Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе
Публичный дискурс и многообразие его форм был и остается предметом большого интереса ученых и любых других участников академической деятельности. Он всегда был неотъемлемой частью современной культурной повестки, пронизывающей практически все сферы жизни человека и фактически обладает властью над социальной реальностью, ее созданием и трансформацией в сознании людей. Любой потребитель текстов и участник живой коммуникации участвует в процессах восприятия и осмысления, стоящих за дискурсом социальных ситуаций, что является одной из причин непрекращающейся актуальности его исследования.
РЕКЛАМА
Вам нужен доход от траффика вашего интернета? Зарегистрировался и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB
В наиболее общем для лингвистики смысле на сегодняшний день любой дискурс понимается как «единство текста и коммуникативной ситуации». По Н. Д. Арутюновой, «дискурс – это речь, погруженная в жизнь». Соответственно, применяя это определение к актовому дискурсу, его можно трактовать как симбиоз ситуации публичного выступления и самого текста речи выступающего. Дискурс можно представить как абстрактную аналитическую конструкцию, которая анализируется путем исследования семиотических практик в конкретном наборе данных, в то время как тексты представляют собой отдельные единицы анализа, в которых дискурсы реализуются посредством использования конкретных семиотических ресурсов.
А. А. Кибрик отмечает, что «только через призму значимых классификационных признаков, различающих типы дискурса, можно объяснить все богатство лексических и грамматических выборов, производимых говорящим или пишущим человеком». Поэтому, говоря об актовом дискурсе в данной работе, я буду выделять его и актовую речь как жанр публичного дискурса, который представляет собой явление более широкого по своим составляющим характера.
Такие понятия, как «актовая речь», «напутственная речь», «вступительная речь», в контексте моей работы я буду рассматривать в качестве синонимичных, несмотря на то, что на сегодняшний день их сложившегося общепринятого определения нет, и они могут использоваться в качестве характеристики текстов немного отличающейся направленности. Согласно дефиниции понятия, данной в словаре, “commencement speech” это “an address given to graduating students, generally at a university, by a notable figure in the community”. В данном варианте подчёркивается, что “commencement speech” − это напутственная речь, обращённая к выпускникам высших учебных заведений.
М. М. Бахтин утверждал, что «существенным (конститутивным) признаком высказывания является его обращенность к кому-либо, его адресованность. Кому адресовано высказывание, как говорящий (или пишущий) ощущает и представляет себе своих адресатов, какова сила их влияния на высказывание — от этого зависит и композиция и — в особенности — стиль высказывания». Логично предположить, что публичный дискурс ориентирован на массового адресата, некоторую публику, часто объединенную по определенным параметрам, таким как пол, возраст, специфические интересы, социальный статус, уровень благосостояния, образования и т. п.
Современные представители дискурс-анализа полагают, что «язык структурирован в соответствии с общими паттернами, которые обусловливают высказывания людей в различных сферах социальной жизни». (См. работы М. В. Йоргенсена и Л. Дж. Филлипса). В случае с жанром актовой речи, общность прежде всего заключается в тематике события, связывающего аудиторию – выпускного. Общая публика церемонии вручения дипломов включает в себя родственников и друзей выпускников, профессоров и должностных лиц университета, но именно выпускники являются «виновниками торжества». Выпускники, а не их родители или профессора, являются аудиторией, которую оратор должен вдохновлять.
Актовая речь получила широкое распространение в странах Запада, где обращение к выпускникам университетов и колледжей стало традицией, поэтому она действительно культурно-обусловлена, даже типична для Америки и ее массовой и лингвистической культуры. Феномен актовой речи по праву можно назвать интертекстуальным, он являет собой «многомерную связь текстов, несущих для представителей данного лингвокультурного сообщества определенную эмоциональную значимость» (И.В.Арнольд, Р.Барт, М.М.Бахтин, Ж.Деррида, Ю.Кристева, Ю.М Лотман и др.). Напутственную речь можно сравнить с лакмусовой бумажкой, которая отражает традиции и менталитет, а так же вербализует ценностную парадигму в рамках актового дискурса.
Семантика данного термина говорит сама за себя – «напутствие» – «навести на путь», что глобально и является смыслом данной практики (ист. Oxford Languages). Это символическое представление о том, как молодые, наивные студенты вырываются из безопасного убежища университета в пугающее неизведанное, иначе называемое «реальным миром». Церемония вручения дипломов – монументальное событие в студенческой жизни, которое знаменует начало нового этапа и конец старого. Это влечет за собой необходимость принятия новых решений в ближайшее время, что в свою очередь окажет большое влияние на их будущее. Предполагается, что эффективная и вдохновляющая актовая речь помогает сосредоточить внимание выпускников и направить его в необходимое русло.
Раньше многие университеты и колледжи выбирали своего президента или выдающегося выпускника как наиболее подходящего оратора для данной ситуации, потому что такой вариант подчеркивал связь обращения с учебным заведением и устанавливал контакт между оратором и аудиторией как минимум на основе их общего прошлого. Когда выпускные классы были значительно меньше, чем сейчас, известной практикой была подготовка речи самими студентами, для демонстрации их «статуса образованного человека». Однако, «начиная с 20-го века, наблюдается растущая тенденция приглашать известных деятелей», таких как местные лидеры и политики, для выступления с речами на церемонии выпуска.
В последние годы, ораторы, как правило, известные личности из мира СМИ, политики, шоу-бизнеса, кино и т. п. – образцы реализовавшегося профессионально и личностно человека, достигшего успехов на выбранной стезе и готового поделиться своим опытом и размышлениями с будущими специалистами. Выбор оратора может давать представление о современных «иконах», чья философия и стиль жизни почитаемы и расцениваемы как «модель поведения» в обществе на данный момент.
1.2 Лингвостилистические и прагматические особенности напутственных речей.
Лингвистические особенности актовой речи представляют большой интерес с нескольких точек зрения. Во-первых, это прежде всего жанр институционального дискурса, представляющий собой монологическое высказывание, направленное на конкретную целевую аудиторию, с целью укрепления определенного мировосприятия, сопровождающееся вербально выраженной ценностной ориентацией и обладающее четко выраженной ситуативной соотнесенностью. Во-вторых, лингвокультурологические особенности подобных текстов заключаются в их значимости для представителей лингвистического и культурного сообщества в эмпирическом и эмоциональном плане. В сознании носителей западной лингвокультуры эти особенности входят в систему перцепции субъективной реальности, представляя собой некоторую ментальную структуру, которая определяется как «инвариант восприятия, репрезентирующего некую структурированную совокупность минимизированных и национально-детерминированных представлений» [2, c. 49, 68], В. В. Красных.
Значит, тексты напутственных речей могут считаться «прецендентным явлением», поскольку не просто отсылают к известному событию в данной культуре (выпускному), а всецело ему посвящены.
Как речевой жанр актовая речь представляет собой относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип текста. Тематически актовая речь строится вокруг жизненных эпизодов, направленных на связь прошлого с будущим. Композиционно она включает благодарность за приглашение выступить, философско-лирические размышления говорящего о жизни, обязательные ссылки на отличившихся выпускников, собственный жизненный опыт говорящего, “смешные ситуации” и пожелания. Стилистически актовая речь сочетает элементы личностного общения (лиричность, задушевность) и подобающей случаю торжественности (возвышенность).
Структурно-композиционные черты жанра
По своей форме напутственная речь представляется в виде «сплошного текста», т. е. прозы, обладающей определенным паттерном построения. О.З. Муштук в «Основах общей риторики» объясняет структуру публичного выступления как «части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления» См. : Муштук, О.З. - Указ. соч. - С. 44.
Композиционно-смысловая структура напутственной речи включает в себя вступление, основную часть и заключение, что соответствует «трехчастному делению».
Вступление – начальная часть публичного выступления, в которой ораторы выражают благодарность за предоставленную возможность произнести эту речь, поздравить выпускников и их родителей с окончанием университета.
Основными задачами вступления являются: установление доброжелательной атмосферы и контакта с аудиторией, подготовка слушателей к восприятию выступления и пробуждение интереса к теме. Основные функции вступления: контактоустанавливающая и проспективная (возможность заинтересовать слушателя темой).
Основная часть обычно представляет собой обращение к выпускникам, описание ряда задач, которые стоят перед ними, оценка каких-либо событий прошлого и настоящего; повествование о том, что имело место в прошлом и сейчас составляет основу жизни в настоящем; обобщающие рассуждения о проблемах современности, сдобренные примерами из жизни выступающего, его опытом и его интерпретацией с последующей моралью.
Заключительная часть является важным смысловым и композиционным компонентом. Во всем многообразии заключительных реплик можно выделить следующие типы: вывод – призыв, вывод – совет, вывод – пожелание, вывод – поздравление. Например, вывод – призыв будет отличаться эксплицитной направленностью. Оратор не только подытоживает все сказанное, но и призывает совершать определенные действия (добросовестно выполнять свою работу, нести ответственность за свою жизнь, доверять другим и рисковать, быть честным по отношению к себе и другим людям и т. п.).
Важную роль в актуализации побуждения адресата играют модальные глаголы, лексические средства выражения побуждения (must, have to/вы должны, вам следует), а так же местоимения, которые будут усиливать чувство общности.
Т. В. Шмелева предложила параметры для построения модели речевого жанра, что в данной работе будет взято за основу в выделении ключевых элементов напутственной речи: «коммуникативная цель, образ адресата, образ автора, образ прошлого и образ будущего, событийное содержание, языковое воплощение жанра». Целевой аудиторией исследуемого жанра являются выпускники, кроме них на церемонии также присутствуют их родители, друзья, сотрудники университета или колледжа, но цель воздействия преследуется только в отношении самих выпускников.
Основными параметрами жанра выступают: рекурсивность (событие происходит регулярно, раз в год); фиксированность в сценарии торжественной церемонии вручения дипломов; тематическая незаданность обращения, или же большая коммуникативная свобода выбора темы выступления; значимость события в жизни адресата (окончание университета)
Исходя из оценки композиции и общих черт актовых речей, представленных в современном публичном дискурсе, выявляются четыре важных элемента, которые помогают определить правила жанра вступительных речей. Этими элементами являются:
1) Признание выпускников и их достижений;
2) Создание идентификации между оратором и выпускниками;
3) Репрезентация внешнего мира и его проблем;
4) Вселение надежды на будущее выпускников.
Обзор литературы показывает, что эти четыре пункта присутствуют в напутственных речах независимо от того, кто дает выступление.