «Радуга и дождь», «Добрый и Злой волшебник») [14].

Эти игры можно использовать не только на уроках математики, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения и русского языка.

Активная работа по развитию воображения происходит на уроках об окружающем мире, где дети очень часто отправляются на виртуальную прогулку в другую страну, на другую планету, на дно океана. На занятиях учащиеся могут работать в парах и делиться своим мнением, поддерживая друг друга в творческом воображении. Нельзя не отметить очень важную работу над кроссвордами, которая включает в себя не только изучение нового и повторение уже изученного, но и проявление воображения ученика.

Конкурс на лучшего выдумщика помогает раскрыться каждому школьнику с ОВЗ, ведь выдумывать – естественная потребность ребенка. Рассказывая воображаемые истории, дети учатся точному использованию слов, образному и яркому повествованию. Например, «придумай невероятную, невероятную историю о том, как ты провел вчера свой вечер» [15].

Одно из самых сложных упражнений «Угадай, кто я» основано на умении детей видеть необычное в обычном и развивает умение сравнивать, противопоставлять и выражать свои мысли кратко и ясно.

Уроки изобразительного искусства и технологии также развивают воображение ребенка с ОВЗ. На этих занятиях ребенок остается наедине со своим внутренним миром. Каждый ребенок вносит что-то новое, одинаковых работ не бывает. Все работы будут отличаться друг от друга. Очень продуктивно проходят уроки рисования на свободную тему. Там, где ребенок, он сам себе хозяин. Главное не навредить, и найти в каждом рисунке и подделке «изюминку», то, что получилось лучше всего и чем можно гордиться [10].

На уроках изобразительного искусства можно использовать такие приемы, как:

Рисование абстрактных категорий (нарисуй грусть, радость, звук, мысль).

Рассматривание случайных пятен, рисование их и преобразование в знакомые формы и понятия: фигурки животных, домики, цветы.

Рассматривание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)

Техника обратного рисования. Очень интересное занятие, которое развлечет не только ребенка, но и родителей. Ребенок или взрослый держит карандаш вертикально и прижимает его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребенок (или взрослый) двигает бумагу под карандашом так, чтобы получился рисунок [6].

Таким образом, важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый – его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Учитель организует и направляет деятельность ребенка, расширяет, уточняет, обогащает опыт ученика, побуждает его к творчеству, что способствует развитию воображения.